На протяжении долгих лет сборная Австрии была единоличным доминатором в мире прыжков с трамплина. Более того, именно австрийцы шесть последних лет выигрывают Турне четырех трамплинов, самый престижный старт в мире одного из самых популярных зимних видов спорта в Европе. Тем не менее, 2014-й год принес немало бед австрийским прыжкам, многие из которых, казалось, приведут сильнейшую команду в мире к неминуемому кризису.
Предпосылок для этого хватало, причем далеко не только по той логической причине, что после большого периода громких побед приходит обычно приходит период небольшого застоя. Дело еще и в том, что вся гармония, которую австрийцы демонстрировали на публике, не имела ничего общего с тем, что реально происходило внутри команды. Друзей там практически не было - жесткая конкуренция была ровно такой, какой и бывает в подобных условиях.
И в тот момент, когда все внезапно пошло совсем не по плану, вскрылись старые обиды, которые зрели все эти долгие годы. Яркий пример - конфликт вокруг экс-наставника австрийцев Алекса Поинтнера, который, как известно, годами конфронтировал со своими ведущими прыгунами. Но одно дело - когда вместе с конфронтацией есть и результат. Другое дело - Олимпийские игры в Сочи, где результата австрийцы не достигли.
Подумать только: сильнейшая нация, которая, к тому же, обладает абсолютным топ-прыгуном в лице Грегора Шлиренцауэра, завоевывает лишь одну медаль - серебро в командных прыжках. Именно в том виде, в котором австрийцы в эру Поинтнера привыкли с большим отрывом выигрывать. Но, как оказалось, эры быстро меняются. Шлиренцауэр, в свою очередь, не менее быстро вынес конфликт с Поинтнером на публику. Мирное сосуществование для сборной Австрии закончилось.
Были, конечно, и другие моменты, которые сопровождали далеко не лучшую атмосферу в стане австрийцев. Главное из них - Томас Моргенштерн и его страшные падения, которые вынудили одного из самых значимых прыгунов последних десятилетий завершить карьеру. Как ни крути, а подобное крайне отрицательно влияет на внутреннее состояние коллектива. Таким образом, Поинтнер и Моргенштерн сборную покинули. Томасу прямой замены не нашлось, тогда как новым главным тренером стал экс-прыгун Хайнц Куттин.
В целом, австрийская федерация прекрасно понимала, что в такой обстановке сборной нужна полная перезагрузка. И, более того, функционеры, привыкшие к громким победам, таки были готовы ждать. Куттин, ранее работавший тренером на базе в Виллахе, и до своего прихода в сборную Австрии считался специалистом с большим авторитетом в прыжковом мире. Но взять на себя управление сильнейшими австрийскими прыгунами - смелый шаг, подразумевающий огромную ответственность.
С самого начала сотрудничества все спортсмены, включая Грегора Шлиренцауэра, отмечали изменившуюся атмосферу внутри коллектива. Во многом это было связано не только с приходом Куттина, а еще и с тем, что команда прилично обновилась. Шлиренцауэр все еще не в той форме, чтобы считаться безоговорочным лидером, Кофлер не слишком стабилен, Лойцль даже не попал на Турне четырех трамплинов, уступив во внутренней дуэли прошлогоднему чемпиону Дитхарту (тот тоже не в лучшей форме). Настало время подтягиваться другим спортсменам, но были ли они?
Да, были. Как минимум, экс-чемпион мира среди юниоров Михаэль Хайбёк и его коллега Штефан Крафт, который даже не попадал на подиум этапа Турне четырех трамплинов в Бишофсхофене. Несмотря на все успехи, ни Хайбёку, ни Крафту не удавалось толком закрепиться в сборной Австрии при Поинтнере - они хоть и появлялись на этапах Кубка мира, показывая неплохие результаты, но стопроцентными прыганми основы никогда не считались.
И если на старте сезона в Клингентале и к Хайбёку, и к Крафту были вопросы, то к Энгельбергу они полностью испарились. Стало понятно: именно эти два спортсмена на сегодня самые стабильные в сборной Австрии. Сильнее, тем не менее, были другие: три победы на счету у чеха Романа Куделки, отличная форма у Превца, Амманна, Фройнда, Фрайтага и других. Казалось, что шестилетняя серия побед австрийцев в общем зачете Турне четырех трамплинов прервется.
Казалось. Хайнц Куттин считал иначе - он говорил о том, что в его команде есть три-четыре прыгуна, способных побороться за победу на легендарном Турне. И, судя по всему, был абсолютно прав, ибо стартовый этап в Оберстдорфе, который не обошелся без проблем с погодой и ветром, стал очередной демонстрацией класса в исполнении австрийцев. И да, впереди был вовсе не Грегор Шлиренцауэр - Штефан Крафт одержал свою первую победу в карьере, опередив Михаэля Хайбёка. Из "старой гвардии" лишь Андреас Кофлер стал пятым.
Таким образом, после первого этапа Турне у австрийцев действительно есть три горячих кандидата, которые не просто остаются в когорте претендентов на победу в общем зачете, но и, пожалуй, ее возглавляют. И хоть в Оберстдорфе никто не может обеспечить себе победу на Турне, понятно одно: те, кто активно списывал Австрию Куттина со счетов, ошиблись. Жестоко ошиблись.