Уходящий год, увы, стал богатым на потери в баскетбольном мире. Речь идет о «гибели» ряда клубов из-за финансового кризиса. Не напрягая память, можно вспомнить Урал-Грейт в России, Фортитудо в Италии (сейчас, правда, этот клуб выступает во третьем дивизионе чемпионата Италии). Кризис прошелся и по Украине: главной нашей потерей стал Сумыхимпром. Одноименный завод в нелегкие времена решил отказаться от финансирования, при этом команду не смогли заявить даже в высшую или первую лигу.
Проблемы у сумчан начались еще в начале года, хотя о них никто вслух не говорил. Но когда из клуба один за другим начали уходить легионеры, стало ясно - с финансами не все в порядке. В результате, сезон подопечные Андрея Шапталы заканчивали практически украинским составом. Но в отличие от БК Киев, у которого оказались игроки, сумевшие хоть в какой-то мере заменить иностранцев, дублеры Сумыхимпрома ничем примечательным не отметились.
Летом поползли слухи о том, что в клубе немалая задолженность по зарплатам перед игроками. Из разных источников поступала информация о том, что в следующем году мы, как минимум, не увидим Сумыхимпром в элите. А газета Спорт-Экспресс в Украине сообщила о том, что клуб прекратил существование. Правда, администрация опровергла эту информацию. Более того, во время пресс-конференции, посвященной объединению УБЛ и Суперлиги, Сумыхимпром фигурировал в числе участников. Казалось, что на этот раз обойдется… Но чем ближе было к началу чемпионата, тем меньше оставалось шансов, ведь команда практически не тренировалась.
В это отказывались верить болельщики, администрация, но в результате баскетбольный клуб Сумыхимпром, основанный в 1998 году, прекратил-таки свое существование. Возможно когда-то в будущем сумчане снова увидят в своем городе баскетбольную команду. К примеру, найдутся, как в Донецке, люди, которые смогут ее возродить. Но здесь стоит помнить об одной вещи: руководству любого клуба нужно пытаться создавать такую структуру, чтобы как можно меньше зависеть от, образно выражаясь, доброго дяди спонсора. Пытаться находить иные источники финансирования, пытаться зарабатывать на продаже билетов, абонементов, атрибутики.
Несколько лет назад, когда Черкассы охватил баскетбольный бум, Мавпы были одними из первых, кто начал активно пытаться внедрять эти идеи. Неизвестно насколько прибыльными были эти начинания, но проблемы здесь возникли далеко не из-за финансов. Возможно, сыграла свою роль недоброжелательная атмосфера внутри клуба: какие-то склоки, интриги. Частые смены тренеров, игроков косвенно доказывают это. К тому же, политика руководства оказалась не совсем последовательной.
Создатель Мавп Михаил Бродский всегда был в оппозиции к ФБУ, но первый его баскетбольный проект - Денди-баскет, канул в Лету после нескольких лет функционирования. Летом 2007 года он был одним из тех, кто открыто заявлял о необходимости перемен в украинском баскетболе, год спустя он стал одним из фундаторов УБЛ. Осенью Михаил Юрьевич был избран президентом этой организации, но в июле 2009-го собрание представителей клубов лиги неожиданно инициировало расследование деятельности Бродского. Мол, из-за каких-то неправильных решений (о чем шла речь, как впрочем, и о результатах расследования общественность так и не узнала) участники УБЛ не получили отчислений от спонсоров и т.д. А вскоре, когда маховик объединения был запущен, как гром среди ясного неба мы узнали следующее: Мавпы и Грифоны исключены из УБЛ. Причина - эти клубы подали заявку на участие в чемпионате под эгидой ФБУ.
В результате, объединение состоялось, но среди участников Суперлиги Мавп и Грифонов не оказалось. Внешне это выглядело как возмездие, хотя официальная версия от дирекции лиги была приблизительно следующая: эти клубы не вовремя подали заявки. В результате, Грифоны все-таки были приняты в Суперлигу уже в сентябре, а Мавпы, не дожидаясь вердикта, заявились в высшую лигу. Так что, черкасцев, громящих своих оппонентов по чемпионату, скорее всего мы увидим в Суперлиге следующего созыва.
В свете написанного больше всего жаль болельщиков Мавп и Сумыхимпрома. Увы, но они стали жертвами независящих от них обстоятельств. Приходится констатировать, что у нас пока болельщики реально не могут влиять на политику любимых команд, а многие вещи решаются без них.