Европа - Америка. Этим направлением грезит большинство молодых ребят, делающих первые шаги в профессиональном баскетболе. И хотя с возрастом мечта засветиться в НБА постепенно рушатся под воздействием ряда факторов (кому данные не позволяют, кто понимает, что и в Старом Свете можно отлично чувствовать себя в игровом и финансовом плане), все же вряд ли здравомыслящий человек откажется от реальной перспективы попробовать себя за океаном.
Назад в Европу
Впрочем, времена меняются, и теперь все чаще баскетболисты едут в обратном направлении. Речь не об американских легионерах, которых в Европе достаточно, а о европейцах, познававших игру в американских школах, колледжах, университетах. К примеру, итальянец Данте Калабрия, успешно игравший за свою сборную несколько лет назад; россиянин Александр Каун, побеждавший в NCAA и вызывавшийся затем в национальную дружину; немец Патрик Фемерлинг, учившийся в штатах, а затем выступавший за ряд ведущих европейских клубов и сборную Германии. В конце 2007 года Украина узнала о том, что оказывается и у нас есть таланты, взращенные за океаном. Денис Яковлев в поисках трудоустройства отправился на родину, где начал профессиональную карьеру.
Сначала он оказался в Одессы, но своего места он там так и не нашел. Прошлым летом Яковлев отправился в Ферро. В Запорожье Денис надолго не задержался: благодаря классной игре, в начале 2009 года он оказался в самом титулованном клубе Украины. В Будивельныке 22-летний форвард не потерялся, по окончании сезона став лучшим украинцем в УБЛ. В стане "строителей" Денис, в совершенстве владеющий английским, зачастую выполняет роль переводчика, помогая тем самым американским легионерам быстрее адаптироваться в коллективе. Главным же достоинством на площадке является хороший бросок и атлетизм.
В общем, с баскетбольной точки зрения, Денис Яковлев - фигура известная. О другой стороне медали, в частности, об истории своего отъезда в США и возвращения в Украину - он рассказал в эксклюзивном интервью isport.ua.
С родителями по-русски, с братом по-английски
- Денис, большинству болельщиков о вас известно лишь то, что в США вы уехали в 10-летнем возрасте. Расскажите, где родились и как оказались за океаном.
- Я родился в Харькове в семье военных. Мои родители играли в оркестре - папа на кларнете, мама на флейте. Вскоре по долгу службы семья переехала в Западную Украину, в Калуш. Оттуда мы и начали свой путь в Америку: сначала уехал мой папа, нашел себе работу, а затем забрал туда меня с мамой и младшим братом. Тогда мне было не десять, а девять лет.
- Насколько вам было сложно адаптироваться в новой стране?
- Тяжелее, чем моему брату, которому тогда было полтора года. Хотя в целом в детстве процесс адаптации проходит легко: я и языком быстро овладел - через четыре месяца уже почти все понимал и мог без проблем отвечать на уроках. Мы жили в маленьком городке в штате Айова с населением в две тысячи человек. Расти там было в самый раз - место тихое, все друг друга знают. Но даже в таком маленьком городе были выходцы из СССР. Кстати, старший брат моего друга и подсадил нас на баскетбол.
- С друзьями говорили по-русски?
- В основном да, но потом постепенно отвыкли и перешли на английский. Все-таки англоязычная среда сказывалась: школа, телевизор, радио. Но дома с родителями все равно говорил по-русски, хотя с братом уже по-английски.
- Ощущалось недоброжелательное отношение со стороны американцев?
- Нет, поскольку акцент у меня пропал быстро и о том, что я неамериканец говорила лишь моя фамилия. В школе, в университете все было нормально. Не знаю, я еще там не работал, может где-то в офисах и случается нечто подобное.
- На первых порах ваша семья чувствовала себя хорошо или же это была жизнь эмигрантов?
- Сначала папе, работавшему на мясном заводе, было тяжело содержать семью. В это время мама ходила на курсы английского, иногда подрабатывала - учила желающих игре на фортепьяно и флейте.
- Сейчас наверняка жизнь поменялась к лучшему?
- Да, после того, как меня пригласили в университет Невады и мы переехали в Рино (город расположен возле границы с Калифорнией – прим. isport). Там родители также устроились на один из заводов, но смогли продвинуться вверх по карьерной лестнице и теперь выполняют функции менеджеров.
11 лет с баскетболом
- Одна из достопримечательностей Невады – Лас-Вегас. Приходилось бывать там?
- Да, но лишь один раз. Конечно, там очень красиво. Но во всех казино действует очень строгий фэйс-контрол. Во-первых, вход разрешен только с 21 года, во-вторых,
нужно быть соответственно одетым. Невада – очень длинный штат, Вегас находится на самом юге. На машине туда – 7-8 часов, так что лучше лететь на самолете. Вообще же мне очень нравится Рино. Наш город находится в горах, неподалеку – знаменитое озеро Тахо.
- Высокий рост – от родителей или больше от занятий баскетболом?
