От редакции. В данном разделе нашего сайта вы не так часто можете прочитать переводы материалов наших коллег о европейском баскетболе. Однако в данном случае мы решили, что материал "The Rise of the Germans" на сайте euro-step.net достоин вашего внимания. Автор Джулиос Марулакис рассказывает об удивительном прогрессе, которого в последние годы добивается баскетбольная Бундеслига. Некогда второсортный европейский чемпионат Германии имеет серьезнейшие амбиции по вхождению в элиту баскетбола Старого света. Справедливости ради, заметим, что некоторые перечисленные достоинства данной заметки весьма спорные, но, предлагаем не обращать на это внимание. Соль здесь в другом. Кроме того, возможно, и украинской Суперлиге, которая развивается в совершенно других, куда более тяжелых экономических условиях, есть что взять из немецкого опыта.
Когда немцы концентрируются на реализации какой-то идеи, они обычно достигают своей цели. Теперь перед ними стоит большая задача по развитию своего баскетбольного чемпионата. Генеральный директор баскетбольной Бундеслиги (ББЛ) Ян Поммер около месяца назад подтвердил свое обещание, данное в 2011 году, сделать немецкую лигу одной из лучших, если не лучшей в Европе к 2020-му году. Более, чем смелое заявление! Но есть ли шанс, что это произойдет? Давайте поговорим о некоторых цифрах...
Посещаемость
Предлагаю в данном случае отталкиваться от 2005 года, когда к руководству ББЛ пришел Ян Поммер. В сезоне 2005/06 средняя посещаемость Бундеслиги равнялась 3504 зрителям, при том, что средняя вместительность залов составляла число 4235, а коэффициент заполняемости арен равнялся 82%. После устойчивого роста в последние шесть лет, последний показатель остался примерно таким же (83,5%), но средняя посещаемость в текущем сезоне достигла небывало высокого уровня - 4293 зрителя при средней вместительности в 5139 мест. По таким показателям Бундеслига легко взбирается на второе место в Европе, уступая лишь испанской Лиге АСВ (средняя посещаемость - 6420 человек) и уверенно опережая такие традиционно сильные чемпионаты, как итальянский, греческий, российский и турецкий.
Берлинская Альба лидирует среди всех немецких клубов по посещаемости - в среднем 10980 человек. Поверьте, это один из лучших показателей во всей Европе! Действующий чемпион Бамберг продает все свои 6800 мест на каждой игре, настолько же успешен и Сер-Оливер Вюрцбург. В целом, только у Брауншвейга эффективность посещаемости составляет менее 60%.
Организация
Организация Бундеслиги, возможно, уже лучшая в Европе. Хорошо построен официальный веб-сайт лиги, на котором всегда можно найти множество информации, которая всегда актуальна. Он точно ничем не уступает другим официальным сайтам по всей Европе. Официальный канал на YouTube, а также Twitter и Facebook страницы также активно функционируют и регулярно обновляются. Календарь игр работает без перебоев, а такие события, как "Финал четырех" Кубка Германии пользуются большим вниманием миллионов людей.
Лига уже вводит такие правила, как финансовый "Фэйр-плэй" (Евролига планирует в большой степени скопировать немецкую модель с сезона 2015/2016) для того, чтобы сохранить интригу соревнований и обеспечить финансовую стабильность.
А так может работать на матчах немецкое ТВ, фото iSport.ua
Кроме того, игроки не могут быть подписаны с помощью агентов, которые не сертифицированы ФИБА и ББЛ. Иначе - на клуб налагается штраф в размере 1000 евро.
Лига также установила для клубов минимальное количество зрительских мест на арене, которое равняется трем тысячам.
С сезона 2012/2013 максимальное количество иностранных игроков в заявке упадет до шести (в настоящее время каждый клуб обязан заявлять на матч минимум пять немцев). Это делается для того, чтобы повысить возможность появления талантливых игроков из своей страны.
В отличие, к примеру, от греческой лиги, немецкие клубы должны подать заявку на лицензию для выступления в следующем сезоне лиги уже к середине предыдущего сезона.
Немецкие клубы - одни из самых активных пользователей в сетях Twitter и Youtube. Болельщикам предлагаются новости о травмах, новичках команд, тонны другой информации.
Благодаря правилу "финансового фэйр-плей", в Бундеслиге нет клубов с надвигающейся финансовой опасностью, а зарплата игрокам выплачивается вовремя.
