Вот только некоторые из них:
1. Почему существование клуба целиком и полностью зависело от одного (!) человека?
2. Насколько регулируется вопрос о финансовой стабильности клубов Ассоциацией баскетбольных клубов Украины?
3. Какие решения должна была принять АБКУ в сложившейся ситуации?
4. Являются ли защищенными контракты игроков и персонала клуба и получат ли они страховку от АБКУ или любой другой организации?
Первый вопрос – риторический. На сегодняшний день ситуация, когда благополучие того или иного клуба в большой степени зависит от одного человека – это не редкость. И, конечно, с настроениями и возможностями этой персоны приходится считаться. Взять, например, футбольный клуб Манчестер Сити, который получает миллионы от Шейха Мансура. Но давайте на минуточку представим ситуацию, что владельцу Сити надоест разбрасываться своими деньгами, и он оставит команду. Какова вероятность, что этот клуб посреди сезона снимется с розыгрыша чемпионата Премьер-Лиги? Правильно – нулевая. Лига просто не позволит этого сделать! Причин масса. Это изменения в турнирной таблице, скомканный график матчей, проблемы с телекомпаниями. Это толпы недовольных болельщиков. Это судебные иски тренеров, игроков и других сотрудников клуба… Это еще ряд причин, которые в итоге приведут к падению репутации самой организации. В Англии спортом занимаются целые команды профессиональных экономистов и юристов. И они предусматривают такие ситуации.
Одним из путей избежать таких казусов является обязательное требование к клубам иметь гарантированные источники финансирования. За всеми участниками соревнований стоят не только владельцы (богатые или не очень), но и обязательно банки, спонсоры и так далее. Когда этим летом учредители клубов создавали нашу баскетбольную Суперлигу, разве они не знали, что БК Донецк – это исключительно энтузиазм Сергея Дядечко и больше ничего? Разумеется, знали (это простые болельщики могли этого не знать, но хотя бы догадываться). А могли они тогда предположить ситуацию, что если с единственным инвестором клуба что-то случится, то и клуба не станет? Безусловно, могли. В таком случае возникает резонный вопрос – почему «тигров» не обязали найти альтернативные источники финансирования? И это уже вопрос не риторический…
Ведь если задуматься, то подобная участь может ожидать любой клуб. Собственно, и Донецк далеко не первый в этом списке. Неизвестно, возродится ли когда-нибудь Сумыхимпром. Черкаськи Мавпы – тоже наглядный пример. Бродский мог вкладывать в клуб огромные деньги – играли в Черкассах Эль-Хатиб, Джонсон, украинские сборники. Ударил кризис – и Мавпы покатились по турнирной таблице вниз, а потом и вовсе не особо сопротивлялись ссылке в Высшую лигу. Завтра на их месте может оказаться кто угодно: Азовмаш, Будивельник, Одесса, Пульсар… И что тогда будет делать Суперлига? Опять разводить руками, перекраивать календарь и менять регламент Кубка?
К сожалению, на официальном сайте Суперлиги не удалось найти регламентирующих документов этого чемпионата, а также собственно Ассоциации баскетбольных клубов Украины. Может быть, конечно, они хорошо спрятаны – но, как кажется, если эта организация претендует на серьезный статус, то подобные вещи должны быть как минимум открытыми и доступными. Но речь не об этом. Хотелось бы просто узнать, прописана ли ситуация, сложившаяся с БК Донецк, в официальных бумагах? Если да, то Суперлига просто должна была им следовать. На все том же официальном можно было выложить новость: согласно пункту такому-то регламента проведения чемпионата Суперлиги приняты такие-то меры. Но если метания и поиски Валерия Плеханова в последние несколько дней понятны, то действия руководителей чемпионата пока выглядят сумбурно.
Главное, что непонятно: по идее АБКУ (читай, Суперлига) в цивилизованном правовом поле должна была бы преследовать одну цель: создание интересного чемпионата, участие в котором было бы экономически выгодно всем клубам. В таком случае, донецкий форс-мажор должен был вызвать одну реакцию: АБКУ должна была поддержать своего участника на плаву в интересах всей структуры. Разумеется, речь бы не шла о выделении средств на дорогущие контракты легионеров. Но выделить минимально необходимые деньги (объем которых также можно было прописать в регламенте) из общего пула для того, чтобы Донецк смог нормально закончить сезон – это было бы АБКУ вполне по силам. Associatio – в переводе с латыни означает «объединение». А где ж показывать это объединение, как ни в трудных моментах?!
