Сразу после того как стало известно о решении Яо Мина завершить карьеру, Джефф Ван Ганди, который с дебютного сезона в НБА и на протяжении последующих четырех лет был его наставником в Хьюстоне, сказал, что люди быстро забудут о его подопечном как об игроке. Все будут помнить только значимость его фигуры для НБА - в плане расширения границ Ассоциации на самую населенную страну мира.
"Люди говорят, что он был нормальным игроком. Нет, он доминировал на площадке. Он умел играть в баскетбол. Конечно, времени, которое Яо провел в НБА недостаточно для того, чтобы относить его к великим, но он умел доминировать на площадке. В своей возрастной группе и на своей позиции он был лучшим в лиге", - вспоминал Ван Ганди, добавляя, что это уточнение становится действительно правдивым при упоминании важного фактора - "только, когда Яо был здоров".
"Многие забыли как Мин умел играть в баскетбол. Он пришел в НБА, возможно, не будучи готовым к роли первого номера драфта. Люди предрекали провал, но Яо показал всем, что благодаря своей мудрости и выдержке умеет справляться с тем прессингом, который был оказан на него. Он сделал это с достоинством", - считает Ван Ганди.
Легко забыть и те обстоятельства, при которых китайский центровой пришел в НБА. Мин не участвовал в тренировках и смотринах в преддверии драфта. В это время он выполнял свои обязательства перед родной сборной. Его дебют в НБА оказался провальным – ни одного очка за матч. Однако в конечном счете многие болельщики осознали, насколько многогранен атакующий арсенал китайского центрового. Он умел атаковать с различных углов и сторон от корзины, словно чертя геометрические фигуры. Поклонники Яо, восхищаясь многогранностью нападения своего любимого игрока, терпимо относились к травмам, которые преследовали его на протяжении всей карьеры. К сожалению, такой индивидуальности, созданной для игры на позиции центрового, волею судьбы не было дано стать чем-то поистине великим.
За последние шесть сезонов Яо сыграл в 250-ти играх. Все чаще во время реабилитации он был не рядом с командой, а восстанавливался сам по себе, отдельно от своих партнеров. Уже тогда в воздухе веяло неприятным ощущением того, что мучения китайского бигмена скоро закончатся.
"Думаю, что ему было очень непросто. Зная Яо Мина, я могу сказать, что он сам винил себя в том, что без него команда попала в кризисные времена, и пошел спад. Мне кажется, это абсурдная мысль", - отмечал Шейн Баттье.
В дань огромному вкладу в игру и в развитие баскетбола, который совершил Мин, приведем несколько знаковых моментов его карьеры, которые фактически изменили лицо самой лиги.
Яо Мин, как никакой другой игрок в НБА, смог соединить Китай и НБА
"Когда мы приезжали в Китай, я понимал, что чувствуют Биттлз, будучи в Ливерпуле. Это была полнейшая истерия. Мин был самым узнаваемым китайцем за пределами Поднебесной. Он с легкостью управлял миллионами людей, которые его почитали. Это то время, о котором я обязательно буду рассказывать своим внукам", - вспоминает Баттье.
А ведь до прихода Мина в НБА Дэвид Стерн с большим трудом пробивался на рынок Китая. Еще в 1990 году был назначен посол в азиатскую республику для налаживания связей и подготовки почвы для расширения популярности Лиги. Игроки приезжали в Китай для уже привычного благородного посещения больниц и встреч с болельщиками, но это все было не то. Настоящая истерия началась в 2002 году, когда Яо Мин стал игроком НБА.
Нужно отметить и тот факт, что Мин очень удачно и своевременно пришел в НБА. Он появился в заокеанской
лиге, когда только начал активное развитие Интернет, что позволило миллионам болельщиков голосовать за своего любимца перед Матчами Всех Звезд. Развивалось спутниковое телевидение, и все больше китайцев получали возможность наблюдать за играми своего баскетбольного идола в прямом эфире. Присутствие Мина в НБА резко повысило ТВ-рейтинги заокеанской лиги на просторах его родины. Ряд китайских спонсоров международного масштаба пришли в НБА. Шакил О’Нил, Хосе Кальдерон, Бэрон Дэвис – все эти парни заключили неплохие спонсорские контракты. Заслуга Мина в этих бизнес-соглашениях весьма глобальна.
