В этом сезоне киевский Будивельник впервые за 12 лет примет участие в еврокубках. Со времени последнего участия "строителей" на континентальных клубных турнирах еврокубки претерпели значительную реорганизацию. Уже нет Сапролиги, Кубков Корача и Сапорты, в которых играл Будивельник. Мало того, почила в бозе образованная после исчезновения киевского клуба с европейской клубной карты NEBL, появившаяся Евролига FIBA стала Кубком Европы и объединилась со столь же новообразованным Кубком ULEB. В общем, произошло довольно многое. Но задача iSport.ua не рассказывать о метаморфозах еврокубков, а напомнить баскетбольному болельщику о том, какова же история Будивельника в еврокубках еще той эры. Итак, начнем.
Союзные времена. В шаге от финала
Первое появление "строителей" на международной арене датируется 1974 годом – тем самым, когда Будивельник завоевал очередные бронзовые медали чемпионата СССР и получил право сыграть в Кубке Корача, которому на тот момент "стукнуло" уже три года. Излишне напоминать, что к этому моменту Кубок дважды подряд завоевывал итальянский Канту, считавшийся фаворитом и розыгрыша 1974/75. Может быть, киевляне бы и смогли бросить вызов команде Арналдо Тауризано – Будивельник был заявлен на турнир и должен был играть в групповом турнире в группе А. Но, в результате, команда Александра Клименко так на евроарене и не появилась.
"Дело в том, что распределением команд по еврокубкам в союзные времена занималась Москва, – вспоминает бывший игрок киевской команды, а нынче президент УПБЛ Владимир Рыжов. – Партийные функционеры решали, какой именно клуб допустить к участию в международных матчах. Предпочтение отдавалось преимущественно командам из Ленинграда, Москвы, иногда Тбилиси. И спортивный принцип не всегда являлся определяющим. Поэтому, несмотря на то, что руководство европейской федерации включило нас в розыгрыш Кубка Корача, перед нами зажгли красный свет именно наши "начальники".
Следующей возможности сыграть в еврокубках пришлось ждать долгих семь лет. Дебютировали киевляне в Кубке Сапорты и, пройдя квалификационный барьер в виде бухарестского Динамо, стали участниками четвертьфинального группового этапа, где, помимо "строителей" также выступали "основоположники" турнира испанский Реал (напомним, что турнир носил имя директора мадридцев Раймундо Сапорты), словацкий Интер и голландский Лейден. Выиграв три матча из шести (кстати, обе игры Реалу украинцы проиграли), вице-чемпион СССР вышел в полуфинал, где в первом же домашнем матче попросту разорвал будущего обладателя Кубка Сапорты хорватскую Цибону с разницей в 16 очков. К сожалению, в ответной встрече команда Бориса Вдовиченко проиграла на десять очков больше и покинула турнир. Кстати, дебютный сезон "строителей" в еврокубках до сих пор считается наиболее успешным в истории клуба – больше киевляне ни разу не достигали столь высокой стадии континентальных клубных турниров.
"У нас была "атомная" команда, – рассказывает Рыжов, – действительно серьезный коллектив европейского уровня – Ткаченко, Белостенный, Рыжик... По идее, именно мы должны были играть в финале с Реалом, который, тем более, уже изучили вдоль и поперек по играм группового турнира. Но нашлись объективные причины. Сейчас я уже не боюсь говорить о том, что нам помешало судейство. Тогда генеральным секретарем FIBA был Борислав Станкович, поэтому арбитры были лояльны по отношению к командам из Югославии. Наставник Цибоны Мирко Новосел перед матчем в Загребе был уверен в победе и прямо утверждал, что нам в Югославии ничего не светит. В течение этого матча мы словили два технических фола, и закончилось даже тем, что Саша Белостенный побил судью. Не спорю, Цибона была действительно очень сильной командой, но в Европе считалось, что в финал должны были выйти именно мы, и уже предвкушали финал Будивельник - Реал. Но не сложилось.
Другой причиной, по которой мы проиграли эту встречу, стала наша неподготовленность к играм международного уровня. Будивельник впервые в истории принимал участие в еврокубках, мы еще не обладали достаточным опытом в таких играх. Мы не разработали правильную тактику игры, не учли вышеупомянутый судейский фактор – в общем, ничем соперника удивить не смогли. Против нас сыграло и то, что домашнюю игру мы выиграли с довольно хорошим преимуществом, потому приехали в Загреб, считайте, доигрывать первый матч, за что и поплатились".
1981/82, Кубок Сапорты
Квалификация: Динамо Б (Румыния) – 76:70 (в), 68:59 (д)
1/4 финала (Группа В)
Реал (Испания) – 84:93 (в), 78:79 (д)
Интер (Словакия) – 104:80 (д), 88:96 (в)
Лейден (Голландия) – 72:69 (в), 74:66 (д)
1/2 финала
Цибона (Хорватия) 82:66 (д), 66:92 (в)
В следующем сезоне очередные серебряные медали чемпионата СССР позволили Будивельнику опять сыграть в Кубке Сапорты. Был даже определен первый соперник "строителей" – венгерский Шопрон. Но киевляне под давлением из Москвы вновь были вынуждены отказаться от участия в турнире. А уже в следующем сезоне, после того, как в союзном первенстве им пришлось удовлетвориться бронзовыми наградами, им все-таки позволили принять участие в розыгрыше Кубка Корача.
