Суммы, потраченной руководством стамбульского клуба на летнем трансферном рынке, с лихвой хватило бы для спасения из долговой ямы подмосковных Химок или закрытия долгов по зарплате обоих греческих грандов. Перечисление же титулов, которыми обладали новобранцы дружины — Батист, Маккалебб, Андерсен, Сато, и вовсе соизмеримо по объему со стандартным абзацем любого аналитического текста нашего портала. Соответственно, только по этим параметрам "желто-синих" имело смысл причислять к фаворитам Евролиги-2012/13. Ну а после приглашения на капитанский мостик Симоне Пьяниджани, за шесть лет прошедшего в Сиене огонь, воду, медные трубы, а также финансовый и медиа-кризис, ряд аналитиков и вовсе отдал янычарам континентальную корону авансом. Мол, уж если не в таком синтезе брать старосветское золото континента, то в каком вообще?
Однако сезон едва достиг экватора, а панегириков в адрес Фенера слыхом не слыхивать. Наоборот, коллектив не критикует только ленивый. Хотя сугубо статистических предпосылок к уничижению до вчера не было. Во внутреннем первенстве они делят лидерство с Анадолу Эфесом и Банвитом, имея в пассиве лишь две неудачи после полутора десятка игр. Но вот в Евролиге, где они со скрипом, но пробились в Топ-16, вчерашнее
"У стамбульцев отсутствует стиль как таковой, размыты приоритетные границы между защитой и нападением, многие взаимодействия предсказуемы в силу каноничности, а тактическая закостенелость как таковая превратилась в самую настоящую ахиллесову пяту" поражение от Каха Лабораль поставило выход в следующий раунд под огромный вопрос. Да что там проход в Топ-16 - всю будущую работу Симоне Пьяниджани...
Прятаться за статистической цифирью Фенеру не резон, поскольку команда вот уже который месяц действует до отвращения невразумительно и безвольно. У стамбульцев отсутствует стиль как таковой, размыты приоритетные границы между защитой и нападением, многие взаимодействия предсказуемы в силу каноничности, а тактическая закостенелость как таковая превратилась в самую настоящую ахиллесову пяту. Соперников, ощутимо уступающих в классе, "желто-синие" пока все еще переигрывают, благодаря восхитительному индивидуальному мастерству опытных исполнителей. Но стоит дружине столкнуться с кем-то из элитного пула, как игровой каркас рассыпается в прах, а осмысленность покидает как решения баскетболистов на паркете, так и ходы тренерского штаба.
Объективно у Пьяниджани и его ассистента Луки Дальмонте (бывшего главкома Скаволини из Пезаро) есть целый склад боеприпасов-оправданий, которыми можно расстреливать любого журналиста или функционера,
предъявляющего претензии к работе "желто-синего" мостика. Для начала коучи наверняка предложат вспомнить, что летом они трудились на благо итальянской сборной, выводя ту через квалификационное сито к финальным словенским далям. То бишь июль специалисты просидели на сборах, август и начало сентября отпахали непосредственно в официальных играх — и присоединились к Фенеру за несколько недель до старта клубного сезона. Руководство дружины о занятости тренеров знало заранее, не выразив претензий к совмещению. И в том, как кажется, была фатальная ошибка. Ведь закладывать физическую базу и обкатывать тактические схемы на столь длительный период времени в скомканном формате не позволительно — как минимум, команде, претендующей на попадание в Ф4.
Другой момент, усложнявший задачу Пьяниджани, — обилие новичков. Да, тех же Маккалеба и Андерсена алленаторе перетянул за собой из Тосканы. Сато с Батистом вместе сгрызли не пуд, а целый склад соли в
"В Стамбуле нынче собралась эдакая сборная Европы, где каждый специфичен. Да и разница в возрасте требовала уникального подхода к спортсмену, их связке, а затем и коллективу в целом" Панатинаикосе. Но ведь встроить их по отдельности в общий механизм Фенера было недостаточно! От коуча требовалось полностью (и с нуля!) вывести и выстроить командную "химию", дозировать временные отрезки и расставить приоритеты в ротации, сформировать ударные и сдерживающие звенья… Это просто делать, когда баскетболисты примерно одного плана по манере действий или интеллекту. Но в Стамбуле нынче собралась эдакая сборная Европы, где каждый специфичен. Да и разница в возрасте требовала уникального подхода к спортсмену, их связке, а затем и коллективу в целом. Пьяниджани решил подгонять элементы друг под дружку поэтапно (держа в уме, что от кого-то, как при замене Бремера на Трипковича, придется отказаться), жертвуя сиюминутным качеством в пользу будущего результата. Беда в том, что сказать, когда игроки адаптируются, а его система будет принята, до сих пор сам наставник, мягко говоря, затрудняется.