Один из аналитиков, готовивших маркетинговую кампанию по продвижению Яо Мина в США, отмечает, что Джордан был очень популярен в Поднебесной, ЛеБрон Джеймс сейчас очень известен в Китае, но ни первый, ни второй не умеют говорить по-китайски. С завершением карьеры Мина интерес в Китае несколько поугаснет, хотя заокеанская лига уже очень серьезно вошла в жизнь рядового азиатского болельщика.
Яо был не просто высоким, он был хорош на площадке
Несмотря на многочисленные травмы и продолжительные периоды реабилитации, Мин записал на свой счет наибольшее количество очков среди всех центровых за период с 2002 по 2009 года.
Вполне возможно, что Лейкерс не досчитались бы одного титула будь Мин здоров два сезона назад. После единственной в своей карьере победы в серии плей-офф над Портлендом, Яо Мин в 2009 году вывел своих партнеров на Лейкерс и в первой игре второго раунда набрал 28 очков и 10 подборов (Газоль и Байнум в сумме отметились 24 пунктами). В третьей игре и случилась злополучная травма, которая, как оказалось, и поставила крест на его карьере. Сначала диагностировали растяжение лодыжки, однако последующие тесты показали, что у китайского центрового перелом. После этой травмы ему удалось сыграть только в пяти играх за два сезона.
"Более целеустремленного игрока я не тренировал никогда. Если вы спросите, достоин ли Яо Мин быть включенным в Зал Славы, то я без сомнения отвечу - да. Мне все равно в качестве кого он там окажется. Может, придумают какое-то новое звание. Но он должен там быть", - считает Ван Ганди.
Яо Мин мог бы доминировать в НБА с 2007 по 2014 года
Только подумайте. Лучшими игроками периметра, с которыми играл китаец, были Стив Фрэнсис, весьма быстро перебравшийся в Китай, во многом благодаря тому же Мину, Каттино Мобли, нынешняя забота которого – открытие клиники для реабилитации марихуанных наркоманов. И Трейси Макгрейди – суперодаренный баскетболист, развитие таланта которого во многом тормозилось его нежеланием выкладываться на тренировках и ужасной травмой, перечеркнувшей личные амбиции.
В третьем сезоне в НБА, последнем в карьере Мина, когда он сумел сыграть 80 игр без травм, вся команда Рокетс успела использовать 23-х игроков за все первенство - из-за многочисленных повреждений. При здоровом Макгрейди и Мине Ракеты сумели завершить регулярку с показателем 51-31. Представьте себе, если бы в партнерах у Яо было несколько очень добротных вингеров. Очевидно, что в настоящее время самым сильным центровым является Дуайт Ховард, но в девяти очных противостояниях китайского бигмена и Супермена Хьюстон выиграл в семи. Личные показатели Мина составляли 23,6 очка и 10,6 подбора. Ховард не мог похвастаться подобной статистикой – 12,2 пункта и 9,8 подборов.
Завершение карьеры Мина говорит о почти полном уходе в историю понятия "доминирующий центровой", воплощением которого также был Шакил О’Нил, окончивший свою карьеру месяцем ранее. В первый сезон Мина Шак даже позволил себя нелицеприятные расистские высказывания, но в последствии их "сожительство" в Лиге шло только в положительную сторону. Об этом свидетельствуют и взаимные посты в Твиттере, где оба с уважением комментируют карьерные решения друг друга. С уходом этих двух гигантов фактически исчезла та опция, которой пользовались многие тренеры для победы в матчах. Из действительно доминирующих центровых, как мы уже написали выше, остался только Дуайт Ховард. С натяжкой можно вспомнить о Нене, Эндрю Байнуме, Бруке Лопесе и Эндрю Богуте.
