Голос Сергея Курдюкова для многих из нас ассоциируется с целым рядом видов спорта. Именно его великолепные комментарии приучили тысячи и тысячи русскоязычных телезрителей смотреть велоспорт, биатлон, лыжные гонки, прыжки с трамплина и прочие виды спорта, которые вот уже одиннадцать лет Сергей комментирует на телеканале "Евроспорт".
Это интервью – своеобразный новогодний подарок нашим читателям, многие из которых просили нас поговорить с Сергеем. Разговор получился объемным и очень обширным, поэтому мы разделили интервью на две части.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
"ЕВРОСПОРТ – ДОМ РОДНОЙ"
- Как Вам удается совмещать такую активную спортивную деятельность с комментаторской?
Мне достаточно часто задают этот вопрос. Даже регулярно. Я считаю, что в моем случае одно другому не мешает. Когда я в тонусе, когда я тренируюсь, когда я где-то как-то гоняюсь, то я очень хорошо ощущаю, что происходит там, по ту сторону экрана. Я не просто понимаю некоторые специальные моменты, я настроен на ту же волну, на которой находятся и участники соревнований. Поэтому мне это совершенно необходимо. Это просто прописано по профессиональным показаниям, так сказать. Одно перетекает в другое.
- Вы уже одиннадцать лет работаете на телеканале Евроспорт. Вам часто поступали предложения от других каналов?
Поступали, регулярно поступали, скажем так... Но наш мир - он довольно узок и тесен. Здесь все прекрасно понимают, что если человеку нравится место и нравится "репертуар", то он оттуда вряд ли уйдет, потому что есть, конечно, разные сильные стороны у предложений, которые делают другие каналы, но ни один канал, скажем, не берет в таком объеме те виды, которые я люблю. Ну и вообще, "Евроспорт" - это уже дом родной.
Очень важно, что мы в общем-то говорим со многими странами, со всем постсоветским пространством. Я вообще ориентирован на интеграцию, на объединение и взаимодействие во разных формах. Мне нравится сближение в мире вообще, вот этот процесс, который сейчас актуален, совместное решение проблем и совместное созидание... Сейчас это совершенно необходимо, даже если забыть, что довольно продолжительный период у нас была общая страна. И за пределами наших общих границ у меня много друзей, и здорово, что виртуальные берлинские стены продолжают потихоньку разваливаться, и с помощью нашего канала тоже. Я за мир, счастье и дружбу между народами — и можете поругать меня за лозунговый штамп
(улыбается).
- Немного сколький вопрос, так как он по поводу допинга...
Нет, не принимал. Ни в каком виде
(смеется)
- Нет, он не про это. Многие зрители интересуются, не возникают ли у Вас как у комментатора задние мысли вроде: "Он что-то принял"...
Да это же реальность, это наша с вами реальность. Конечно. Сколько угодно присутствуют эти мысли. Виды спорта на выносливость этим по-прежнему очень сильно больны, но это... Я много раз говорил, что спорт - это часть жизни, это слепок жизни, а по жизни допинг-контроля нет никакого. Когда человек достигает каких-то жизненных целей, то он идет любыми путями. Особенно сейчас это очень модно. Никто его не дисквалифицирует за это. Только если он нарушит закон, только в этом случае... А в спорте очень сложно все, очень неоднозначно. Все эти митинговые подходы к этому вопросу очень бестолковые, так как они на самом деле почти ничего не решают, но открывают простор для тысяч околоспортивных манипуляций.
УКРАИНСКИЙ АСПЕКТ
- Теперь несколько вопросов об Украине. Прошлые два сезона существовала украино-итальянская команда ISD, а в следующем сезоне украинская часть этого проекта присоединится к Lampre под совместным названием Lampre-ISD. Какие перспективы Вы видите в этом для развития украинского велоспорта?
Два года назад я вел презентацию ISD, приезжал в апреле на донецкие международные гонки, так что мне этот проект очень знаком. Ну а сейчас надо просто посмотреть на то, как это будет выглядеть. В принципе, что такое Lampre, все прекрасно знают. Это очень мощный бренд в велоспорте. Как велоформирование, это известнейшая компания, известнейшая команда еще в тех воплощениях, когда наш Павел Тонков за нее замечательно выступал... По идее, замысел хороший, это должно пойти на пользу, но как это будет в реальности выглядеть? Посмотрим, это один из интригующих моментов наступающего сезона.
