История Гранта Хилла может пересекаться почти со всеми рассказами о последних 25 годах истории НБА. Он был последним из действующих игроков, который в той или иной степени сталкивался со всеми легендарными составами университетских команд: "Бегущие повстанцы" Тарка (команда UNLV), "Фаб Файв" (Университет Мичиган) и закатом династии Дьюка. Он является одним из восьми баскетболистов, которые сумели победить Dream Team-1992. Когда Шакил О'Нил просигнализировал о начале новой эры на Матче всех звезд в 1996-м году, положив сверху через Дэвида Робинсона, именно Грант Хилл отдал ему пас.
40-летний баскетболист, который перенес немало взлетов и падений всегда оставался собой. Трудности, с которыми столкнулся Хилл, вряд ли по силам пережить 99% других игроков. Тем не менее, он справился и продолжил делать свое дело, вписываясь в новые схемы игры, переживая смену поколений, изменения самой лиги. Мы не будем приводить биографические данные нашего героя. В недавней беседе с журналистом ESPN Грант сам, своими словами, вспомнил самые яркие моменты своей карьеры.
Университет
"Могу четко сказать, что первое, что приходит в голову – это "Финал четырех" 1991-го года. Вегас. Наш соперник (UNLV) на протяжении года не знал горечи поражений. Я не думаю, что кто-то в тот момент верил в нас. Они действительно доминировали весь чемпионат. В семиматчевой серии у нас не было бы шансов. Сейчас я четко понимаю, что это не просто воспоминания. То была настоящая поворотная точка в истории Дьюка. Мы не только попали в "Финал четырех", мы вышли в итоговый поединок. Было даже неловко от того, что мы могли преодолеть эту вершину.
Я отлично ощущал, что существовала определенная группа людей, которая по-прежнему любила Дьюк и надеялась на победу этой команды. После того как мы выиграли, а затем снова взяли верх, я заметил некое потепление со стороны большинства в адрес команды. Ненависть будто начала отходить. Отношение к команде изменилось. Мне кажется, наши победи стали поворотным моментом. Кроме того, я ощутил, что значит быть
частью элитной команды. Мы ощущали, что можем обыграть любого соперника".
В 1992-м Грант Хилл попал в команду из восьми человек, которая была отобрана для разогревочных поединков против Dream Team-1992 в преддверии Олимпиады. Помимо Хилла в команду студентов пригласили Алана Хьюстона, Криса Уэббера, Пенни Хардуэя, Эрика Монтросса, Джамала Машберна, Бобби Харли и Родни Роджерса. В первой же игре студенты обыграли суперзвезд НБА, которая по мнению некоторых аналитиков считается сильнейшей за всю историю сборных США. Через несколько лет Хилл сумел достать несколько видеозаписей того матча и неоднократно просматривал их. "Они все были такими тощими, - признался Грант, - Даже Баркли".
"Мы были на границе между любителями и профессионалами. Как будто мы уже стучались в дверь НБА. Провести неделю с такими легендами… просто быть в этой атмосфере. Мы постоянно болтались рядом с этими парнями. То, что я увидел, было настоящей конкуренцией с элементами трудовой этики. Помню, как после очередной тренировки, мы пошли на пляж. После, возвращаясь в зал, мы зашли в лифт, в который втиснулся Лэрри Берд. Он был самым старшим в команде, но только вышел из зала. Последним. Он отрабатывал броски. Выглядело это таким образом, будто он говорил, мол "вы парни приехали сюда отдохнуть и отлично проводите время, а мы должны заниматься". На следующий день он выдал фантастическую игру. Берд был просто неудержим.
"Все было четко и ясно и выглядело это что-то вроде: "ОК, вот потому его и зовут Лэрри Берд". Было лето, у него была длинная тренировка. Он был на своей работе. Очевидные и понятные вещи. Тогда мы получили хороший урок, но все мы отлично помним, что обыграли ту Dream Team.
НБА
В 1994-м Детройт выбрал Хилла под третьим номером на драфте. Он вместе с Джейсоном Киддом стал лучшим новичком года. За свою карьеру Грант пять раз принимал участие в Матчах Всех звезд. За первые пять сезонов он отметился 29 трипл-даблами, что позволило его поставить в тройку лучших игроков по этому показателю, но после 1999 года он не сделал ни одного "трипла".
"Грант был одним из тех игроков, игру которого я пытался повторить", - признавался Брендан Рой. Когда Рой был школьником, он рассказал своему отцу, что не получает достаточно передач для бросков. Ему был дан
совет: сфокусироваться на самих передачах и подборах. В качестве примера отец посоветовал понаблюдать за игрой Гранта Хилла. "Он делал очень многое на паркете. Грант мог бы стать настоящим скорером, но он не забывал о подборах, защите", - вспомнил Рой образец Хилла первых пяти его сезонов.
"Драфт – это настоящие ворота в НБА. Мечты начали сбываться. Мой первый Матч звезд состоялся в 1995 году. Быть в команде вместе с Патриком Юингом, Скотти Пиппеном и всеми теми парнями… Я был самым молодым игроком Востока. Это были те игроки, которых я идеализировал пока шел к НБА, а теперь я сам оказался среди звезд", - вспоминал Хилл.
В 1996-м году Хилл был среди звезд НБА в сборной США, которая выиграла Олимпиаду в Атланте. В перерыве между матчами он частенько играл "один-на-один" с Хакимом Оладжьювоном. По правилам Грант обязан был атаковать только из краски, а Хаким - со средней дистанции. Он также дополнительно занимался с настоящим фанатом различных "ворк-аутов" Карлом Мэлоуном. Тогда он признавался, что никогда так не уставал.