Равно как пасует при объяснениях, почему защита Фенера остается одной из худших в Евролиге. Против "пик-н-ролла" (особенно высокого) стамбульцы в январе пасуют столь же покорно, как и на старте сезона. Все дело в том, что "большие" элементарно не успевают возвращаться к "подопечным" после вытягиваний наверх. Помощь же, подразумевающаяся в таких случаях от страхующих, приходит несвоевременно. Отчасти в силу иных прорех в защите — "малыши" зачастую ленятся продираться сквозь заслоны и вызывают панику чередой смен. Отчасти из-за слабой коммуникации между партнерами по линии, среди которых по-прежнему не наблюдается доверия, необходимого для работы "на автомате".
Стабилизация игры в "краске" — первоочередная задача агонизирующего Фенера, без выполнения которой команда останется на бобах. Ведь проходной двор под кольцом ведет не только к набору легких очков соперником, но и к обилию атак вторым темпом, поскольку соперник регулярно овладевает подбором. Ситуация чуть изменялась в лучшую сторону, когда Карамана и Батиста коуч переводил на позиции тяжелого форварда, а Прелдзича использовал в качестве флангового третьего номера. Но в таком случае уязвимой оставалась центральная ось, где соперник разрывал переднюю и заднюю линии турок, используя "столба".
"Вместо того, чтобы каждому из ball-handler'ов подобрать достойного компаньона, а затем постепенно проверить Маккалебба на совместимость с каждой из связок, Пьяниджани все пустил на самотек" Отсюда, собственно, и желание Пьяниджани — логичное, но так и не сбывшееся — обменять Батиста (которого в придачу еще и скорость покидает) на кого-нибудь помощнее.
Дисбаланс в линейке защитников донимает Фенербахче ничуть не меньше. Прелдзич и Богданович особо старательными в разрушении никогда не были, а потому коучу приходится ставить на дугу сочетания не по своему желанию, а исходя из угроз со стороны соперников. После чего "желто-синих" принимается душить дуализм: либо команда хорошо держит оборону, но затем не может ничего создать при транзишне (Маккалебб теряет в эффективности, когда работает в связке с "малышом", столь же остервенело тягающим мяч), либо же здорово бежит и отвечает ударом на удар, но при этом регулярно дает в обиду свое кольцо. Травма Бо, казалось, ситуацию немного исправит — как раз тот случай, когда нет худа без добра. Но вместо того, чтобы каждому из ball-handler'ов подобрать достойного
компаньона, а затем постепенно проверить Маккалебба на совместимость с каждой из связок, Пьяниджани все пустил на самотек. И к моменту возвращения македонца установил и без того очевидный факт: из игроков задней линии наступление проще строить через Бояна Богдановича, поскольку он обладает в равной степени опасным и броском, и проходом (пусть только в правую сторону).
К слову, за время пребывания Маккалеба в лазарете тренерский штаб также не озаботился поиском более комфортной игровой ниши самому плеймейкеру. А зря, поскольку его эффективность во многом виделась краеугольным камнем успеха Фенера. Что требовалось конкретно? Например, найти Бо партнера для "пик-н-попа". Ведь, как верно отмечают турецкие коллеги, в Сиене таковой всегда находился — Кшиштоф Лавринович, Стонрук, Андерсен. Что позволяло "малышу" не только пасовать под дальние броски великанов, но (и это куда важнее!) самому врываться под кольцо в открывавшиеся коридоры. Прикиньте, сколько баллов таким образом набрал македонец — и сравните с теми моделями, в который сегодня он вынужден обитать.
"Чтобы спасти себя от увольнения, наставник обязан пересмотреть взгляды на деление игрового времени, а может даже провести серьезную кадровую чистку" Батист? Игрок "двойки", которого не переучить, тогда как сам плеймейкер при данном взаимодействии не так эффективен. Прелдзич? С ним вообще "пика" не сыграть по причине нестабильного броска и корявоватых заслонов. Андерсен? Вполне. Но волей Пьяниджани он вынужден чистить все тому же Батисту пространство под кольцом. Получается замкнутый круг…
Наконец, ротация как таковая. Чтобы спасти себя от увольнения, наставник обязан пересмотреть взгляды на деление игрового времени, а может даже провести серьезную кадровую чистку. Ведь, согласитесь, глупо платить гонорар Трипковичу, который в Евролиге маринуется на дальнем конце скамейки, а в чемпионат Турции и вовсе не заявлен! Здесь же уместно вспомнить, что отдача от черновой работы Илькана Карамана сегодня в разы выше, нежели от порожнего наматывания километров Андерсеном. Возвращение Прелдзича на позицию легкого форварда обещает стабилизировать защиту. Тогда как воспоминание о ветеране Онане и награждение его частью времени Богдановича поможет сбивать скорости наступления соперников. Другое дело, хватит ли духу у Симоне усадить на лавку тех ребят, чьи зарплаты больше всего отягощают платежку турецкого клуба? Хотелось бы верить, что да. В противном случае "желтая карточка", недавно предъявленная специалисту на тет-а-тет встрече с недовольным ситуацией президентом Фенера, превратится в красную. И тогда, уж кричи не кричи знаменитое "Порке?!", одним именитым безработным тренером в Европе может стать больше уже в ближайшие дни. А то и часы...