Все началось в 1969-м году, когда в матче резервных команд Селтика и Рейнджерс 18-летнему Кенни Далглишу - в том матче центрбеку - была поставлена задача опекать Алекса Фергюсона, форварда Джерс.
"Больше всего мне запомнились локти Ферги, они доставляли мне серьезные неудобства. Но он так и не стал для меня проблемой", - рассказывает нынешний менеджер Ливерпуля, после чего заглядывает в карман, тщательно его изучает и с улыбкой добавляет: "Ему уже пора вылезать оттуда"...
Именно сегодня "Королю Кенни" исполняется 60 лет, тогда как в самом конце нынешнего года (31 декабря) сэру Алексу станет 70. Но тогда, в 69-м году они уже были хорошо знакомы. К тому моменту первый переехал в квартиру недалеко от стадиона Рейнджерс Айброкс и поддерживал дружеские отношения с молодым игроком синих Алексом Миллером.
"Ферги часто подвозил нас в город. У него была такая большая машина...".
Сам же Фергюсон не видел в Далглише будущую легенду. "Этот толстый увалень не станет хорошим игроком", - говорил он друзьям. Конечно же, со временем эта точка зрения изменилась и к тому моменту, когда они сошлись друг против дурга в матче резервов, будущий наставник МЮ уже критиковал Рейнджерс за то, что тот упустил таланта, который оказался в Селтике.
"Я думал, что мы выиграли в том поединке 2:0, но я где-то читал о том, как Ферги сказал, что он тогда забил. Не помню этого, но мы точно победили", - вспоминает о той игре Далглиш.
"Кенни тогда опекал меня на поле, и я его предупредил: "Тебе понадобится доктор". Кенни просто посмотрел на меня и замер. Он был классным игроком, но люди часто забывают, что великим игрокам нужна смелость. Кенни был смелым, будто лев. Он часто получал по ногам, но возвращался на поле, где его снова били", - в свою очередь делится воспоминаниями Фергюсон.
Обоих объединяло не только физическая мощь и психологическая выдержка, но и отсутствие религиозных предубеждений, которыми было отмечено то время в Глазго. Протестант Далглиш рос рядом с друзьями-католиками, а Фергюсон, родившийся в экстремистски настроенном протестанском Говане, был ребенком смешанного брака - его отец нарушил распространенное табу и женился на католичке.
А еще их объядиняет давнее соперничество - за титулы, за игроков, как это было в случаях с Кином и Ширером, однако вопреки установившейся точке зрения, их отношения нельзя назвать враждебными - слишком много в них взаимного уважения.
Когда в первые годы работы в МЮ у Фергюсона все никак не клеилось на Олд Траффорд, успешно работающий в Ливерпуле Далглиш поддержал коллегу на одном из торжественных ужинов:
"Я хочу обыграть его, но у меня нет никаких проблем с ним. У вас предубежденное отношение к нему, как к менеджеру. Ферги - хороший тренер". Да-да, тогда все было именно так.
"Король Кенни" всегда восхищался Фергюсоном за его "рабочие качества, упорство, способности и знания". И именно сэр Алекс (тогда еще просто Алекс) был первым, кто позвонил Далглишу после трагедии Хиллсборо и предложил помощь.
Ферги вообще всегда с презрением относился к традиционному разграничению по религиозному и футбольному признакам в Глазго, и, возможно, потому будущий менеджер МЮ не гнушался поучиться у тестя Кенни Далглиша, Пата Харкинса. Фергюсона совсем не тревожил тот факт, что его паб пользовался особой популярностью у католической общины и игроков Селтика, и потому он вместе с супругой Кэти часто туда наведывался. Спустя некоторое время и сам Алекс захотел открыть паб, на что его также подстрекал Харкинс. Тесть Далглиша научил Фергюсона правильно готовить рыбу, управляться с итальянской кухней, организовать работу барной стойки и хранить пиво в бочках. Когда же Ферги наконец-то получил все документы на открытие паба в Говане, эти советы Харкинса оказались бесценны.
Но вскорости соперничество вновь дало о себе знать. В Кубке чемпионов 80-го года Ливерпуль разбил Абердин Фергюсона 4:0, а Далглиш забил один из голов команды. "Толстый увалень" превращался в опасного врага.
Но однажды они едва не поработали вместе. На ЧМ-86 Ферги принял сборную Шотландии, и "Король Кенни" должен был помочь "Тартановой армии", но Далглишу не суждено было посотрудничать со старым знакомым, ибо он сослался на травму колена. Есть подозрение, что тогда играющий тренер Ливерпуля банально отказался от такой чести, но сейчас Далглиш уверяет, что он и в самом деле был серьезно травмирован.
Уже в бытность работы Ферги на Олд Траффорд словесные перепалки между ними не заставили себя ждать. В 88-м году на Анфилд Роуд Ливерпуль сыграл с МЮ вничью 3:3, и Фергюсон был разъярен на арбитра (где-то мы это уже слышали, не правда ли?) и конкретно так "наехал" на мерсисайдцев. Далглиша спросили о том, что он думает по этому поводу, и наставник Красных, в этот момент покачивая свою полуторамесячную дочь Лорен, ответил, что куда больше смысла можно услышать от Лорен, чем Ферги.
Так уж случилось, что "Король Кенни" уже покинул Ливерпуль, когда МЮ Фергюсона только начинал свою эпоху в английском футболе. Однако разок Далглиш сумел вмешаться в будущую гегемонию Дьяволов и урвал-таки одно чемпионство, возглавляя Блэкберн. Тогда, в сезоне 94/95 менеджер Юнайтед - мастер психологических войн - пытался вывести из равновесия мощных в то время Бродяг, предположив, что Роверс похожи на лошадь Девон Лох. Любитель скачек, Ферги имел в виду то, как в 56-м году та потеряла победу в скачках, перепрыгнув через несуществующую преграду.
Далглиш был просто не в курсе этой легенды, тем самым разрушив коварный сценарий соперника. Блэкберн стал чемпионом, а Фергюсон прислал поздравительное письмо, в очередной раз доказав, что умеет проигрывать.
"Пожалуйста, передай поздравления все твоим ребятам. Это был захватывающий сезон до самого финального свистка. Девон Лох - это лошадь. Уверен, что твой отец болел за нее... Мой - так точно!".
В ближайшее воскресенье нас ожидает еще одно противостояние Ливерпуля и МЮ, Далглиша и Фергюсона. "Король Кенни", конечно, намерен помешать Дьяволам обойти Красных по количеству чемпионств (у обоих клубов их по 18), добыть половину из которых для мерсисайдцев помог сам Далглиш. Менеджер Ливерпуля выразил уважение к Юнайтед за то, на пути к какому достижению пребывает команда Ферги, хотя тихонько напомнил, что у его клуба больше Кубков чемпионов. В январе он уже проиграл визави в Кубке Англии, что будет послезавтра?
"После игры в компании других мы немного выпили. Это был просто разговор. Не знаю, рад ли Ферги, что я вернулся, или нет. А вот я счастлив. Если он не рад, это его проблемы".
По материалам The Guardian и The Telegraph