- О биатлоне. На волне успехов украинской сборной на старте сезона, которые, к счастью, есть, не считаете ли Вы, что такой успех может сказаться на том, что команда будет усталой во второй половине сезона, и не скажется ли это на дальнейших результатах сборной Украины?
На дальнейших результатах такие вещи в любом случае сказываются. Есть люди, как в спорте модно говорить - "монстры", вроде Оле-Эйнара Бьорндалена... То есть, кубковые бойцы, короли, которые способны если и попадать в функциональную яму, то не слишком глубоко, чтобы идти на высоком уровне на протяжении всего сезона. Все же остальные так или иначе подвержены спадам. Это естественно, это нормально, без этого не обойтись. Вопрос в том, когда они наступят, эти спады, и насколько они под контролем. В принципе понятно, что пик сезона - это Ханты-Мансийск. Все хотят там атаковать, добиться там наилучших результатов, но при этом пытаются зацепить по максимуму и в Кубке мира. Я думаю, что волнообразные движения в уровне результатов будут, но на лицо наработанный прогресс, это действительно видно.
Многие уже доросли до более высокого уровня... Спорт - такая штука, которая требует какого-то накопления. Есть, конечно, уникумы, которые буквально сразу выстреливают, но это далеко не правило, их очень мало. Для того, чтобы человека "прорвало", должна быть какая-то критическая масса и в плане опыта, и в плане психологии, и в плане функционалки тоже. Люди доросли, но насколько они будут ровно держаться дальше, девчонки в особенности, зависеть будет банально от того, насколько они хорошо будут восстанавливаться — тоже и физически, и психологически.
- Несмотря на полное отсутствие инфраструктуры и очень сложные условия для тренировок, украинские прыгуны в лице Виталия Шумбарца и Владимира Бощука в последнее время делают значительный прогресс. Как Вы думаете, чего они могут достичь?
Прыгуны с очень неплохой базой, это видно. У них есть задатки, у, в общем-то, бывали результаты. Когда соревнуются сильнейшие прыгуны страны, которые постоянно выступают за рубежом, отсутствие инфраструктуры уже
не имеет такого критического значения, так как они уже набрали какой-то уровень, который надо поддерживать и развивать на зарубежных сборах и соревнованиях. Им этого более-менее хватает. Но сложность в том, что они не могут нормально тренироваться дома, а дома хочется бывать, это же естественно. Постоянно жить на гастролях очень непросто с психологической точки зрения.
Данная ситуация, на самом деле, похожа на российскую, потому что, допустим, инфраструктура где-то получше у нас была последнее время, но ее все равно не назовешь отличной и современной. Отвечающих сертификационным требованиям трамплинов, в общем-то, и не было в тот момент, когда, к примеру, Дмитрий Васильев попадал на подиумы Кубка, так ведь.
Другое дело, что какие-то отдельные всплески, отдельные вспышки возможны, но для того, чтобы была сильная, мощная сборная с хорошим, сильным резервом, позарез нужно создавать базу, и не только трамплины строить, но и чтобы хорошо были обеспечены многочисленные школы с инвентарем, с классными, постоянно развивающимися тренерами, а также нужно обеспечить приличную массовость... И то этого не всегда бывает достаточно, так как даже прыжковые страны порой серьезно буксуют, как те же самые словенцы, как у чехов проблемы возникают, у тех же финнов спады регулярно... Но тут, конечно, надо понять, на каком уровне у них спад. Нам бы такие проблемы
(смеется). Все это очень нужно, но поскольку ребята живут в спорте сегодня и сейчас, им приходится выжать максимум из того шанса, который есть.
- В Украине сейчас культивируется идея проведения зимней Олимпиады 2022 года. Как Вы считаете, насколько это важно для Украины и насколько вообще реально получить форум такого уровня?
2022 год... Он, в общем, не совсем и за горами. Это могло бы выглядеть вполне красиво, интересно, но тут непочатый край работы. Идея красивая, дело за воплощением. Карпаты - красивые горы. Но нужно, как сейчас модно говорить, начать и кончить.
