Если кто думает, что ранг спорта как отрасли в Украине - дело новое, то он заблуждается. Зайдите на второй этаж здания на столичной улице Эспланадной, 42 - увидите цепочку портретов во всю стену от приемной шефа до приемной первого заместителя. Причем, за суверенный период появление каждого очередного руководителя было в большинстве случаев сопряжено со сменой вывески. Чехарда - по-другому не скажешь.
Зодчие крепкого здания
При Советской власти тоже хватало перекраиваний, однако суть монолита сохранялась. Допустим, придя из комсомола в 1965-м, Владимир Кулик принимал Совет союза спортивных обществ и организаций УССР, но доказал в ЦК - эта контора лишена серьезных возможностей развития. Вы же, мол, хотите побед на союзной и международной аренах - приравняйте физкультуру к остальной "гуманитарке". Короче, в 1974-м Владимир Васильевич передавал ведомство как мощный республиканский комитет с плеядой медалистов Мехико и Мюнхена. Дальше Михаил Макарович Бака, "руливший" по 1990-й включительно, привел к максимально возможной ступени. Вместо комитета при Совмине - Госкомспорт. Против целой отрасли, как говорится, не попрешь!
Немудрено, что в те годы у нас и были построены наиболее оснащенные бассейны, игровые залы, а легкоатлетические дорожки и сектора обрели "быстрое" покрытие нового поколения. Расширилась, вплоть до Одессы, сеть ледовых арен. Интернаты спортивного профиля заработали в Киеве, Харькове, Львове, Луганске. Нелишне будет напомнить, что обучение там, как и в ДЮСШ городов и районов, было совершенно бесплатным. Детские команды без проблем ездили на турниры в любую точку большой страны. Скажи кому в ту пору, что спустя четверть века придется собирать деньги на билеты с родителей, а в смету спортивной школы попадет лишь зарплата сотрудников и ни копейки на учебную работу - вас сочли бы пациентом палаты №6.
Однако сегодня воспитание резерва и находится в театре абсурда. Школы системы профсоюзов перекочевали под патронат областных администраций. А там дыры в бюджете, жалкие отчисления от страховых фондов, то есть нищета. Понятно, что уповать они могут на малоформатные залы средних школ, да и то при личных связях. Арендовать же частные "владения" им не по карману. Там оздоравливаются свои, избранные.
Когда иссяк советский ресурс
Вы скажете - автор утрирует. Отнюдь, поскольку четыре стартовых года карьеры газетчика моя трудовая книжка находилась в информационной лаборатории комитета, то ситуация для меня знакома изнутри. Скажу больше - ведущие специалисты в отделах и управлениях могли обогатить условного репортера бо'льшими практическими знаниями в своей области, чем инфиз и журфак вместе взятые. Андриан Мизяк и Захар Бродский, Юрий Плугин и Петр Денисенко, Антонина Введенская и Анатолий Костенко, Борис Юмашев и Игорь Ефремов, Алла Басина и Ярослав Бялковский, Ирина Сломонова и Юрий Маслачков… Всех попросту не перечислить. К ним подтягивались коллеги из областей. А то, что спортивные вожаки играли в унисон с партийными и советскими органами, при всех формальных издержках, давало исключительно позитивные результаты.
Убежден, что без глубокоэшелонированной структуры спорта появление Национального олимпийского комитета Украины уже в 1990 году, то бишь до распада СССР, оказалось бы нереальным. Надо признать: награды Лиллехаммера-1994, Атланты-1996, Нагано-1998 (там, правда, было лишь биатлонное "серебро" Елены Петровой) - все они завоеваны атлетами, пришедшими в секции и школы еще в союзные времена. На подступах к Сиднею-2000 стало сказываться почти десятилетнее безвременье, когда "осередки" детского спорта закрывались пачками, а лучшие тренеры спешили за рубеж из-за дефицита не патриотизма, а денег для семьи. В итоге из Австралии были доставлены 23 медали, как и на предыдущих летних Играх, однако лишь три из них - золотые. В зимнем Солт-Лейк-Сити-2002 вообще проскользили без призеров. Экстренные меры, предпринятые правительством Виктора Януковича, к тому же возглавившего НОК, позволили "вырулить" на привычную колею в Афинах-2004. Но и тот улов (9-5-9) состоялся не благодаря, а вопреки. Плеяда, взращенная в суверенной Украине, только-только начинала становиться на крыло.