Уверенно пройдя болгарский Академик, подопечные Вдовиченко вышли в групповой этап, где играть пришлось против очень сильных соперников – чего стоило только присутствие "народной" команды Турции Фенербахче. Да и остальные представители стран прогрессивного капитализма тоже были не лыком шиты. Но настоящие советские люди не испугались громких имен и выиграли четыре встречи из шести! И Фенербахче, и французский Париж были биты дважды, а миланской Олимпии, в составе которой выступали такие звезды как Дино Менегин и "Арсен Люпен" европейского баскетбола Майк д’Энтони, "строители" дома проиграли с разницей всего в одно очко. А если учитывать, что из группы в полуфинал выходил только ее победитель, то двух поражений от миланцев хватило, чтобы Будивельник остановился именно на этой стадии турнира. Кстати, отметим, что, как и два года назад, командой, остановившей нашу команду, стал будущий обладатель трофея.
"В то время началась экспансия американских игроков в европейский баскетбол – мы впервые столкнулись с командой, в составе которой выступал недавний представитель НБА Джо Берри Кэрролл, – продолжает делиться воспоминаниями Владимир Рыжов. – Для нас это было в диковинку. Впрочем, мы не стушевались и достойно противостояли миланцам вплоть до последней четверти. Только там свое взяла и усталость, и обилие тренерских ошибок. До того мы вели едва ли не 15 очков, но растеряли все преимущество и, в результате, проиграли. Дома очень хотели отыграться. Тогда нас накрыла волна проблем со здоровьем. Например, я травмировался на игре в Париже и, по сути, не должен был играть. Но прямо на площадке мне сделали укол, и я вышел на площадку, где все-таки не смог показать свойственную мне игру. Белостенного и вовсе привезли из больницы – у него были проблемы с желудком. По пути в зал накачали медикаментами, чтобы он смог принять участие в игре, но, сами понимаете, Саша тоже не мог играть в полную силу. Были микротравмы и у остальных игроков основы. С другой стороны, с такими проблемами мы проиграли итальянцам с разницей всего в одно очко – показатель достойный".
1984/85, Кубок Корача
Квалификация: Академик (Болгария) – 66:65 (в), 108:93(д)
1/4 финала (Группа В)
Фенербахче (Турция) – 91:67 (д), 82:79(в)
Стад Франс Пари (Франция) – 100:84 (д), 98:88 (в)
Олимпия М (Италия) – 86:94 (в), 83:84(д)
Союзные времена. Когда не хватает кадров
На протяжении четырех последующих лет Будивельник не попадал в призеры чемпионата СССР, потому и путь на евроарену для него был закрыт. За это время команда лишилась ряда игроков основы – тот же Рыжов уехал в Тбилиси, откуда едва не был куплен греческим Олимпиакосом. Бронзовые медали союзного первенства 1987/88 вновь позволили киевской команде принять участие в розыгрыше Кубка Корача. 13-очкового выездного перевеса над берлинской Альбой было достаточно, чтобы досрочно обеспечить себе попадание в групповой этап. Как вы помните, этот сезон был наиболее успешным в советской истории Будивельника – тогда они выиграли первое и единственное чемпионство СССР. Но на евроарене дела обстояли намного хуже. Опять многое решило поражение с минимально разницей. Правда, проиграли киевляне французскому По-Ортез, но именно этого поражения было достаточно, чтобы опять уступить путевку в полуфинал итальянской команде – на сей раз Канту. Что обидно, в очном противостоянии "строители" были сильнее итальянцев, сумев в домашней встрече нивелировать разницу в счете, "привезенную" из Канту. Но... это была единственное поражение итальянской команды в групповом турнире, за счет чего она и вышла в полуфинал. Эх, если бы не то обидное поражение в По...
"У нас была довольно сильная группа, – вспоминает разыгрывающий Будивельника тех времен Андрей Шаптала, – разве что голландцы были немного ниже уровнем. Нам удалось отыграть разницу в очном противостоянии с Канту, где в то время играл тот же Менегин, и все предвкушали попадание в полуфинал, как случилась неудача в игре с По-ортез. Встречи с французами были уникальными. В Киеве обе команды показали сверхрезультативную игру. В составе По-Ортеза выступал тогда очень сильный американец, который, несмотря на то, что его персонально опекал Саша Волков, набросал нам 41 очко! А выиграли мы лишь за счет того, что в эндшпиле я, Женя Мурзин и Андрей Подковыров сообразили четыре трехочковых броска на троих и вырвали желаемую победу. Главная трагедия разыгралась в По. Тогда По-Ортез выступал в зале, который днем функционировал как рынок и лишь вечером превращался в спортивную арену. Ближе к концу встречи Юрий Сильвестров забил из-под кольца, и Будивельник повел "+1". И тут случилось что-то непонятное. Французы пошли в атаку, Мурзин отобрал мяч, соперник выбил его за пределы площадки, но судьи почему-то усмотрели в том эпизоде, что мяч ушел в аут именно от нашего игрока. Этого хозяевам хватило, чтобы в цейтноте организовать быструю атаку и забить легкий мяч. Получилось так, что Канту, совсем этого не ожидая, прошел в полуфинал, а для нас еврокубковая кампания этого сезона закончилась".
1988/89, Кубок Корача
Квалификация: Альба (Германия) – 106:93 (д), 82:85 (в)
1/4 финала (Группа D)
Ден Хельдер (Голландия) – 89:65 (д), 125:92 (в)
Канту (Италия) – 97:108 (в), 103:88 (д)
По-Ортез (Франция) – 112:110 (д), 90:91 (в)
Продолжение следует...
На фото (слева направо), верхний ряд: второй тренер Николай Погуляй, Владимир Внуков, Анатолий Ковтун, Мирча Кожеляка, главный тренер Борис Вдовиченко, Александр Белостенный, Владимир Ткаченко, Владимир Мартынов, Виталий Хоменко, начальник команды Николай Окунев. Нижний ряд: Владимир Рыжов, Виктор Смоляков, Роман Рыжик, Александр Шальнев, Валерий Кобзев, массажист команды.