- И мама, и папа по росту – в районе 180 сантиметров. А вот дедушка – 190. Так что скорее по наследству параметры достались, тем более, что и брат мой тоже высокий. Кстати, он сейчас в десятом классе и тоже занимается баскетболом – играет за школьную команду.
- А вы в каком возрасте начали заниматься?
- Лет 12-13, это было в седьмом классе.
- Тренировки были бесплатными?
- Да. С восьми утра до трех дня – учеба в школе, дальше – баскетбольные занятия.
- С чего вообще в Америке начинается обучение баскетболу?
- Все зависит от тренера, от школы. Конечно, все начинается с техники ведения, броска. Нашему коучу больше нравился командный стиль, можно сказать европейский. Мы изучали комбинации, старались всегда играть в пас. Но мы тренировались не только во время учебного года – летом была возможность ездить в различные лагеря. Когда вырос, перешел на другой уровень – колледжа и университета, там в итоге все сводилось к игре один на один.
- Как вы попали в довольно престижный университет?
- Я поступил в колледж в Айове, там играл за баскетбольную команду, меня заметили и пригласили на степендию в университет Невады (Денис сказал scholarship – в Америке так назавают выплаты, дающиеся за какие-то заслуги - в данном случае за выступление в баскетбольной команде. Они покрывают обучение, питание, проживание - прим. isport) . Я выбрал специальность - инженер.
- Совмещать тренировки и обучение получалось?
- Да, но было очень сложно. Я отставал, так как не успевал за курс пройти нужные предметы. А если не прошел один курс, не можешь взять следующий - и так далее. Поэтому за четыре года я так и не получил диплом. Я мог остаться в университете и за год доучиться, но без баскетбола. Без тренировок найти потом работу как баскетболисту вряд ли удалось бы. Потому, когда поступило предложение начать профессиональную карьеру, я согласился.
Впечатления от университета и Одессы
- И все же, наверняка студенческие годы были очень яркими для вас в спортивном плане?
- Конечно. Представьте, наш университетский зал вмещает 13 тысяч! Причем подобными дворцами может похвастаться каждый университет, имеющий представительство в первом дивизионе NCAA. На наши игры приходило в среднем по 9 тысяч зрителей. Самым успешным сезоном был тот, когда я был на последнем курсе: мы одержали наибольшее количество побед в истории университета. Еще два ярких впечатления - постоянные путешествия по стране и трансляции наших матчей по телевидению.
- Что дает право университетской команде играть в первом дивизионе?
- Возможность предоставлять степендии, то есть бесплатное обучение для игроков.
- Каков был уровень университета Невады?
- Конечно, не такой как у Северной Каролины, Дьюка или Канзас Сити. Но мы попадали на Мартовское безумие. В первом моем сезоне мы проиграили в первом же матче, хотя по раскладам не должны были уступать. Но здесь не обошлось без какой-то мистики.
- Заколдованные кольца?
- Дело в том, что в этом турнире участвуют шестнадцать команд, которые разбиты на четыре корзины. В четвертой пятая команда играет против двенадцатой и по статистике двенадцатая все время побеждает пятую. Мы были пятой...Это словно какое-то проклятие. Но во втором сезоне нам удалось пройти первый раунд – мы обыграли Нью-Орлеан в овертайме. Правда, во втором встретились с сильной командой Мемфиса, за них как раз играл Деррик Роуз. Несмотря на поражение, я очень запомнил атмосферу в зале – матч смотрели 20 тысяч зрителей.
- В своей команде вы были не на последних ролях. Была ли возможность попасть на драфт?
- У меня не было. Зато некоторые партнеры по команде смогли пробиться в НБА: сейчас за Вашингтон выступает Джавел МакГи, а за Миннесоту Рэймон Сешенс. Также на драфт попали Ник Фазекас – он сейчас играет во Франции за Виллербанн. Еще несколько парней выступают в Европе.
- Вас же пригласили в Одессу?
- Нет, сначала мой агент нашел вариант в Ростове. Но после месячного просмотра в Локомотиве я не подошел им.
- Почему?
- Возможно не был готов, не знал что ожидать там. Да и трудно мне было влиться в коллектив, ведь команда уже была собрана. Плюс ко всему я же считался легионером. Затем мой агент и подыскал вариант с Одессой. После небольшого просмотра я подписал двухгодичный контракт.
- Вас приглашал Селихов, но затем его уволили...
- Да, в том сезоне у нас сменилось несколько тренеров и в итоге команду возглавил Виталий Лебединцев. В целом впечатления от того периода карьеры остались не лучшие. Вначале меня вообще за дубль заставили сыграть несколько матчей, затем я уже попадал в стартовую пятерку. В конце сезона, когда пришел Лебединцев, вообще не играл...
- Одесса как город понравилась?
- Впечатление смазала ситуация в команде. Но в целом – хороший город. Хотя наверняка летом там лучше, чем зимой. Иногда эти туманы вызывали депрессию.
Научиться играть без мяча
- Сложно было перестроиться на новую обстановку после возвращения из Америки?
