Солнечное и уж очень жаркое утро понедельника. Мы выдвигаемся в центр Киева. Цель – станция метро "Палац Спорту". Несколько сотен метров по направлению к НСК "Олимпийский", где через день киевское Динамо будет играть в квалификационном раунде Лиги чемпионов против Фейенорда. В Лондоне в это время проходят очередные Олимпийские игры. Но объектом нашего интереса это не является. Пункт назначения – улица Эспланадная, дом 42. Когда-то там базировался Национальный олимпийский комитет, ну а сейчас в этом здании расположены офисы большинства федераций по олимпийским видам спорта.
В это время года здесь особенно пусто. Лето – пора отпусков, но в этом году есть особо изысканный способ отдохнуть, причем не за свой счет. Половина функционеров улетела на "отдых" в Лондон, другая половина действительно в отпуске. Да и само здание, которое снаружи кажется величественным и красивым, внутри оказывается пустым и темным. В большинстве из кабинетов ремонт не делали уже много лет, а многим компьютерам в офисе уже около десяти лет. Впрочем, среди тех, кто все-таки трудится на месте, обстановка весьма рабочая. Никто не унывает, несмотря на крайне низкие зарплаты и плохие условия работы. Люди, сидящие в этих кабинетах и вкладывающие всю душу ради того, чтобы спорт в этой стране хоть как-то развивался, сами называют себя энтузиастами. Это их хобби, им просто хочется этим заниматься, хотя вполне можно было бы найти себе лучшее место работы. Здесь все они зарабатывают чуть более двух тысяч гривен в месяц, причем с учетом всех премий. Работой мечты подобное уж точно не назовешь.
Все внимание сейчас приковано к Олимпийским играм в Лондоне. Украина в столице Великобритании выступает достаточно неплохо, пусть и ниже собственных ожиданий. Но мы поднимаемся на седьмой этаж, где расположен отдел зимних видов спорта. Пока украинцы завоевывают медали в летних видах спорта, нужно параллельно работать над тем, чтобы наша сборная улучшила свой ванкуверский результат на предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи. Начало олимпийского цикла, впрочем, не сулило зимним видам в Украине ничего хорошего.
После Олимпиады в Ванкувере украинскому руководству удалось практически реализовать то, чего многие спортивные функционеры уже очень долго желали. Да, в Украине давно мечтали перестать выделять финансы на финансирование тех видов, которые не принесут в ближайшем будущем медали на Олимпийских играх (а ведь только это реально волнует функционеров). Вот и реорганизованное Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины решило до минимума урезать финансирование большинства зимних видов спорта, оставив на "плаву" исключительно биатлон.
К счастью, абсолютного падения не случилось. Команды лыжников, прыгунов и двоеборцев все-таки выжили, хотя финансовая ситуация сыграла приличную роль в определенном регрессе, наблюдавшемся в нашем зимнем спорте в последние два года. Нельзя ведь забывать о том, что на Олимпийские игры в Ванкувере квалифицировалось трое украинских прыгунов с трамплина – бесспорно, огромное достижение, если учесть все привходящие обстоятельства. Перед Сочи о таком остается лишь мечтать.
Ситуация сейчас изменилась к лучшему. В крайнем справа кабинете на седьмом этаже мы встречаем нашего старого знакомого, главного тренера сборной Украины по прыжкам с трамплина Валерия Вдовенко. Он рассказывает, что в отличие от привычной ситуации, когда финансирование начинается за полгода до Олимпиады и свертывается сразу после нее, сейчас государство занялось вопросом Сочи за два года до следующих зимних игр. Так проблему зимнего спорта в стране не решишь, но хотя бы достойную подготовку спортсменам-зимникам обеспечить можно. В конце концов, именно из-за недостаточного финансирования и отсутствия перспектив многие ведущие украинские спортсмены за последние несколько лет закончили свою карьеру.
Кабинеты, в которых расположен отдел зимних видов спорта, просторными не назовешь. Окна здесь раскрыты настежь, а в комнатах на полную мощность включен вентилятор. Для тех, кто находится внутри, это единственный способ выжить. Подобная атмосфера очень хорошо объясняет, почему украинский спорт в целом сложно назвать успешным проектом.
В момент нашего разговора со Вдовенко в кабинет заходит один из функционеров, отвечающих за отдел зимних видов спорта. Сайт iSport.ua ему не знаком, но свое мнение по поводу журналистики он высказывает. "Я считаю, что в работе журналиста всегда должна быть какая-то цель. Если ты что-то критикуешь, то должен предложить и способ решения проблемы", - с этим, конечно, не поспоришь. Мне предлагают решить проблему того, что в кабинете сейчас очень жарко. Решение очевидно – поставить кондиционер. Но в ответ на это следует лишь шутка по поводу того, что зимники и так постоянно находятся на холоде.
Этот весьма представительный функционер пытается мне объяснить, почему финансовым приоритетом государства является биатлон, хотя это и так понятно. Да, в биатлоне есть медальные шансы, но вопрос в том, как вообще остальные зимние виды могут быть успешными, если нет должной инфраструктуры, остается без ответа. А жаль, ведь если бы в Украине построили хоть один более-менее толковый трамплин, то это, к примеру, помогло бы сразу двум видам спорта, - и прыжкам с трамплина, и северному двоеборью. Очевидно, что с таким подходом медальных шансов у Украины не будет никогда.
"Рабочая прогулка" по этажам здания продолжается. Порой узнаются такие факты, от которых просто мурашки по коже. К примеру, то, что тренеры сборных Украины по большинству видов спорта зарабатывают порядка 3 тысяч гривен в месяц вместе со всеми премиальными. Парадоксальным смотрится и тот факт, что тренеры на местах порой зарабатывают больше, чем наставники национальных сборных. Да и вообще, 3 тысячи гривен – отличное вознаграждение для человека, который около полугода безвылазно проводит за границей. А ведь у всех тренеров есть свои семья, дети, за которых они несут ответственность. Вопрос лишь в том, можно ли вообще требовать хоть каких-то медалей от людей, которые работают в таких условиях? И будут ли квалифицированные специалисты идти на такую должность с подобной зарплатой?
Но Валерий Вдовенко, к примеру, не унывает. Пусть лидер команды Виталий Шумбарец сейчас и не в лучшей форме, хотя на него были большие надежды, наставник украинской прыжковой сборной оптимистично смотрит в будущий сезон. На этапах летнего гран-при украинцы выступать не будут, но Вдовенко рассчитывает на скачок результатов у своих подопечных, не исключая того, что талантливые и перспективные молодые ребята смогут бороться за очки на этапах Кубка мира. Для Украины это был бы большой успех.
Но трамплин в Ворохте по-прежнему находится в ужасающем состоянии, а без внутренней инфраструктуры украинским прыжкам не удастся сделать скачок вперед, как и другим зимним видам спорта. Тем не менее, ближайшее будущее зимних видов в Украине пока находится в безопасности. Но бюрократические проблемы, отсутствие четкой системы взаимодействия между НОК, министерством и федерациями, а также отсутствие профессионалов в руководящих рядах не оставляют надежд какое-то последовательное развитие зимних видов спорта, в первую очередь – в плане инфраструктуры и детско-юношеского спорта.
Впрочем, кто бы ни руководил, а отдел зимних видов спорта работает. Работает благодаря тем энтузиастам, которые сидят в тусклом здании на Эспланадной, 42. У них совсем другая жизнь, в отличие от большинства тех, кто поехал в "отпуск" в Лондон. Но именно благодаря ним еще остается надежда на то, что у зимних видов спорта в этой стране есть какое-то будущее.