Уже третий кряду "Финал четырех" Евролиги проходит в формате чуда. Кто-то скажет, что вчерашний успех Маккаби по уровню сказочности не сравнится с суперкамбэками Олимпиакоса. Наверное, будет прав. Впрочем, Тель-Авив тоже заслужил свое чудо. В какой-то степени — даже больше греков, которых дважды подряд несли по всем кочкам, после чего они вдруг перерождались.
Ни ЦСКА, ни тем более Реал, Маккаби вперед ногами не несли. Даже в самые критичные моменты (никаких "-19") "желтые" ни разу не выпали из игры настолько, чтобы потом не вернуться. Первейшая заслуга в этом принадлежит Дэвид Блатту, добавившему к своему великолепному тренерскому резюме еще один существенный пункт.
После таких финалов, когда явный фаворит внезапно сливает воду, есть искушение рассказать, что это Реал проиграл, а не Маккаби выиграл. С одной стороны, безусловно. Вчерашний матч должен был стать тестом для Пабло Ласо. Победа — вхождение в группу элитных европейских тренеров. Поражение — блестящий Реал
Ни ЦСКА, ни тем более Реал, Маккаби вперед ногами не несли. Даже в самые критичные моменты "желтые" ни разу не выпали из игры настолько, чтобы потом не вернуться неожиданно остается без наиболее желанного трофея, а сидящий на трибуне Флорентино Перес, который, как известно, легко покупается на звонкие имена, начинает задаваться вопросом "А кто это у нас вообще тренер?".
Ласо провалился. Причем, на каждом следующем шаге у него была возможность одуматься, сохраниться и пойти другим путем. Еще на старте было очевидно, что в паре Льюлль-Родригес сегодня лучше довериться второму. Итог: попавший ряд важных трехочковых Родригес, просто более уверенный в себе вчера, пересидел на банке, в то время как Льюлль методично топил команду. Фелипе Рейес убивает всю переднюю линию Маккаби? Не беда — и его можно передержать! Руди Фернандес показывает королевскую уверенность на старте, забивая мяч за мячом? Его мы на поле оставим, но игровые акценты сместим так, чтобы он вообще исчез из игры. И так далее. Не будем даже касаться тактики, где у Реала очевидно не было вариативности. Ротация, только ротация. Когда у тебя есть два разыгрывающих топ-уровня, "большие" на любой вкус, а также пара убойных снайперов, разобраться за полматча, кто из них какой отрезок должен играть, как раз входит в круг обязанностей тренера.
Вроде бы многовато ошибок Ласо как для победы Блатта, не правда ли? Тогда отсчитаем в пользу Дэвида. Еще в полуфинале израильский коуч прибегнул ко всем возможным уловкам (вплоть до выхода в старте Жижича), чтобы как можно дольше сохранить на поле Схорцанитиса. То же самое мы увидели и в финале, причем расчет получился и вовсе идеальным. Софо отфолился за шесть минут до конца, в ротации остался только Таюс, но бесшабашному Алексу играть в формате "кто, если не я?" оказалось проще. Блатт точно так же мог слишком довериться плохо сыгравшему оба матча Инглсу, не выпустить свежего Охайона на ключевые владения или не снять потенциального антигероя вечера Гая Пнини. Нет, нет, нет. Как
в правилах Майка Фрателло: все в точку, все вовремя. Не говоря уже о том, что Блатт не отступил после стартовой неудачи
Доверие тренера, увидевшего, что Ласо не может придумать ничего против скоростного малыша Райса, и прямой указ давить именно в эту точку вновь предрешили исход матча своего смолл-болла (три блок-шота Буруссиса за первые пять минут), и догнул линию до конца.
Из этой же оперы и крайнее доверие Тайрису Райсу. В одном полуфинальном моменте Маккаби действительно повезло — травма Аарона Джексона оставила москвичей с одним Теодосичем на позиции первого. А Милош в пятницу оказался ни спереди, ни сзади, чем воспользовался превосходящий его в скорости на четыре порядка Райс. Финал куда сильнее, чем в пятницу, сыграл Хикмэн, где-то помог Охайон, посему Райсу было чуть проще. Из 26 своих очков черногорский американец за последнюю четверть и овертайм набрал 21. Доверие тренера, увидевшего, что Ласо не может придумать ровным счетом ничего против скоростного малыша, и прямой указ давить именно в эту точку (на крайний случай Райса окружили тремя, а то и четырьмя снайперами, за счет которых нельзя страховать) вновь предрешили исход матча.