- Я большую часть своей жизни прожил в штатах и не знал чего ожидать от жизни здесь. Родители мне пытались дать какие-то советы, но ведь они тоже давно не были на родине. Мне помогло то, что когда я еще учился в университете, мы приехали на полтора месяца в Украину. За это время объездили всю страну: были в Харькове у родственников, в Киеве, в Калуше у дедушки. Но все равно, когда приехал сюда играть, сначала было тяжело. Хорошо, что с языком проблем не возникло. Другим американским ребятам с этим намного тяжелее.
- А в баскетбольном плане?
- Главное, к чему мне пришлось привыкнуть, - играть без мяча. То есть больше двигаться, подстраиваться под действия партнеров, открываться. Бывает, стою в углу и жду мяч (смеется)...
- Как вы оказались в Ферро?
- Клубы договорились о моем переходе.
- Говорят, что сборы с Кириллом Большаковым выдержать нелегко. Каково было тебе?
- Да...такого у меня никогда не было (смеется). Три тренировки в день: утром – зарядка, разминка, работа с мячом; в обед – кросс, зал; вечером – игровая тренировка. Это было жестко...
- Но подготовка помогла: Ферро довольно неожиданно хорошо стартовало в УБЛ. К примеру, вы победили вашу нынешнюю команду – Будивельнык.
- Да, то была большая победа! Никто от нас не ожидал такого, ведь в Будивельныке было много американцев.
- Помню во второй встрече с киевлянами вы немного повздорили с Кобзистым.
- Сами знаете какой Витя игрок (улыбается). Мы прыгнули за мячом, завелись... Но то были эмоции, сейчас у нас отличные отношения.
- Переход в Будивельнык дался легко?
- Влился в команду без проблем.
- Выиграть Кубок УБЛ в Одессе было сродни бальзаму на рану?
- Было очень приятно, но, честно говоря, пытался не задумываться над тем, с кем играю. Просто нужно было победить, а матчей с бывшими командами еще будет немало.
Травмы и ошибки
- Сезон вы доигрывали с травмами... Ходили разговоры, что их незалечили в предыдущих клубах. Это так?
- Травму я получил еще в школе в десятом классе: я поломал голеностоп при неудачном приземлении. Кусочек кости отломался, но затем все срослось и врачи сказали: операция не нужна. После этого усугублял постепенно ту травму разными небольшими травмами. Хотя меня нога не беспокоила. Но в конце прошлого сезона начались боли: последние три месяца постоянно ложил лед, мне делали уколы, массаж. Когда приехал в штаты, думал – простое воспаление. Оказалось, нужно делать операцию: мне вырезали три шпоры. Хорошо, что пришлось пропустить только два месяца.
- Вы были лучшим украинским игроком в УБЛ, потому попали в число кандидатов в сборную. Этим летом вы лечились, а вообще желание играть за национальную дружину есть?
- У меня есть проблема: чтобы не потерять грин-карту нужно хотя бы месяц находиться на территории США. Получается, это возможно только летом, потому немного мешает планам на сборную. Хотя, конечно же, играть за сборную хочется.
- Американское гражданство не думали оформить?
- Через год мне можно будет подавать документы на получение гражданства. Хотя моя грин-карта действует еще лет пять и вопрос с гражданством в принципе терпит. Пока же у меня паспорт Украины.
- Кстати, откуда пошло такое странное написание вашей фамилии на английском - Ikovlev?
- Когда мы приехали в Америку, нужно было для регистрации как-то написать фамилию. Вот и отобразили букву "Я" через английское "І". С тех пор мы и не меняли написание. Возможно, когда буду получать гражданство поменяю «І» на "Ya". Хотя не знаю, есть ли в этом смысл? Все привыкли...
- Как оцениваете текущий сезон? Показалось, что в начале чемпионата вы выглядели не на своем уровне. К примеру, часто тренер ругает вас за ошибки в защите.
- Да, в начале сезона было тяжело: возможно, сказалось то, что не сразу приступил к тренировкам. Иногда смотрел видео и думал: что я делаю в этом месте, почему стою и не двигаюсь? Но вроде постепенно игровые кондиции возвращаются.
- Тем более, что в обоих матчах с Днепром вы стали одним из автором победных рывков...
- Было нелегко, соперник боролся практически до конца. Относительно моего вклада, что наконец-то я хорошо защищался (улыбается). А в решающий момент нужно сказать спасибо нашим разыгрывающим - Халиду Эль-Амину и Деррику Зиммерману. После их передач я получал мяч свободным, а такие броски нужно забивать.
Что ж, у нас был один день на отдых после выезда в Днепропетровск и теперь нужно готовиться к субботней встрече с Химиком. Южненцы - одни из лидеров Суперлиги, так что матч будет нелегким. Да, мы обыгрывали Химик в сентябре на Кубке РЖД, но предсезонная и официальная игра - разные вещи.
- Сейчас многие говорят, что Будивельнык играет не своем уровне. Согласны?
- Мне кажется, что пока мы играем на уровне своих соперников. С этим нужно что-то делать. Главное, что нам нужно подтянуть – командная игра, ведь за нас выступают очень хорошие баскетболисты. Особенно это важно перед матчами с такими серьезными соперниками как Азовмаш и Донецк.
Максим Ананьевский, специально для iSport.ua