А ведь за фасадом сборных, как-то получавших, выражаясь лексикой великого комбинатора, гран-кусок хлеба, оставались коллективы физкультуры и персонал спортсооружений, напрочь лишенные подпитки. Как можно было в условиях дикой приватизации предприятий, которым эта база исторически принадлежала, продолжить воспитание звезд и звездочек? Смешно! Но не менее дивно, как, не задумываясь о последствиях, цепляли к "спорту" то "молодежь", то "туризм", то "семью". Каждая очередная рокировка бумерангом била по всей схеме - от кадетов до олимпийцев, ибо нарушала нормальный процесс отбора и выступлений в разгар четырехлетия между Олимпиадами. Штатные работники в центре и на местах заботились не о качестве подготовки, совершенствовании методики и т.д., а о том, как удержаться в седле при сокращениях и слияниях. А когда, на гребне доселе неслыханных 27 призовых мест Пекина-2008, всем показалось, мол, тройственное Министерство более-менее уладило свой стиль, а Комитет физвоспитания и спорта Минобразования справлялся с охватом вузов и гимназий, то появился президентский Указ №1085 от 9 декабря 2010 года.
Хроника пикирующего статуса
Отныне предстояло "устаканить" образование, науку, молодежь и спорт. А как? Дело, поверьте, не в почетном четвертом месте из этих составляющих. Возникает ощущение подступившей к физкультуре и спорту бесхозности и утрате автономии в рамках Министерства. Кстати, за четыре месяца оно испытало прелести комиссии ликвидационной, а затем - принявшей эстафету реорганизационной. Правда, тем, кто числится за сборными командами, "оптимизация кадрового состава" грозила меньше, чем чиновникам. Тем продлевали договор помесячно - тоже радость ниже средней. Да если бы не средства, одолженные Сергеем Бубкой в январе-феврале текущего года из авуаров НОКа, то сорвалось бы 90 процентов сборов и выездов на международные соревнования. Об обычных чемпионатах Украины и вовсе молчу. Если не ошибаюсь, восемь недель спорт был лишен минимально запрашиваемого финансирования из госбюджета. Нынче под знаком вопроса участие в квалификационных стартах-2011 за лицензии лондонской Олимпиады.
Еще один аспект - в ключевых департаментах Министерства падает процент реальных профессионалов. Иду по этажам - две трети людей мне вообще не знакомы. Симптом! Версия, что этих работников привел Юрий Павленко, увлекавшийся молодежными акциями и гендерной политикой, не очень-то убеждает. Ничего не дадут сравнения якобы "далекого от спорта" экс-министра с его коллегой Виктором Коржем, за плечами которого карьера велогонщика и генеральский кабинет ФСО Динамо. Назначение министром Равиля Сафиуллина, помнится, тоже было воспринято не однозначно. И вот здесь начинается самое любопытное. Как только увидел свет Указ №1189/2010 от 23.12.2010 г. о том, что Равиль Сафович будет всего-то председателем Государственной службы молодежи и спорта Украины, стало понятным главное: спортивная сфера лишилась статуса. Есть и личный вопрос. Даже если из Кабмина и легла на стол главы державы бумага с "жертвоприношениями", включавшими прежний Минмолспорт, то Виктор Янукович не мог не заметить, кто выбывает, так сказать, из высшей лиги правительства. Его давний знакомец, успешно трудившийся первым вице-президентом донецкого Шахтера, а затем - президентом ПФЛ. Весьма странно - первый вице-президент НОК Украины Сафиуллин даже не в заместителях по иерархии профильного Министерства. Но - профильного ли?
Дмитрий Табачник отлично уловил, что "спорт" в продолговатом названии его организации - самое имиджевое направление. Когда Жак Рогге приезжал в Киев на празднование 20-летия нашего Олимпийского комитета и привез очень престижную награду МОК для руководителя спорта страны, то Дмитрий Владимирович, успевший оттрубить дней шесть в обновленной должности, ничтоже сумняшеся, взошел на сцену Театра оперетты и… получил статуэтку. Как бы за всех наших атлетов, тренеров, а также инструкторов канувшей в Лету производственной гимнастики. Если это аванс будущих грандиозных взлетов - тогда ладно. Однако, на сегодня, массовый спорт Украины, с его богатыми традициями, беден, словно тот гусар из рязановского фильма. А с другой стороны, если под эгиду Минобразования передали разогнанную ВАК, зычно обозвав госслужбой интеллектуальной собственности, то почему бы просвещенцам не поставить на поток выпуск чемпионов с рекордсменами? Хотя бы до следующей перспективной реформы...
Источник: Газета Киевский Вестник