Инфраструктура
Большинство клубов играют в залах, вмещающих менее 10 тысяч зрителей. Но если клубам нужны более объемные арены, их все-таки строят. Большинство залов - или новые, или отремонтированные. Кроме того, планируется строительсво еще нескольких сооружений. В частности, сообщается, что Ольденбург и Вюрцбург планируют получить арену вместимостью 6 тысяч зрителей. Сейчас они играют в залах на 3100 мест.
Если прогресс продолжится, ББЛ вскоре может ввести новый минимум вместительности, который составит 4-5 тысяч зрителей (минимум зрительских мест в Испании - 5 тысяч, в то время, как играющий в еврокубках греческий Колоссос может принять у себя дома лишь 1200 человек).
Соревнования
В последние годы Бамберг выбился в безусловные лидеры немецкого баскетбола, команда слишком сильна для любого другого соперника из Бундеслиги. Но в то же время за последние десять лет в немецкой лиге было пять разных чемпионов. С появлением в чемпионате мюнхенской Баварии, которая планирует играть в Евролиге и создать значительный бюджет, борьба за титул чемпиона страны должна стать жестче. В зонах турнирной таблицы, где разворачивается борьба за попадание в еврокубки и плей-офф, всегда идет упорная борьба.
Прогресс
Прежде всего, давайте посмотрим на бюджеты. Благодаря "финансовому фэйр-плей", бюджеты клубов не могут расти очень быстро. Клубы должны инвестировать больше, чем они зарабатывают и перед тем, как клубы смогут достичь бюджетов европейских грандов, должно пройти некоторое время. Команды растут вместе с лигой.
Общий доход немецких клубов вырос почти на 15% по сравнению с прошлым годом. В этом сезоне общий доход команд побил рекорд всех времен и составил 69,5 миллиона евро. Для сравнения, в минувшем сезоне этот же показатель равнялся 60 миллионам. Когда генеральный директор Ян Поммер стал генеральным директором Бундеслиги, общий доход клубов составлял 34,1 млн евро, это означает, что за шесть лет он вырос примерно на 100%. Естественно, больший доход позволяет клубам увеличивать свой бюджет.
По общему бюджету клубы Бундеслиги уже почти достигли успехов гандбольной и хоккейной немецкой лиг, которые традиционно более популярны в стране.
Количество телезрителей Бундеслиги выросло на 74% по сравнению с прошлым сезоном. В то же время, аудитория телезрителей Лиги АСВ лишь снижается.
Эффект Баварии
У Баварии есть так много спонсорских предложений, что она вынуждена отказываться от некоторых спонсоров. Попробуйте найти нечто подобное в Европе! Из бюджета клуба, который равен 7 миллионнам евро, 70% поступает от десяти спонсоров. В следующем сезоне планируется увеличение спонсоров, но только если это соответствует общему плану развития клуба.
Кроме того, Бавария не только продает все билеты на свои домашние игры в Audi Dome (вместительность - 6,7 тысяч зрителен), но и позволяет зарабатывать другим клубам в гостевых играх (за исключением Бремерхафена, который не смог заполнить свою 10-тысячную арену на матче с мюнхенцами). К примеру, Альба продала свои 12 тысяч билетов на матч с Баварией еще за месяц до игры!
Новенькая арена мюнхенской Баварии, фото boschsecurity.asia
Бавария также получила в нынешнем сезоне вайлд-кард для участия в Еврокубке. Это при том, что команда к тому времени не успела даже дебютировать в Бундеслиге.
Следуя примеру Баварии, команда из Лейпцига, выступающая во втором дивизионе, наняла бывшего генерального директора Лиетувос Ритас Йонаса Вайнаускаса и смело заявила, что планирует играть в Евролиге уже в 2016 году. Клуб должен заработать повышение в классе в нынешнем сезоне.
Таланты
На европейских рынках, тем временем, появляется все больший интерес к игрокам из чемпионата Германии. В прошлом году, к примеру, из Бамберга в Олимпиакос переехал американец Карл Хайнс, который серьезно помог своему нынешнему клубу переиграть итальянский Монтепаски в плей-офф Евролиги.
Кроме того, множество немецких игроков стали выставлять свои кандидатуры на драфт НБА (
Честно говоря, эту информацию мы не смогли подтвердить. В 2010-м году на драфте был выбран Тибор Пляйсс, тогда же подал, а потом снял свою кандидатуру Роберт Бенцинг -
прим. А.И.).
Игровое время немецких игроков в лиге достигло 25%, в то время как зарплата игроков в Бундеслиге увеличилась на 60%, начиная с 2009 года.
Бундеслига вложила рекордные 750 тысяч евро в молодежные программы, чтобы обеспечить развитие нового поколения немецких талантов в этом сезоне. В следующем году на эту программу планируется потратить еще больше денег.