"ВПАРИВАТЬ СЕБЯ НЕ ХОЧЕТСЯ"
- Многие болельщики интересуются вашими личными пристрастиями, в том числе и музыкальными... Про Jamiroquai известно всем, а вот остальное?
Ну, одним Jamiroquai дело не ограничивается. Все намного-намного шире. Единственное, есть анти-пристрастия. Откровенно попсовые вещи просто не катят. До стойкой аллергии, до ухудшения физического самочувствия
(смеется). В целом же - от сверхтяжелых вещей до джаза... Очень люблю и традиционную музыку, фольклор, обработанный фольклор — фолк в разных видах и проявлениях. Давно нравится так называемая кельтская, хотя правильнее делить ее на ирландскую, шотландскую и бретонскую, испанская, итальянская и французская — старая и современная. В славянском фолке нравятся особенно старые, какие-то исконные таинственные вещи. В общем, только перечислять можно часами.
- Какая у Вас любимая книга? Не хотели бы в ближайшем будущем сами написать свою книгу?
Книги одной и даже нескольких просто не назову, наверное. И вообще, это такой вопрос, над которым я не задумывался, потому что есть периоды, которые ознаменованы какой-то определенной литературой. Вот, допустим, есть настроение, и я начал читать короткую японскую прозу, и это идеально соответствовало моему состоянию, моему восприятию мира на тот момент, хотя я не могу сказать, что это абсолютный номер один, раз и навсегда. Впрочем, свое место в душе и в мозгу за каждой знаковой книгой резервируется.
Что касается написания книги, то я немножко представляю, что это вообще такое, так как я в свое время переводил фантастику, готику, но это было в 90-е годы... Поиски себя. Этим я тоже занимался. Я достаточно пишущий человек — на сегодня, правда, в основном в плане публицистики. Были замыслы и было довольно многих заготовок на рубежах жанров, но все-таки оторванных от реальности
(смеется). Не обязательно фантастика, но... Жизнь подарила шанс пообщаться с великими людьми этого мира. Читали кое-что, советовали продолжать и развиваться, рекомендации давали.
Вопрос в чем. Это - огромный труд, если ты хочешь это делать качественно. Труд, который сложно с чем-то
полноценно совмещать. Помню в своем время разговоры в издательстве, когда мне говорили: "О, вот, слушай. Дело такое. Найди время. У тебя же получается — стиль, мысли тоже есть. Сделай роман — но только так: не меньше 800 страниц, народ должен втянуться, читать, и чтобы долго было до конца идти. Времени тебе четыре месяца, 800 страниц, и давай сдавай. Желательно, чтобы он был качественным, но если что-то там провиснет, то ничего, редакторы доработают".
Такой вариант меня просто убил наповал. Реально литература — как шоу-бизнес, а она сейчас вовсю существует в этом плане — может продвинуть любой продукт. То есть можно написать полный бред, тотальный, это будет поток чего-то бессознательного, даже не подсознательного и несознательного... Если это правильно завернут и упакуют, если это правильно продвинут, то это свихнет мозги миллионам, в зависимости от вложенных средств.
Стать пружиной этого механизма что-то не очень вдохновляет. Как-то попахивает впариванием, а впаривать себя не хочется. В принципе, руки дошли бы только до чего-то публицистического. То есть те статьи, которые я пишу, собрать бы, расширить заметками... Это не требует какой-то дополнительной огромной работы, а мыслей, впечатлений — много. Поэтому пока реально только это. Я люблю эту планету, она у нас потрясающая; помочь к этому присмотреться, что-то важное ощутить, осознать — по-моему, потянет на сверхзадачу, как вам кажется?
Что касается жанра чистой спортивной публицистики, то есть только несколько видов спорта, про которые будут читать, это будет издаваться приличными тиражами. Думаю, будут читать про зарубежный футбол, про зарубежный хоккей... Ни про то, ни про другое я ничего путного не напишу. Мои виды, если убрать телекартинку — совсем нишевые. Те же обожаемые мотогонки — в Испании, в Италии просто сборник интервью пилотов будут читать взахлеб. А у нас это даже не рассмотрят как коммерческое предложение.
- Поделитесь секретом, кто Ваши любимые спортсмены?
