В Милане - двое, в Интере - никого, в Роме - трое, в Ювентусе - трое. Как Вы думаете, о чем идет речь?
А это, дамы и господа, количество собственных воспитанников, которые более-менее регулярно выходят на поле в составе четырех грандов итальянского футбола.
Россонери в данном случае представляют Игнацио Абате и Лука Антонини, джаллоросси - Франческо Тотти,
Даниэле Де Росси и Алеандро Рози, бьянконери - Сандро Дель Пьеро, Клаудио Маркизио и Пауло де Челье.
"Ну и что?", - можете возразить Вы, вспоминая, что, к примеру, у Реала таковым можно назвать только Касильяса, а в той же Англии у грандов собственных воспитанников уж точно не больше.
Однако, во-первых, бланкос - это исключение на фоне всего испанского клубного футбола, который во многом живет за счет выпускников кантер (Барселона - наилучший тому пример), к тому же ставшее следствием политики президентов клуба - Флорентино Переса и Рамона Кальдерона. Во-вторых, в той же Англии - к примеру, в МЮ более-менее регулярно играют аж пятеро воспитанников (Гиггз, Флетчер, Эванс, Клеверли, Уэлбек), и это при том, что еще двое - Скоулз и Нэвилл - закончили карьеру только в минувшем сезоне. Наконец, в-третьих, и это самое главное, - собственными воспитанниками дело родства игроков и клубов, за которые они выступают, вовсе не ограничиваются, о чем главным образом и пойдет речь ниже.
Такой уж сложился стереотип, что, например, тот же Реал во имя сиюминутного результата готов накупить целую пачку звезд, хотя в то же время заядлые критики Сливочных (в том числе и среди поклонников итальянских команд) не видят подобного со стороны своих любимцев.
Знаете ли Вы, что на сегодня в Милане, Роме, Интере и Ювентусе в общем числятся 25 игроков, которые на том или ином этапе карьеры выступали за как минимум еще один из остальной тройки клубов? Из них восемь - воспитанники другого клуба данной четверки.
Более того, вдобавок к этим командам, кое-кто еще и успел поиграть за Лацио, Фиорентину и Наполи - клубы, которые за последний год в те или иные сезоны также считались/считаются лучшими в кальчо (читай, выступали в еврокубках).
К примеру, Горан Пандев в течение четырех последних сезонов (учитывая нынешний) поиграл за три из пяти топ-клубов Италии - Лацио, Интер и Наполи. Андреа Пирло же являет собой еще более уникальный пример - хавбек Ювентуса наряду с Джузеппе Меаццой, Альдо Сереной, Роберто Баджо, Патриком Виейра, Эдгаром Давидсом и Кристианом Виери примерил цвета сразу трех исторических грандов футбола на Апеннинах - Интера, Милана и Юве.
Подобное среди топ-чемпионатов Европы встречается не так часто, как в Италии. В данный момент нет никого в нынешних командах Барселоны и Реала, кто успел поиграть за два клуба. Более того, Вы можете представить себе, чтобы тот же Фернандо Торрес, будучи легендой Атлетико, когда-нибудь оказался в Реале? А если даже подобное случится, сие потому и удивит, что в это слабо верится. Также удивит, как удивил его трансфер из Ливерпуля в Челси, ибо и в Англии эта такая же редкость.
К слову, если брать во внимание традиционную и уже разваленную топ-четверку английской Премьер-лиги, то аналогичные итальянским переходы между грандами ограничиваются именами Николя Анелька, Эшли Коула, Майкла Оуэна, Йосси Бенаюна и Глена Джонсона, и только трансферная деятельность Ман Сити с его ресурсами позволяет добавить к ним еще несколько игроков, но в общем их не то, что два с половиной десятка, как в случае с кальчо, - их и два десятка не наберется.
Так почему же игроки, выступающие за вышеперечисленные гранды итальянского футбола, менее лояльны к своим клубам?
Начнем с того, что после Кальчополи ситуацией воспользовался Интер, куда перебрались Ибрахимович и Виейра, не желавшие продолжать карьеру в Серии Б. Как следствие, ненужным нерадзурри оказался Давид Писарро, перешедший в Рому. Транзитом через Барселону в Милан из Юве перешел и Джанлука Дзамбротта. Это первая причина.
