Украинская фигуристка, призер и победитель множества украинских и международных турниров Виктория Хакяшева, более известная под фамилией Цмокалюк рассказала о своем отношении к жизни, фигурному катанию, тренировкам и украинским фигуристам.
- Виктория, расскажите немного о себе. Продолжаете ли Вы заниматься фигурным катанием и где именно?
- Я уже давно не катаюсь. В 2005 году мне сделали операцию на колене, после чего пришлось оставить спорт. Кататься было невыносимо больно. После окончания карьеры очень сложно было взять себя в руки и решить, что же делать дальше. Еще будучи спортсменом меня приглашали в США помогать проводить семинары для спортсменов. Было предложение остаться там учиться и тренировать, но в тот момент мне было это не так интересно. Я вернулась в Украину, начала тренировать, заниматься научными разработками в плане психологии спортсменов, ставила программы и помогала в организации ледовых шоу. Оказалось, жизнь после спорта существует и она очень интересная, главное не опускать руки.
- Фигурное катание сейчас переживает не лучшие времена. Можете ли реализовывать свои амбиции тренера сейчас в Украине?
- Работать, однозначно, сложно. Нет условий, нет достаточного финансирования. Единственный каток в родной Одессе закрывали на несколько лет. Сейчас он работает по 8-9 месяцев в году, что делает воспитание спортсменов невозможным.
- Какие планы на будущее? Будем ли мы видеть Ваших учеников на украинских турнирах?
- Сейчас мне поступило предложение работать в США, так что я рассматриваю это предложение...
- Многие наши звезды спорта и хорошие тренера работают именно в Америке. Вы собираетесь принять предложение?
- В США фигурное катание - очень популярный вид спорта. Там отличные условия для тренировок, каток в каждом маленьком городке. Меня давно приглашали работать в Америке. Но мне хотелось учиться дома, так как советская школа фигурного катания у нас очень сильная. Я нарабатывала опыт, работала над своими методиками преподавания и продолжаю учиться по сей день. "Раньше все ждали оценки 6.0. и знали, что это максимум. Сейчас, при выставлении оценок зрители не понимают, что происходит"Я считаю, что тренер вместе со своими спортсменами должен учиться и совершенствоваться всю жизнь.
Но в то время закрыли некоторые катки в Украине и меня пригласили на время в Голландию. Когда ехала туда, честное слово, не могла вспомнить ни одного фигуриста из этой страны. Уровень катания там оказался очень низким, скорее всего из-за отсутствия профессиональных тренеров. Мне предложили постоянную работу там через 10 минут, после того, как я вышла с группой спортсменов на лед. Но, посовещавшись с мужем, мы решили, что не готовы к таким переменам места жительства. В этом году я снова получила приглашение от директора катка в Нью-Йорке, где говорилось, что они хотят взять тренера, но не могут найти подходящую кандидатуру. Так что, можно сказать Америку я не выбирала, она меня выбрала сама.
Я не могу пока точно ответить на вопрос о переезде, так как иммиграционный закон там не совсем совместим со спецификой тренерской работы. Получить рабочую визу для работы тренером — сложный бумажный процесс. Директора катков в США каждый раз мучаются с получением документов для наших тренеров. Я с мужем обдумываю этот вариант, ведь в Украине сейчас экономический спад и развитие спорта остановилось. Муж давно занимается альтернативной энергетикой, несколько лет сотрудничает с большой американской энергетической компанией, так что для меня важно, что и он не останется там без дела.
- Когда тренируете спортсменов, думаете как бы Вы поступили, если бы снова вышли на соревнования?
Нет. Когда ты спортсмен, доверяешь тренеру. Но когда ты тренер — на тебе вся ответственность за результат, здоровье спортсмена и его психологическое состояние. Перейдя на тренерскую работу я с первого дня понимала, что не могу ставить элементы так, как мне бы было удобно их исполнять. Каждый спортсмен чувствует лед по-разному и задача тренера, подстроить элементы так, чтобы было комфортно спортсмену. Первый год работы было эмоционально сложно. Я ответственно подхожу к любой работе и понимала, что хороший спортсмен не всегда становится хорошим тренером. "С каждым годом спортсменов становится все меньше, а стартовый список участников в танцах и парном катании в этом году заставляет грустить"Сейчас у меня таких мыслей не возникает. Главное не останавливаться и постоянно развиваться.
- В этом году Вы заявлены в судейской бригаде на детских этапах. Сложно ли совмещать судейство, когда выступают Ваши ученики?
- Я не соглашаюсь судить соревнования, если мои ученики выступают на этих турнирах. Мне интересно быть судьей, я люблю справедливость, но система судейства в фигурном катании мне однозначно не нравится. Потерялся интерес и для зрителей. Ведь раньше все ждали оценки 6.0. и знали, что это максимум. Сейчас, при выставлении оценок зрители не понимают, что происходит. Скажу Вам по-секрету, многие тренера и спортсмены тоже не знают, за что им сняли или повысили балл. Чтоб набирать высокие баллы, программа должна быть математически высчитана. Фигуристы потеряли очень много возможностей для творческого подхода к программе.
- Удалось ли последить за Чемпионатом Украины?
- Да, я смотрела Чемпионат. Могу сказать, что я восхищаюсь нашими спортсменами, которые несмотря на тяжелые условия тренировок показывают хорошие результаты. Но с каждым годом спортсменов становится все меньше, а стартовый список участников в танцах и парном катании в этом году заставляет грустить. Очень жалко мне, что при таком количестве талантливых детей у них так мало возможностей к хорошим условиям тренировок.
- Что хотели бы пожелать украинскому фигурном катанию?
- Развития! Я знаю, насколько слабо поддерживается государством спорт, но очень хочу, чтоб наши спортсмены чувствовали за спиной поддержку. Фигурист должен думать только о своей работе на льду и не заморачиваться финансовыми или организационными проблемами.