В Детройте начались травмы. В конце сезона 1999/00 Хилл сломал левую ногу. Он пытался играть через боль и настолько навредил себе, что впоследствии ложился под нож хирурга еще несколько раз. Не обошлось без
специальных пластин, которые потом приходилось извлекать. Большая часть всего курса восстановления пришлась на период его выступлений в Орландо. За пять лет он сыграл всего 200 матчей. Лучшее, что он помнит с тех годов – это то, что "все было позади".
"Время в Орландо было очень сложным для всех, - говорит Хилл. – Сложным для команды, меня, моих близких, людей, которые верили в меня. Но я очень горд, что сумел выжить и перенести все то, что было".
Плей-офф
Способность бороться и выживать позволила ему попасть в Финикс, где он стал частью "ран-н-гана" Солнечных и в 2010-м наконец-то сумел выиграть серию плей-офф. Хоть и две серии, пока в финале конференции аризонцы не уступили Лейкерс.
"Выступление в Финиксе, а именно плей-офф-2010, было чем-то таким, чего я не ощущал с момента побед в составе Дьюка. Это была очень сплоченная команда, мы были очень близки. В раздевалке все были единым целым. Я уверен, что всегда были и будут другие команды, у которых присутствует нечто подобное, но в настоящее время со всеми этими зарплатами, эго по всей лиге, создать что-то схожее невероятно сложно.
Я не знаю, мне так казалось или это было на самом деле, но мы были не самой талантливой командой. Однако впечатлял тот дух, то единение и дружеская атмосфера внутри коллектива, наши постоянные обеды, времяпровождение, поддержка на паркете и вне его. Мы постоянно были вместе.
Вспоминаю один момент в серии со Сперс, когда мы играли в Сан-Антонио. Мы никак не могли пройти Шпор в плей-офф. Они будто были нашими карателями. Итак, мы у них в гостях. Третья игра. Четвертая четверть в исполнении Горана Драгича. Первый, кто его поддержал в тот момент, был Стив Нэш. Казалось бы, парень играет на его позиции, но в перерыве Элвин Джэнтри спросил у Стива: "Ты готов вернуться на площадку?". На
что Стив ответил: "Нет, пусть он продолжает". Фактически наш квотребек сказал, мол, пусть мой сменщик ведет игру: "Он сейчас просто неудержим". То была настоящая команда".
В Финиксе Хилл застал последний год работы Майка Д'Энтони. На протяжении пяти сезонов наставник Санс внедрял свои идеи "ран-н-гана". Для Хилла это был совершенно иной баскетбол, к которому он не привык, выступая в конце 90-х.
"Думаю, что сама суть игры изменилась. Ведущие баскетболисты стали ниже ростом. Когда я пришел в НБА, все было на порядок традиционней. Почти в каждой команде было два "больших". Построение игры было методичным. Я пришел в лигу во времена Хакима Оладжьювона, Патрика Юинга, Шакила О'Нила, Рика Смитса. Четвертые номера были "тяжелыми форвардами" в полном смысле этого слова. Сейчас же так называемый "тяжелый форвард" – это, как правило, парни средней комплекции, которые отлично умеют "стрелять". Игра серьезно поменялась. Некоторые составляющие матча кардиально видоизменились. Стало меньше физической борьбы.
Стиль Майка Д'Энтони изменил баскетбол. Многое, что сейчас видно в игре некоторых команд: мышление, элементы "ран-н-гана" – все это Финикс и д'Энтони. Некоторые вещи просто сошлись, и система начала работать. Поединки стали не такими контактными, физическими, больше внимания и сил было направлено на набор очков. Многое было сделано для того, чтобы матчи не завершались со счетом 85:84. Результативность в поединках выходила на первый план.
Лига стала напоминать пародирование друг друга. Люди увидели то, что работает и стали пробовать это на своих командах. Нечто подобное происходило в 90-х. Тренеры действовали методично, четко контролируя ход матч. Игры протекали намного медленней, с остановками. Частенько случались настоящие плотные битвы. Возможно, это началось с "плохих парней" в Детройте, а затем было реализовано в Нью-Йорке Пэтом Райли. Команды, играющие в медленный баскетбол, стали развивать этот стиль. Однако со временем все изменилось. Пришли новые тренеры, новые игроки, появились новые идеи, веяния. Процесс был очень сложным. Но все менялось. В 90-х схемы на игру рисовались исходя из команды, которая будет реализовывать эту идею", -
вспоминал Хилл.
Хилл провел первый сезон из двухлетнего контракта с Клипперс. Он отыграл 28 матчей, в среднем за игру набирая по 3,2 очка. Ноющие травмы все же давали о себе знать. Реакция замедлилась, бросок был не так стабилен. Все указывало на то, что Хилл завершит карьеру.
"Мое тело и мой разум сошлись воедино в мысли о завершении карьеры, - признавался Хилл еще в конце марта. – Думаю, что время пришло. Не могу сказать, что это официальное решение, но я очень склоняюсь к этому".
Как и предполагалось, Хилл завершил карьеру и больше уже не выйдет на площадку. Почему-то, кажется, что этого игрока любители баскетбола еще увидят. То ли в роли комментатора, то ли на посту какой-то из команд НБА. Не секрет, что многие журналисты и сами игроки отмечали такт, мудрость, выдержку Хилла. Наверняка игрок с таким опытом, переживший столько эпох, столько сложностей, взлетов и падений, сумеет в будущем перенести свои навыки другим баскетболистам или же перенести свои знания на телевидение. Такие баскетболисты не должны затеряться и покинуть баскетбол, потому что они являются частью этой самой игры.
Материал Джея Аданде,
espn.com