- Татьяна, рассматривая итоги этапа в Оберхофе в комплексе, можно говорить о том, что сборная, наконец, возвращается на высокий уровень?
- Пока еще так сказать нельзя. Это еще не те результаты, на которые способна наша команда. Может быть, где-то не хватило улыбки Фортуны. Та же Вита Семеренко в масс-старте могла бы отработать стойку более качественно. Но по Оберхофу в первую очередь хотелось бы отметить нашу молодежь. Юля Джима – молодец, справилась с той задачей, которую ей поставили тренеры, Артем Прима и Сергей Семенов тоже выглядели на очень высоком уровне.
- Эстафетные гонки всегда считались "коньком" сборной Украины. Почему в этом сезоне нам не удается даже приблизиться к пьедесталу почета?
- Более грамотный анализ происходящему могут дать только тренеры: почему так произошло, чего не хватает ребятам и девочкам… Я думаю, что причин, по которым наши девчонки не поднимаются на пьедестал – не одна, а комплекс. Может быть, есть недоработки в психологии, может быть, где-то не хватает стремления идти до конца, может быть, где-то играет роль либо самоуверенность, либо наоборот – недостаток уверенности в себе. И этот психологический момент нужно обязательно учитывать.
Мне кажется, что все-таки первый этап нашей женской эстафеты должна бежать кто-то из сестер Семеренко. Судя по течению гонки с массовым стартом, скорее, это может быть Вита. Я не стала бы обвинять Лену Пидгрушную, что она не справилась со стрельбой. Лена – человек уравновешенный, и мне кажется, биатлонистка с ее психологией должна бежать на последнем этапе. Хотя это решение, конечно, принимать тренерам – им ситуацию изнутри, безусловно, видно лучше.
У ребят тоже постепенно все налаживается. Единственное – не получилась стрельба лежа у Артема Примы, но я не могу сказать, что Артем не умеет стрелять. Возможно, сказалась элементарная нехватка опыта у парня. Он ведь в этом составе впервые бежал эстафету. А для эстафеты "сыгранность" состава, в котором выступает команда, играет очень большое значение.
Возможно, команде не хватает психолога. Я могу говорить об этом, потому что нам в свое время этого также очень не хватало. Мы также выступали индивидуально, каждый боролся за себя, но в эстафете мы были настоящими бойцами. Командный дух в этом случае очень важен. Мне кажется, сейчас он наиболее ярко проявляется у россиян и во французской команде. В целом же, наша команда вполне может бороться за призовые места и создавать конкуренцию тем же россиянам, немцам и остальным сборным. Сейчас ведь ни в одной сборной нет полноценной и равнозначной эстафетной четверки. Может быть, за исключением россиян, потому что у них скамейка запасных очень длинная, и они могут черпать оттуда резерв.
- Юлия Джима дебютировала в команде сразу с эстафеты. Насколько психологически это было сложнее – стартовать в такой гонке?
- Ну это мы только у нее можем спросить. Я думаю, что, конечно, психологически было сложно. Но она – молодец! Показала, что может соревноваться и выступать на уровне. Конечно, я не сомневаюсь, что волновалась Юля очень сильно: наверняка и ночью плохо спала – это все мне хорошо знакомо. Когда в свое время в эстафету к Цербе, Беловой и Петровой – постоянному костяку команды – поставили Водопьянову, было очень непросто: все время были мысли только о том, как бы не подвести…
- А то, что Юле пришлось бежать, не проведя ни одной полноценной тренировки на трассе, сильно сказалось на результате?
- Могло сказаться, поскольку она не знала, где подъемы, где повороты, где она может добавить, где – немного перевести дух. Если более опытные девчонки знают трассу, как свои пять пальцев, то они могут пройти ее с закрытыми глазами. И я думаю, что Джима вполне могла часть времени на трассе потеряла именно поэтому.
- Насколько вообще страшен знаменитый оберхофский подъем?
- В знаете, когда я выступала, конфигурация трассы в Оберхофе была немного другой. Раньше там был жуткий спуск. Для меня подъемы были не страшны – я больше боялась спуска. Мне вообще нравились затяжные подъемы – это была моя дистанция.
- А есть ли какой-то рецепт для спортсмена, как настраиваться на подъемы? Потому что в Оберхофе наши спортсмены именно на подъеме теряли довольно много времени.
- Мне кажется, это исключительно индивидуально. Но технику подъема можно вырабатывать, тренировать. Кроме того, многое значит настрой – ты должен выложить максимум на торчке (крутой участок подъема ). Трасса для спортсмена должна быть, как книга – ты ее должен читать. Нужно не просто бежать как машина, а думать – где точку поставить, где запятую, а где восклицательный знак. Тот же Андрей Дериземля наверняка знает, где он может на пологом спуске немного восстановиться, а где – наоборот добавить. Этим и отличается опытный спортсмен от новичка.
- На этом этапе наши спортсмены показали ряд довольно высоких результатов в личных гонках. Какой из них стал для Вас самым приятным сюрпризом?
- Когда я смотрела масс-старт на сайте IBU, и через Facebook зарегистрировалась для комментариев на сайте, то после того, как Артем неудачно провел первую лежку, многие болельщики начали ругать его за «застрел». На что я написала, что у этого мальчика еще все впереди, и он еще себя покажет. Для него сегодня большой плюс, что он сумел попасть в этот масс-старт. Это огромный опыт, несмотря на то, что на нем лежала ответственность в одиночку представлять команду в этой гонке. И он собрался, и отработал стойку с двумя нулями. В лежке ему не хватило опыта: может быть, где-то он растерялся и не сориентировался по ветру, не сделал необходимых поправок. Ведь решения там надо принимать очень быстро, порой просто автоматически. Но, думаю, тренеры обсудили с ним все ошибки, как он должен реагировать и что должен делать. Что касается высоких результатов Виты и Вали Семеренко, то это не сюрприз. Напротив – их результаты могли быть еще выше, доработай они на должном уровне стрельбу стоя.
- Татьяна, чего Вы ожидаете от следующих этапов? Дальнейшего улучшения результатов нашей команды, или традиционного январского спада формы?
- Спад, который наблюдался в январе в прошлые годы, обусловлен был графиком подведения команды к чемпионату мира, и в определенном смысле был неизбежен. Не может спортсмен держать один и тот же высокий уровень на протяжении четырех месяцев сезона. Все планы подготовки разрабатываются тренерами перед сезоном, и потом двигаются уже по намеченному графику. И уже сейчас, с начала января, команда может пойти по плавному подъему формы вплоть до чемпионата мира. До Рупольдинга еще достаточно много времени, чтобы подойти к чемпионату на пике готовности. Думаю, что и у ребят, и у девчонок все будет хорошо.