Еще один фактор - деятельность бывшего спортивного директора Ювентуса Лучано Моджи и его преемников на посту. Последний стремился привести Старую Синьору к сиюминутному успеху, что учитывая ресурсы бьянконери, а также мощную конкуренцию со стороны не менее богатых Милана и Интера, легко объяснимо. Тем самым "Лаки Лучано" жертвовал молодыми проспектами Юве ради звездных исполнителей, либо просто состоявшихся игроков. К примеру, такая судьба постигла Симоне Перротту (в 21 год переехавшего из Реджины в Турин), который понадобился спортдиру с целью подписания (ирония судьбы!) Джанлуки Дзамбротты из Бари.
А уже после наказания Моджи, ради того, чтобы заполучить из Палермо Амаури, Синьора рассталась с Антонио Ночерино. Где сейчас выступают эти двое бывших ювентини? Правильно - в Роме и Милане соответственно.
По их стопам прошли многие воспитанники бьянконери, которые отличаясь хорошими игровыми качествами, вполне устраивали те клубы, что решались проводить сделки с Ювентусом.
И если в Турине это был целенаправленная стратегия, то в трансферной политике Интера, к примеру, царил форменный хаос. Иначе трудно объяснить то, что Кларенс Зеедорф, Андреа Пирло, Леонардо Бонуччи (воспитанник нерадзурри!) и Фабио Гроссо, выступавшие за Бенеамату, в итоге не просто оказались в Милане и Ювентусе, а провели или проводят там лучшие моменты в карьере (за исключением, пожалуй, Гроссо), в то время как детище Моратти продолжало мучительные попытки вернуть трофеи в музей клуба. Это, как Вы могли догадаться, третья причина подобной ситуации.
Наконец, четвертая - объясняется финансовыми проблемами в Роме. Потому Альберто Аквилани и был продан в Ливерпуль, а потом транзитом через Ювентус оказался в Милане. Особняком стоит судьба Марко Боррьелло, который, будучи воспитанником россонери, попросту оказался ненужным Максу Аллегри и перешел в ту же Рому.
Еще один свежий пример - трансфер Алессандо Матри в Ювентус. Несмотря на то, что аттакканте десять лет числился игроком Милана, Матри отметился лишь двумя выходами на поле в красно-черной футболке. Его россонери, к слову, использовали в качестве разменной монеты в небезызвестном трансфере Давида Суазо из Кальяри, который в итоге оказался... в Интере.
К слову, Леонардо Бонуччи был подписан Ювентусом из того же Кальяри, куда отправился воспитанник
бьянконери, играющий на той же позиции, что и первый (в центре обороны), - Лоренцо Ариаудо.
Вот так частенько поступают со своими проспектами гранды итальянского футбола, и не удивляйтесь, если через несколько лет тот же Ариаудо окажется, скажем, в Милане, на которого будут надеяться как на замену Сандро Несте.
На примере всех этих исполнителей можно проследить самые насущные проблемы кальчо как последних лет, так и вообще на все времена: погоня за успехом любой ценой (ценой расставания с собственной молодежью и просто больших средств, что в итоге - на примере Ромы - приводит к финансовым трудностям и, опять-таки, прощанием с талантливыми исполнителями); хаотичная политика таких неудачливых владельцев, как Массимо Моратти (сколько же было потрачено последним до того, как его Интер наконец-то снова начал выигрывать трофеи!); наконец, коррупция в итальянском футболе, что приводило к массовой миграции игроков.
Это действительно не новое явление, ведь к упоминаемым выше именам можно добавить Гуннара Нордаля, перешедшим из Милана в Рому, Альтафини и Хамрина, игравшим как в Юве, так и Милане, а также валлийца (!) Джона Чарльза, после Синьоры поигравшем в Роме.
При всем при этом итальянский футбол богат на парадоксы. Несмотря на скандалы типа "Тотонеро" и "Кальчополи", которые, казалось бы, должны отвлекать от игры, местная сборная становилась чемпионом мира. Несмотря на столь частое явление - менять одного гранда на другой, у тех самых китов кальчо в приличном количестве есть свои исторические легенды, символизирующие преданность родным клубам: Комби, Валентино Маццолла, Бониперти, Рива, Антониони, Ривера, Бергоми, Барези, Джаннини. Их современники в Интере, Роме и Ювентусе - Дзанетти, Тотти и Дель Пьеро, и лишь относительно недавно Милан в качестве многолетнего капитана оставил Паоло Мальдини.
Выходит, что на Апеннинах чужая рубашка ближе к телу, чем в других европейских топ-чемпионатах, но, к счастью, в гардеробах итальянских китов все также в цене и своя.
Использован материал блога In Bed With Maradona
Фото: Getty Images, Reuters и AP