Среди всех выдающихся центровых Яо Мин остается единственным, который не играл в финале конференции
Если вспомнить всех ярких и легендарных центровых: Уил, Карим, Рассел, Юинг, Оладжьювон, Робинсон, Шак, Мозес Мэлоун – все они имеют чемпионские перстни. Даже Арвидас Сабонис - и тот попадал в финал конференции. Этот пробел в его карьере является очень значимым касательно оценки его величия как игрока.
"Яо не удавалось пробраться далеко в плей-офф. В этом плане он, конечно же, остался обделенным. Без таких достижений многим будет сложно в полной мере оценить его уровень и величие. При его росте он был самым сильным доминирующим центровым. Если он был в форме и здоров, то остановить его никто не мог. Именно таким я и буду его помнить. Не знаю, будет ли история столь лояльна к нему", - сомневается Баттье.
Кто-то определенно проклял поколение драфта 2002 года
Яо Мин был первым номером драфта, который отыграл в НБА всего 486 матчей. Джэй Уильямс, пополнивший
состав Чикаго со второго выбора на драфте, успел провести лишь сезон, после которого попал в автокатастрофу и закончил свою карьеру. Третий номер - Данливи-младший и пятый пик - Дрю Гуден впоследствии явно не отработалисвои высокие выборы. В первой десятке был и Николас Цкитишвилли (без комментариев) и Дахуан Вэгнер, который переориентировался на наркотические препараты.
Кроме Мина, только девятый пик - Амари Стаудемайер, 10-й – Кэрон Батлер и 35-й - Карлос Бузер выступали в Матчах Всех Звезд. 27-м был выбран Луис Скола и только в последние сезоны он с лихвой начал оправдывать свой не самый высокий драфт-номер.
Яо Мин был одним из самых больших весельчаков в НБА
Однажды перед тем как игроки Хьюстона должны были сдавать анализ на допинг и наркотики, Яо обвел взглядом своих партнеров по команде и сказал: "Парни, почему я один не нервничаю?".
Находчивость Мина стала легендарной в масс-медиа. Особенно много различных историй было связано с частичной глухотой Яо на левое ухо, которая случилось в детстве, после аллергической реакции на лекарства. Конечно, никто не мог обвинить великана в том, что он не слышит некоторые поручения и советы, хотя Баттье раскрывает эти "штучки" китайца: "Он всегда с большим успехом избегал и якобы прослушивал наставления тренера и советы игроков. Но я знаю, что он не был настолько глухим каким хотел казаться"».
"Он всегда отлично меня слышал, когда я на тренировке ему говорил: "Яо, Дикембе твой". Но как только я начинал объяснять схемы защиты от пик-н-ролла, то языковой барьер сразу же давал о себе знать", - вспоминает Ван Ганди.
Нужно отметить, что находчивость и искрометный юмор были его секретным оружием, которым он пользовался уже в первые сезоны в НБА, когда не хотел отвечать на серьезные вопросы касательно игры. Как-то журналист Houston Chronicle хотел поинтересоваться о разговоре баскетболистов Рокетс на тренировке команды на что Яо, наклонившись к представителю СМИ, прошептал ему на ухо: "Я не знаю о чем вы. Я не понимаю по-английски".
Яо Мин интересовался не только жизнью НБА
У Мина остался ресторан в Хьюстоне Yao Restaurant & Bar, также он является владельцем команды Шанхай Шаркс, которую купил в 2009 году и сумел поднять со дна долговых обязательств и пропасти в турнирной таблицы. Он никогда не оставался в стороне бед других и направлял на благотворительность миллионы долларов.
"Яо не нужна наша жалость. Мне, честно говоря, очень жаль его, но, к счастью, он может столько сделать помимо игры в баскетбол. Если он не захочет заниматься одним, то обязательно попробует себя в другой сфере. Он может и вправе делать то, что ему нравится. Искренне сожалею, что его великолепная карьера заканчивается из-за травм, но он не тот человек, который не сможет найти себя за пределами площадки", - считает Джефф Ван Ганди.
По материалам статьи аналитика Grantland Джонатана Абрамса.