И, конечно же, концовки. Кто только не называл Дэвида Блатта королем Европы по концовкам за эти дни, от простых телезрителей до легенд европейского баскетбола. Блатт статус подтвердил. Из тренера Маккаби наверняка получился бы неплохой боксер — скорость реакции на те или иные изменения порой была просто феноменальной. Здесь следует вернуться в четвертьфинальную серию против Милана и
ее знаменитый первый матч. Пока Лука Банки, простите, сопли жевал, а его ребята старались сжечь оставшееся время все возможными способами (включая инновационный, с неспортивными фолами), Блатт реагировал, тасовал, не давал своим ребятам спуску, и тем самым запустил хозяев в нервяк, где они и сгорели. Ту же самую операцию он провернул на том же месте в новый час. Хряпа не удержал мяч, Уимс не увидел Кауна под кольцом — это же нервы, а не отсутствие мастерства.
То, что случилось в финальном овертайме, не объяснит, наверное, никто. Сложилось ощущение родом из
На фоне Реала Маккаби выглядел фонтаном скорости, идеи и мысли. Дэвид Блатт заставил паниковать еще одного звездного оппонента, а после дождался, пока он испепелит сам себя компьютерного симулятора: когда перед тобой все тот же игрок, но его скилл занижен на 15-20 пунктов. Передвигаться вроде бы может, базовые навыки сохранены, но сделать что-то большее, чем передача ближнему, он не в силах. На контрасте с Маккаби, где Райс, Таюс, Блю и Хикмэн уничтожали соперника только за счет уверенности, это смотрелось и вовсе странно. Куда делся MVP сезона Родригес? Где спрятали гениального Фернандеса? Почему на себя не брал Миротич, американская цена на которого вчера упала минимум на полмиллиона? Очевидно, занервничали. Дрогнули. Не имели "плана В" со скамейки, не чувствовали должной поддержки со скамейки, руки тренера. Еще раз повторюсь: на этом фоне Маккаби выглядел фонтаном скорости, идеи и мысли. Дэвид Блатт заставил паниковать еще одного звездного оппонента, а после дождался, пока он испепелит сам себя.
До вчерашнего вечера израильского тренера считали одной из самых противоречивых фигур европейского тренерского цеха. Да, титулы, да, имя. Но многие, то ли от обострившейся справедливости, то ли от зависти, говорили о том, что весь хайп вокруг Блатта искусственно создан прессой, которая просто влюблена в прекрасно говорящего специалиста. Дэвид подкупает журналистов своей манерой, культурой, никогда не отказывает в интервью, после чего СМИ возносят его команды до небес. Мое знакомство с Дэвидом Блаттом состоялось на Евробаскете в Литве. Россия была соперником Украины на первом этапе, так или иначе, мы постоянно пересекались с российской сборной. И буквально после каждого матча россиян на турнире доводилось видеть одну и ту же картину — очередь из журналистов к тренеру уже после окончания официальной пресс-конференции. Блатт не отказывал никому, с фантастическим терпением разжевывал порой слишком очевидные вещи не слишком понятливым коллегам. Апогеем открытости тренера стал момент, случившийся после матча со Словенией — того самого,
с точным броском Сергея Мони под сирену. Конечно, прессу интересовало, как это было. Блатт пытался что-то объяснять словами, потом задвигал руками, а после
Нет ни одной рациональной причины, чтобы Блатт не смог подняться на новый уровень и творить волшебство где-то там, еще выше попросил листок и просто нарисовал ту самую комбинацию, причем с двумя возможными вариантами развития. И как в такого тренера не влюбиться простому журналисту?
В России Дэвида Блатта считают национальным героем. Он выиграл для страны Евробаскет-2007. Кстати, в похожем стиле — не упал под прессом, затащил явного фаворита в нервную концовку, где у его лидеров вдруг начали дрожать руки. Он выиграл бронзу Лондона-2012, он реанимировал понятие "российский баскетбол". В Израиле его статус примерно схожий. В Европе на сцену выходили все те же противоречия и громко звучали голоса тех, кто считает, что Блатт добился лояльности прессы, хотя реальных результатов не дает. Теперь к иррациональной любви к этому мужчине у европейского баскетбольного мира добавится и рациональная. Верхняя планка в карьере любого европейского тренера взята.
Что дальше? ЦСКА? "Может быть, но давайте об этом позже", — говорит Дэвид. НБА? "Вряд ли хоть для одного из клубов я являюсь приоритетным вариантом", — скромничает наставник. И все же, нет ни одной рациональной причины, чтобы Блатт не смог подняться на новый уровень и творить волшебство где-то там, еще выше. Он все всем доказал. А если такие есть, то включится иррациональное. Просто он работает волшебником...