Адам Малыш - один из победителей турне, Reuters
1 января 1953 года Новогодники прыжками в Гармиш-Партенкирхене началась история Турне четырех трамплинов. Да, в первой версии того, что тогда называлось Немецкого-австрийским прыжковым Турне, все открывал именно Гармиш, а не Оберстдорф, как это происходит сейчас.
Но для того, чтобы добраться до 1953 года и до Гармиш-Партенкирхена, нужно было преодолеть большое количество организационных проблем, которые были связаны в первую очередь с прошедшей Второй мировой войной.
После войны спортом в основном занимались идеалисты. Инфрастуктура в Европе была разрушена, лыжные клубы и федерации пришлось снова восстанавливать, а разруха по-большому счету была фатальной для всей спортивной системы. Понятное дело, что самые большие проблемы были у немецких и австрийских спортсменов, которым тогда еще было запрещено выступать на международной арене - лишь через несколько лет FIS отменит этот запрет.
Прыжковые трамплины в основном были разрушены. Некоторые, конечно, поддавались реставрации, но их было совсем немного. В основном, все приходилось отстраивать заново - не лучшая перспектива, но опять же, спортом были заняты идеалисты, которым было плевать на такие слова, как "невозможно" и "никогда". Но то, что трамплины в тех же Бишофсхофене и Иннсбруке были полностью разрушены, конечно, создавало большие проблемы.
Прыжковые команды пришлось формировать заново. Что интересно, самые сильные спортсмены были как раз из будущих городов-хозяев этапов Турне четырех трамплинов. К примеру, Оберстдорф представляли Зепп Вайлер и Хайни Клопфер, из Гармиш-Партенкирхена вышли Зепп Кляйзль и Тони Айсгрубер, иннсбрукцами были Франц Майр и Вальтер Штайнеггер, а Бишофсхофен представляли Зепп Брадль и Буви Хелль.
Несмотря на то, что спортсмены ограничивались внутренними тренировками и соревнованиями, уровень немцев и австрийцев был весьма высок, а над инфраструктурой серьезно работали федерации.
Первый шаг навстречу сделал Иннсбрук, где после полной реконструкции знаменитого Бергизель-Шанце состоялись соревнования под названием Bergisel-Skispringen, что в переводе означает прыжки на Бергизеле. Прошли эти соревнования 7 января 1951 года, а посетили их более 25 тысяч человек. Разнообразные старты стали проходить в Гармиш-Партенкирхене, Иннсбруке, Хофгаштайне и Земмеринге, которые также были успешны и привлекали более 20 тысяч зрителей.
В Австрии зимой 1952 года было проведено мини-турне, которое тоже принесло успех. Соревнования проводились в Иннсбруке, Бишофсхофене и Китцбюэле. Такое количество стартов серьезно приблизило как австрийских, так и немецких прыгунов к мировой элите, и на Олимпийских играх 1952 года было сразу двое конкурентноспособных прыгунов из этих стран.
Одним из фаворитов считался Буви Брадль, но он был слишком нервным и неуверенным, из-за чего провалил свой прыжок. А вот юный представитель Оберстдорфа, Тони Брутшер, финишировал позади трех скандинавов, которые на тот момент были абсолютными лидерами, заняв сенсационное четвертое место. Этот результат показал, что скандинавское доминирование в прыжках с трамплина скоро может подойти к своему логическому завершению.
Спортивные функционеры из Германии и Австрии подумали, еще раз подумали и решили вкладывать значительные деньги в прыжки с трамплина, так как до мировой элиты здесь оставалось совсем ничего, а население обеих стран было более чем заинтересовано в подобных мероприятиях.
Начало Турне четырех трамплинов было положено в Гармиш-Партенкирхене в так называемом "Доме Майера", где собрались функционеры Франц Раппенглюк, Хельмут Циглер и Путц Пепойниг. Задачей этой встречи официально называлось "организаторское взаимодействие между лыжыми клубами альпийских стран". Чуть позже эти мысли были по-новому структуризированы, и родилось Deutsch-Oesterreichischen Springertournee. Немецкое-австрийское прыжковое турне - да, по началу оно называлось именно так.
17 мая 1952 года в австрийском Зеегрубе, что недалеко от Иннсбрука, состоялись первые прыжковые соревнования при искусственном освещении, после чего организаторы будущего Турне собрались в следующем составе: Гармиш-Партенкирхен представляли Зепп Хартль и Франц Раппенглюк, от Бишофсхофена присутствовали Анди Мишитц и Фред Трибнер, а от Иннсбрука - Тони Глос и Путци Пепойниг. Они утвердили бюджет и программу на сезон 1952/53 годов.
Оберстдорф по началу оставался вдали от этих разговоров, но уже на самое последнее установочное соревнование 14 декабря были приглашены два представителя Оберстдорфа, которые стали одними из основателей Турне четырех трамплинов. Это Альфонс Хубер и Хавер Кайзер.
Штаб-квартира Турне четырех трамплинов была расположена в Иннсбруке, где занимались всеми маркетинговыми и административными вопросами. Всю административную часть взял на себя Путци Пепойниг. Все было готово к старту первого Турне четырех трамплинов, который был назначен на 1 января 1953 года в Гармиш-Партенкирхене...
Так началась история Турне четырех трамплинов. 28 декабря нынешнего года стартует уже 59-е по счету Vierschanzentournee, и за время до старта нового Турне мы успеем вам рассказать еще много страничек из истории самого значимого зимнеспортивного события в мире...