— Виталий Николаевич, начнем со здоровья. Как в БК Киев защищались от гриппа?
— Усилили витаминный комплекс игрокам, провели лекцию о том, как избежать проблем. Вакцинацию не проводили, поскольку решили, что эффективной вакцины нет. У нескольких игроков все-таки поднялась температура. Выпал из строя Сандул, затем Отверченко с Тищенко, Кравцов. Если кто-то чувствовал себя не очень хорошо, то я сразу отправлял его домой. Гриппом никто не заболел. Где простуда была, где от переутомления немного температура поднялась.
— На тренировочном процессе это отобразилось?
— Десять игроков на тренировке было стабильно. Как только объявили о карантине, решили это время посвятить восстановлению физических кондиций. Все-таки для молодых игроков две игры в неделю — утомительно.
— Но при этом в девяти стартовых поединках ваша молодая команда потерпела только два поражения!
— Знаете, я сам не ожидал такого результата, хотя и верил в него. Поначалу к нам относились не очень серьезно. Много игр мы провели дома и до паузы практически не встречались с лидерами чемпионата. Но при этом наше высокое место говорит о стабильности, в отношении каждого игрока к делу. Ребята понимают, что именно на них лежит вся ответственность за результат, готовы оправдать доверие. Мне приятно, что в этой уверенности, в психологической стабильности есть и доля моей работы.
— Какие особенности работы с молодыми?
— Если постоянно вести себя с ними мягко, это до добра не доведет. Думаю, молодые игроки сами ждут, чтобы тренер был более жестким, вовремя ставил на место. Если все время плыть по течению, и ты не будешь расти как тренер, а они как игроки. Если баскетболист выполняет все установки, его незачем подстегивать. Но если сачкует, то пощады ему не будет. С молодежью важно наладить контакт, понять, с кем стоит разговаривать жестко, с кем помягче. Например, Лукашов любит жесткость. Тогда он становится клубком нервов и принимается за работу со злостью. Денис сам просил меня: "Не давайте мне расслабляться". Кравцов — это человек, которого надо разбудить, дать поверить в себя… Вообще, работа с молодежью — большая школа для любого тренера. Она позволяет научиться находить отдельный подход к каждому игроку, дифференцированно относиться к работе и благодаря этому добиваться высоких командных результатов. О таком не пишут в учебниках, это нужно пройти самому.
— К опытным подход другой?
— У них уже имеется свой багаж знаний, их легче подстроить под задуманную схему. Вместе с тем, они, в отличие от молодых исполнителей, уже не поддаются кардинальной перестройке. Например, Саша Липовый в ДЮСШ выступал на позициях от разыгрывающего до тяжелого форварда. Увидев его в БК Киев, я сразу решил больше наигрывать его на задней линии. С возрастным баскетболистом это было бы уже сложнее — он либо подходит под командную схему, либо нет. Зато если подходит, то многие действия у него уже происходят на уровне инстинктов.
— Как складываются ваши взаимоотношения с ветеранами, играющими сейчас за Киев, Брянцевым и Салтовцом?
— Предыдущие тренеры команды, Махорич и Обрадович, придерживались определенного стиля, который удачно подходит для наших воспитанников. Он эффективен, поэтому я менять его не стал. Брянцев только в этом сезоне присоединился к команде и еще не полностью адаптировался под нашу игровую модель. Поэтому, несмотря на весь его опыт, я иногда могу прикрикнуть на Диму. Он очень опытный игрок, умеющий сыграть неординарно. Просто надо, чтобы он не уходил далеко от общей линии. Иначе вся та несомненная польза, которую он приносит команде, может пойти во вред. К Салтовцу претензий нет. Он столько лет в "Киеве", что давно не нуждается в напоминании, как действовать.
— Эти двое являются, как говорят, дядьками для молодых?
— Безусловно. Но партнерам подсказывают и более молодые — Лукашов, Пустозвонов и Кравцов, прошедшие школу сборных разных возрастов. Больше всех это делает Лукашов. Ну у него и амплуа соответствующее — разыгрывающий.
— С ушедшими ребятами из "Киева" отношения поддерживаете?
— Хотелось бы пересечься с Маркоишвили — поговорить, посоветоваться. Он много играл под началом опытнейших тренеров, может дать полезный совет. Так же, как и Артур Дроздов. Еще пытаюсь найти время обстоятельно пообщаться с коллегами — Обрадовичем, Эндрияйтисом.
— К команде присоединился Артем Швец. Еще усиление планируется?
— Легионерами — точно нет. С украинскими исполнителями переговоры ведутся. Нам необходимо укреплять позицию первого номера, поскольку один Лукашов не справляется с тем, чтобы играть по 35 минут, а Липовый не полностью готов выполнять эти функции.
— Во вторник "Киев" стартует в еврокубках — самым молодым составом в своей истории. Есть опасения?
— Для нас начало еврокубков будет сродни старту в Суперлиге. Невозможно предугадать заранее, как поведет себя молодая команда. В чемпионате Украины, как мы говорили, наш старт многих удивил. В Европе против нас будут играть такие же люди, у которых тоже можно выигрывать. Конечно, из тех, кто сейчас у нас в составе, приличный опыт игры в еврокубках имеют только Салтовец, Лукашов, Пустозвонов и Кравцов. Во второй половине прошлого сезона, когда именно на них выпала основная нагрузка, они показали, что готовы к достойной борьбе. Сейчас эта четверка в определенной степени выполняет роль Дроздова и Маркоишвили, которые были на ведущих ролях в конце сезона. Так что определеная уверенность у нас есть. Особых задач перед нами никто не ставит. Если не выйдем из группы, трагедией это не будет. Но сами ребята не хотят допускать такой вариант.
— По соперникам — Керавносу, Руану и Загребу — информацией владеете?
— Да, каждого заочно знаем, их манеру игры разбирали. Ребята и самостоятельно в интернете смотрят информацию, которая может пригодиться. Никого из соперников выделять не буду. Каждый для нас опасен одинаково. Но боязни ни перед кем из них нет.