- Работа с украинской командой стала вашим первым тренерским опытом в европейском баскетболе. Сложно ли было адаптироваться к его реалиям? И что было самым сложным для ваших подопечных?
- Давайте начнем с игроков. Самой большой проблемой стал языковый барьер. В течение сезона помимо меня каждый из них работал минимум с еще одним наставником, чей стиль ведения игры и философия отличались от того, что предлагали им в сборной я с моими помощниками. Впрочем, баскетбол остается баскетболом, и он по-прежнему состоит из защиты и атаки, а также тяжелого труда на тренировках, направленного на то, чтобы улучшить навыки баскетболистов в этих разделах игры. Но, согласитесь, без взаимопонимания тренера и игроков эффективность их сотрудничества стремится к нулю. Хорошо, что со мной были переводчик сборной, а также четыре-пять ключевых игроков, которые прекрасно говорили по-английски. Этих ребят я и попросил сделать все, чтобы каждое мое слово было понятно партнерами по команде. Вопрос доверия со стороны подопечных является для меня первостепенным, поэтому едва ли не первые мои слова, адресованные команде, звучали так: "Я никогда не узнаю о том, что вы меня не понимаете, если вы сами не будете мне об этом говорить. Общайтесь со мной, и если я спешу либо говорю невнятно, не стесняйтесь останавливать меня и просить повторить сказанное, чтобы все и всем было ясно". А иначе мы не сможем двигаться вперед.
Свою личную адаптацию я постарался максимально облегчить, тщательно изучая европейский баскетбол: стилистические особенности, тактические нюансы атакующих и оборонительных действий, попытался понять, как мыслят мои коллеги-тренеры. Ну и, разумеется, собрал всю имеющуюся информацию о своей команде: попытался вычислить, какие комбинации подойдут данным игрокам лучше всего, кто из них наиболее цепок в защите, а кто лучше других приспособлен к созидательной игре. Попытался определить костяк из максимально стабильных исполнителей, на которых можно будет сделать ставку на Евробаскете.
- Отчасти проводником действий наставника в баскетболе является плеймейкер. Ваш разыгрывающий - натурализованный американец Стивен Бертт - по понятным причинам на эту роль должен был подходить лучше остальных. Вы довольны действиями соотечественника?
- Приглашая Стива в команду, я отдавал себе отчет, что для него это будет первое международное соревнование в Европе. Уверен, что он открыл для себя много нового. В Литве соперничал с командами, которых никогда не видел ранее. И противостоял оппонентам, против которых никогда раньше не играл. После турнира я так и сказал ему: "Дальше будет легче". Впрочем, эти слова могли быть адресованы и некоторых другим ребятам, не пробовавшим прежде вкуса турниров такого ранга.
- Со стороны иногда казалось, что некоторые игроки не верят в свои силы и не способны взять на себя ответственность в решающий момент. Не сталкивались ли вы в своей новой команде с дефицитом лидеров?
- Каждый тренер мечтает иметь в своем распоряжении квалифицированных баскетболистов, которые не побоятся совершить бросок на последней секунде и, более того, реализуют его. Однако давайте будем более конкретны и поделим наше выступление на чемпионате Европы на равные 10-минутные отрезки. Итак, в Литве мы провели пять матчей, то есть 20 четвертей. Четыре из них - две стартовые со Словенией и две заключительные с Грузией - мы провалили. Но оставшиеся 16 были сыграны на достаточно пристойном уровне против сильных команд. Я думаю, таким образом, сборная Украины сделала большой шаг в правильном направлении.
- На пресс-конференции после матча с Грузией вы сказали, что на какое-то время потеряли контроль над командой…
- Мы просто расплавились, развалились на мелкие кусочки. Почему? С нами в одночасье случилось все самое плохое, что только могло произойти во время ответственной игры. Во-первых, мы не реализовали несколько важных бросков подряд. Во-вторых, допустили целый ряд ужасных потерь. В-третьих, уступили в подборах под чужим кольцом. И, наконец, в-четвертых, не смогли остановить соперника в быстром отрыве. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы создать эффект снежного кома. Он упал с горы в конце второго периода: катился, становился все больше и больше, стремительно нарастал, а уже после перерыва накрыл нас с головой.
- Вы можете предсказать, как будут развиваться события на решающих стадиях Евробаскета-2011?
- Я стараюсь не пропускать трансляции матчей этого турнира. Фавориты из нашей группы - Россия и Словения являются настолько равными по силам командами, что иногда мне кажется, сыграй они десять матчей подряд, и эта серия закончится со счетом 5:5. Неплохо выглядит Франция, очень мощна Испания, традиционно сильны команды с Балканского полуострова. Да и Турция, несмотря на стартовое поражение во втором раунде, обладает скрытыми резервами. Однако мои симпатии в большей степени принадлежат маленьким странам - например, Финляндии. Скромной "темной лошадке", которая годами идет к своей цели и при этом в каждом турнире выглядит чуть лучше, чем в прошлый раз.
- Вопрос, без которого это интервью не имеет никакого смысла: каковы ваши дальнейшие планы?
- У меня состоялся разговор с президентом федерации Сашей Волковым. Мы общались примерно два часа, обсуждая все аспекты нашего сотрудничества. По возвращении в Америку мне предстоит встретиться со своими помощниками и еще раз прокрутить в памяти все детали нашей совместной работы - что было хорошо, чего не получилось, что мы можем предпринять дальше. В то же самое время руководители украинского баскетбола, получив обратную связь от моих подопечных, будут решать, насколько целесообразным будет продолжения сотрудничества с Фрателло.