Впрочем, вначале нужно узнать, есть ли он – этот общий пул? В начале сезона Суперлига вроде как требовала от всех клубов немалые деньги в качестве стартового взноса за участие в первенстве. Конечно, часть их по идее тратится на обслуживание судейского корпуса, часть – на содержание руководящего аппарата чемпионата. Наверное, какие-то деньги должны были пойти на организации телетрансляций, которых до сих пор нет… Но даже если последний пункт не считать, неужели в банке Суперлиги не осталось ни копейки, чтобы избежать нынешней ситуации.
Предугадывая доводы против: возможно, расщедрись Суперлига сейчас – это привело бы к каким-то спекуляциям. Например, энный клуб мог бы изобразить «обнищание», чтобы получить «дармовые» деньги. Однако не так уж сложно избежать этой ситуации. Во-первых, никто не говорит о том, чтобы деньги дарить. Суперлига или АБКУ (в данном контексте название не столь важно) вполне может выдавать кредиты клубам, в случае невозвращения которых те будут лишаться права выступать в любых соревнованиях под эгидой этих организаций. Да и какой смысл лишний раз себя дискредитировать? Тот же Донецк сейчас сам себя загнал в очень трудную ситуацию. Завтра Дядечко отойдет от своих проблем, поправит здоровье и захочет вновь замахнуться на самые высокие достижения в Украине. Но кто из сильных игроков захочет идти в такой, мягко говоря, нестабильный клуб? Возвращаться в украинский баскетбол «тиграм» будет очень непросто. Если, конечно, до этого дойдет. Так что можно было бы при желании выдать дончанам «баскетбольный кредит». Держали же в прошлом сезоне схожим образом БК Полтава. Но полтавчане прошлогодней Суперлиге были жизненно необходимы, а дончане сейчас оказались, видимо, не очень нужны…
Единственный вариант, при котором все эти рассуждения не имеют смысла – это если БК Донецк сам хотел ликвидироваться с баскетбольной карты Украины. Но с учетом того, что еще несколько дней назад команда пыталась пополниться игроками, то это выглядит как минимум странно. Вряд ли Бойко и Коровякова Плеханов приглашал, уже четко понимая, что на следующий день с ними придется попрощаться…
А в итоге попрощаться пришлось со всеми игроками. К счастью для АБКУ в Украине нет профсоюза баскетболистов, который защитил бы интересы наших (украинских) ребят в этой ситуации. Некоторые из уже «экс-тигров», конечно, трудоустроятся. Наверняка кто-то подберет Дроздова и Ившина. Возможно, найдут работу братья Кривичи и еще кто-нибудь. Ну а что делать тем, кто останется без клуба на долгое время? Как им жить, кормить семьи? Увы, этот вопрос также повисает в воздухе. В нашей стране спортсменам можно надеяться исключительно на себя, на свой талант и удачу. Уверенность в завтрашнем дне им не гарантирует никто.
Выводы из всего вышесказанного напрашиваются неутешительные. Наш баскетбол в очередной раз нанес сам себе увесистую оплеуху. Такое впечатление, что у нас ни один год не может обойтись без крупного скандала. То лига делится пополам, то клубы (серебряные призеры!) исчезают целиком. А потом мы удивляемся, чего ж нас не зовут в Евролигу? Или почему нашим клубам приходится переплачивать за легионеров средней руки? А ведь найти выход из этой ситуации не так уж сложно – и даже не нужно изобретать велосипед. Достаточно просто взять за основу регламент любого успешного европейского первенства, немного адаптировать под наши реалии и продумать долгосрочную перспективу развития. Ведь если руководство Суперлиги не может предусмотреть форс-мажорные ситуации даже на полгода вперед, то вряд ли можно говорить о какой-то перспективе и прогрессе в чуть более отдаленном будущем…