Евгений Мурзин, фото БК Говерла
- Евгений Викторович, расскажите, как вам в Говерле работается?
- Очень комфортно. Созданы все условия для работы, подобрался нормальный коллектив. Я доволен!
- Ранее вы работали с Будивельником, с молодежной сборной Украины, с дублем Черкаських Мавп, теперь вы – главный тренер Говерлы… как вы можете охарактеризовать этот этап в вашей тренерской карьере?
- Мне еще не приходилось работать с командой, которая укомплектована иностранными игроками, поэтому для меня это совершенно новый опыт. Во многом поэтому мне сейчас и интересно, ранее я в таких условиях не был…
- По некоторым матчам Говерлы складывается впечатления, что команда просто не может выиграть, потому что сама не верит в победу над априори более сильной командой… Как вы считаете, есть такое?
- На то, что мы редко выигрываем, повлиял неудачный старт в чемпионате. Проблема еще и в том, что у нас есть игроки, которые уверены, что могут в одиночку решать исход встречи. Очень часто происходит, что в концовках матчей тот или иной игрок самостоятельно принимает решение действовать в одиночку, попросту нарушая тренерскую установку. К счастью, мы уже нашли с этими исполнителями общий язык и уяснили, что победа может быть только командной. Но есть и другие проблемы - очень много игроков, особенно американцы, стараются играть на свою собственную статистику. Это тот же Фрейзер, тот же Спаркс – ребята с именем, которых роль "одного из многих" не устраивает. Они – прирожденные лидеры и в некоторых моментах необоснованно берут на себя игру. Здесь есть определенные вопросы, которые мы сейчас решаем…
- Вы знаете, многие специалисты наоборот считают, что с американцами работать проще, вы так не думаете?
- Нет, почему… Американцы на сегодняшний день – это наиболее востребованный материал, его много и с ним никаких проблем нет. Кроме того, если не выполняется какая-то определенная тренерская установка или есть проблемы с дисциплиной, с этим игроком прощаются, а на его место уже есть очень много желающих. Поэтому, главное, найти с ними общий язык.
- Евгений Викторович, давайте вернемся на несколько лет назад, к 1989 году, когда вы в составе Будивельника выиграли чемпионство СССР. Расскажите, пожалуйста, после этого триумфа на государственном уровне были какие-то торжества, может быть, команду премировали?
- Нет-нет, у нас ничего такого не было. Честно говоря, мы никогда не играли за квартиру или машину, для нас много значила сама победа. Просто тогда действительно собрался очень боеспособный коллектив. Особенно я поверил, что эта команда реально может выиграть чемпионство, когда в нее из ЦСКА пришел Александр Волков. Тогда были все основания бороться за чемпионство.
- А сейчас, как вы считаете, менталитет игроков – это проблема?
- Большая, очень большая проблема. Мы сейчас перешли на профессиональный уровень, а он располагает к чему? К зарабатыванию денег. И разговоры идут только о деньгах. А такие вещи, как борьба за команду, за город, увы, не всегда стоят на первом месте.
- Евгений Викторович, после чемпионства многие игроки поуходили из команды, но вы решили остаться в Будивельнике. У вас были какие-то возможности перейти в сильный европейский чемпионат?
- Я не видел для этого никаких оснований. Мы играли в кубках, в чемпионате СНГ. За границу же уехал намного позже - после чемпионата Европы, который я провел в составе сборной Украины, меня пригласили в команду Израиля. Позже я выступал в Словакии, ну а потом вернулся в Украину.
- Немалую часть своей карьеры вы провели в Денди-Баскете. Как считаете, почему в 90-х той команде так и не удалось выиграть чемпионство?
- Не могу сказать, что у нас был сильнейший состав. У нас была борьба с Будивельником, где также были собраны одни из лучших игроков в стране. Мы занимали третье место, второе место… До чемпионства, конечно, так и не дошли, но, я считаю, Денди оставил хороший след в украинском баскетболе. Много чего хорошего было сделано – во-первых, они вернули многих украинцев из-за границы, в том числе и меня, во-вторых, вообще время интересное тогда было. Как раз собралось много конкурентоспособных коллективов – это и одесская Бипа-Мода, и Донецк тогда со Шведченко, и СКА киевское. Одним словом, был очень интересный чемпионат, интрига была…
- Позвольте все-таки вернуться к заграничному этапу в вашей карьере. Вы играли в чемпионатах Израиля, а в Словакии еще и выигрывали Кубок страны. Расскажите, что это был за уровень на то время?
- Это был довольно хороший уровень, почти в каждой команде играли иностранцы, были даже команды с шестью-семью легионерами. Что касается нашей команды (Интер Братислава – прим. ред.), то у нас таких игроков было четверо – я, два американца и латыш. Я считаю, что это был неплохой чемпионат, насыщенный, интересный и тогда я первый раз действительно почувствовал себя легионером. В Израиле немножко легче было, а там действительно было тяжело – в психологическом, моральном, игровом плане, потому, что иностранный игрок не имеет права на ошибку.
- А какие-то связи с другими игроками уже после окончания словацкого этапа карьеры вы хоть какое-то время поддерживали?
- Да, безусловно. Мы и сейчас иногда созваниваемся. Не могу сказать, что часто, но созваниваемся. Когда они бывают в Украине, или, быть может, я еду в Словакию, то связь поддерживаем нормально. Главное, что в свое время хорошо расстались, а потому сейчас никаких вопросов нету.
- Уже в начале 2000-х вы как игрок, а потом и как тренер вернулись в Будивельник. Это было очень тяжелое время для клуба, когда у команды часто просто не было денег. Тем не менее, даже при этом "строители" добивались относительно неплохих результатов. Скажите, за счет чего это получалось?
Даже не знаю… просто нормальные ребята были собраны. Будивельник сейчас вспоминаю с радостью – это клуб где я много играл, где становился как тренер. А тут… Наверное, трудолюбие умноженное на энтузиазм и давало результат.
- Была ли возможность остаться в Будивельнике летом 2008-го?
- Нет. Мне никто не предложил работу в клубе, просто разорвали контракт. Не было никакой возможности.
- На следующий сезон вы возглавили дубль Черкаських Мавп. Для рядового болельщика такой переход был довольно неожиданным – вы, как тренер с именем, - и в дубль. Что вас подвигло на такой шаг?
- Команду я брал на перспективу. У нас была договоренность, что первый год у нас будет промежуточный, чтобы я посмотрел как работает команда, как работает иностранный специалист. Ну и, в конце концов, мы с Владимиром Холоповым провели с командой два сбора. Хотя для меня это тоже был важный опыт, который заменить нельзя. Задача была одна – через дубль подготовить игроков, которые через сезон могли бы усилить первую команду. Получилось же, что такие ребята как Козловец, Тимощук, Пархоменко и Конате уже сейчас могут играть в Суперлиге. Пусть не очень много, но играть. А потом, когда команда не смогла заявиться в Суперлигу, мне пришлось уйти, все-таки второй сезон на таком уровне – это было было бы слишком много для меня.
- Евгений Викторович, уже сейчас, в середине сезона, вы верите, что Говерле по силам пробиться в плей-офф Суперлиги?
- Ну, вы знаете, наверное, если бы не верил, я бы здесь не работал.