Любимые в каком смысле: за которых я всегда болею или те, перед которыми я преклоняюсь? Я могу не болеть за человека, он мне как личность не настолько близок, но тем не менее, я признаю, что он велик.
- В принципе, можете назвать и тех, и тех.
Из действующих?
- Если Вы хотите, чтобы Вас не посчитали необъективным в дальнейшем, то можете и из тех, кто уже закончил карьеру.
Тут вообще никакой оригинальности особо и нет. Хотя, как и в вопросах о книгах и музыке — только начни перечислять, уже и не закончишь. Никто, наверное, не будет спорить с тем, что Эдди Меркс - самый великий велогонщик. При всем моем уважении к Армстронгу, к Канчелларе, но если человек умел все, был всесилен и непобедим, то конечно он в вело — абсолют.
Биатлон — даже голая статистика говорит в пользу Бьорндалена, потому что он, естественно - король. По сумме всех успехов он - самый лучший биатлонист в истории. Не обижая при этом никого, уровень достижений именно таков. Взять и выиграть на Олимпиаде все медали - уже этого было достаточно, без рекорда побед на этапах Кубка мира. С другой стороны, человек просто неиссякаемый в плане спортивного творчества. Он всегда найдет мотивацию, он всегда будет пахать, он всегда будет бороться. И при этом вдумчивый подход, поиск новых путей, методов. Хотя случались и тупиковые варианты. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает, как известно.
В моторных гонках Валентино Росси — полубог, безусловно. Хотя болею я не за Вале. У меня было огромное счастье общаться с ними со всеми, потому что я поездил на этапы Гран-при, болею я за Капиросси, но у Лориса не получается ничего в последнее время. Тут и возраст, и техника, и обстоятельства, и вообще должно многое сойтись, чтобы в этой горстке сверхлюдей быть самым-самым. Но Росси - он гений. Ничего с этим не поделаешь. Там очень много ярких личностей, но этот человек особенный. Его итальянцы порой воспринимают как посланника небес, но порой он вдруг он превращается в какого-то шаловливого чертенка. Но главное то, что он просто гениален в рамках своего вида спорта. Да и не только его, вообще всех гонок, потому что Вале и на автомобиле свой класс также доказывал.
Но статистика, я это тысячу раз повторял, не знает всего. Так вот, есть множество наших спортсменов, перед которыми я преклонялся в детстве. И я буду смотреть на них снизу вверх всегда, хоть и вырос, и повидал много и многих.
Ставить рядом Сергея Сухорученкова и Эдди Меркса вроде некорректно, да? Потому что они существовали в разных измеренииях Но я помню до мелочей тот день, когда увидел победу Сухорученкова на московской Олимпиаде... Именно это был тот момент, когда велоспорт стал частью моей жизни, когда я им безнадежно заболел. Разве такое можно переоценить? Слава Екимов, человек с обложки ежегодника "Велосипедный спорт" с олимпийской золотой медалью на груди. "Живой мост" между тем велоспортом и этим. И вот едешь с ним в горку в окресностях Тортосы, запросто беседуешь о каких-то простых вещах... Нет, это еще один вопрос, который открывает просто бездонную тему.
- Не можем не задавать Вам этот вопрос. Как Вам сайт iSport.ua?
Я, опять же, уже высказывал свое мнение. Могу сказать, что сайт мне нравится. Вы развиваетесь очень динамично, за что вас можно только похвалить. Несмотря на то, что сайт появился недавно, вы можете дать фору многим зарубежным и известным ресурсам хотя бы даже в плане контактов и эксклюзивов. В общем, молодцы, продолжайте в том же духе.
- Пожелайте что-нибудь нашим читателям на Новый год!
Это всегда сложно так — объять необъятное... Конечно, радости, счастья, и не редкими мгновениями, а много-много. Чтобы и спорт дарил вам счастье... Чтобы спорт стал частью жизни, чтобы вы осознали, насколько это классно - находиться по одну сторону с ними, с теми супермастерами, существовать с ними в одном пространстве. Ученые доказали, что спорт замедляет восприятие течения времени. Шанс прожить несколько жизней в рамках одной, как вам? И еще — будьте всегда НЕленивыми и любопытными.
- Огромное спасибо за интервью! Счастливого вам Нового года!
В материале использованы фото из личного архива Сергея Курдюкова.