В последнем матче, когда Ливерпуль принимал у себя дома МЮ в кубке, Алан Смит получил перелом ноги в двух местах, его кость торчала из гетров, и пока того перекладывали на носилки, Коп издевался над форвардом манкунианцев, издавая звуки скорой помощи. В Стивена Джеррарда и Гари Нэвилла бросали монеты, но последний получил больше - в него еще и метнули надкусанным бургером.
Скорая же помощь, что везла Смита в клинику, была атакована на улице у Анфилда - ее пытались перевернуть. Стоит ли упоминать о том, как в этой вражески настроенной атмосфере с удовольствием распевали песни о трагедиях Хиллсборо и Мюнхена?
Непрерывная ненависть присуща футбольной жизни. Ее непоколебить, и каждый, кто посещать подобные матчи, обязан это чтить. Вот почему действия сэра Алекса Фергюсона, подписавшего на этой неделе письмо, в котором фанатов Юнайтед просят вести себя подобающим образом, хоть и продиктовано благими намерениями, но абсолютно бесполезно. Можно даже выпустить голубей в центральном круге, если есть желание, но толку от этого чуть. Ливерпуль против Юнайтед - это в крови, это урок истории, нравится нам это или нет, и подобное положение вещей не изменится, особенно сейчас, когда "дело Луиса Суареса" добавило еще немного яда в сие и так опасное для здоровья блюдо.
Напряженность столь сильна, что Кенни Далглиш ограничил традиционную пятничную пресс-конференцию до неформальной встречи с мерсисайдскими журналистами подальше от телекамер. В сорока же милях к востоку, первый вопрос, адресованный Фергюсону, касался Патриса Эвра, который возвращается на то самое поле, где уругваец назвал его "негром". Менеджер Юнайтед оборвал любопытствующего: "Я не буду об этом, хорошо?". Оба лагеря умышленно не идут на риск эскалации конфликта.
Некоторые "фанаты" МЮ почти наверняка споют: "96 человек недостаточно!", намекая на количество погибших болельщиков Ливерпуля в ходе трагедии Хиллсборо, и хотя большинство посчитает подобное возмутительным, но все это еще не раз продолжится как ни в чем не бывало. В данном случае вспоминается группа "болельщиков", которая в 2009 году в Порту (когда Юнайтед в Лиге чемпионов противостояла одноименная команда - прим. автора перевода) вышла из местного паба и начала праздновать 20-летие со дня шеффилдской трагедии, которую никогда не забудут в Ливерпуле.
В то же время некоторые "фанаты" мерсисайдцев наверняка расправят руки в стороны, изображая самолет, с тем, чтобы напомнить гостям из Манчестера о трагедии Мюнхена, в ходе которой разбились легендарные "Малыши Басби". Совершенно тупой спор возникает по поводу того, какие идиоты начали подобное первыми, и что задевает сильнее.
"Я находился в компании вполне адекватных людей, которые после стаканчика-другого, захмелев, пели подобные песни", - рассказывает Стюарт Макони в своей книге о путешествии по северу Англии.
"Это говорит многое о том, до какого дебилизма доходят люди из-за футбола, и как глубоки старые раны".
История Макони касается того, что стоит за этой ненавистью и обидой, а также возвращается назад во время промышленной революции, битвы за хлопок и налоги, которые привели к появлению манчестерского канала (именно это, как считают многие, стало причиной исторической неприязни друг к другу мерсисайдцев и манкунианцев. Появление канала, например, привело к массовой безработице в Ливерпуле): "такой себе гражданский аналог поступку Гари Нэвилла, целующего герб Ман Юнайтед перед фанатами Ливерпуля". Вывод автора: слово "противостояние" - недостаточно сильное слово. "Это вендетта, кровоиспускание по-сицилийски".
Все это не должно скрывать тот факт, что для многих людей эта война делает подобные матчи особенными. Они считают нынешний футбол слишком "прилизанным". Однако есть и определенная грань, за которую часто переходят.
Так, предшественник Фергюсона на посту наставника МЮ, Рон Аткинсон, наверняка до сих пор помнит, как в 1985 году автобус с его командой подвергся атаке у ворот Анфилд Роуд.
"Мы вышли из автобуса и в нас что-то полетело. Мне казалось, что это пары новой краски, но это был слезоточивый газ", - вспоминает Аткинсон.
Клэйтон Блэкмор был настолько ошеломлен, что не смог играть. Однажды "Биг Рон" описал поездку в Ливерпуль как высадку во Вьетнаме.
Самые же несчастливые воспоминания Фергюсона о матчах на Анфилде менее насильственны. Например, инцидент, когда болельщик мерсисайдцев попросил у молодых Райана Гиггза и Ли Шарпа автографы, после чего порвал их на глазах юных талантов МЮ. Это был апрель 1992 года, когда Юнайтед, боровшийся за чемпионство, который не мог выиграть 25 лет, проиграл 0:2.
"Я кое-чему научился в тот день", - говорил позже Фергюсон.
"Я научился тому, грань чего не переходил, несмотря на то, что работаю менеджером уже 18 лет. Я не буду шокирован, если услышу от игрока Ливерпуля крик: "Пошел ты на...!"
Однако в лучшем состоянии духа сэр Алекс готов поделиться одним из своих наиболее приятных воспоминаний о том, как будучи молодым тренером, он впервые посетил Анфилд в 1977 году на матче четвертьфинала Кубка чемпионов с Сент-Этьенном.
"Я не мог отойти от поля после игры, я замер. Как будто мне вкололи один из тех стимулирующих наркотиков. Но я просто был поражен потрясающей футбольной атмосферой, которую никогда не ощущал".
Много лет спустя он же пожурил Жозе Моуриньо, "наехавшего" на клуб с Анфилд Роуд, сказав, что тому следует извиниться.
"Он обидел Ливерпуль - клуб с великой историей".
Были случаи взаимного уважения, когда, к примеру, форвард мерсисайдцев Джон Уорк и защитник манкунианцев Джон Гидман пошли выпивать вместе после полуфинала кубка Англии-85. Выходец из Ливерпуля, Гидман говорит, что однажды ему понадобилось сопровождение полиции, чтобы добраться домой, и Стивен Джеррард в своей автобиографии подтверждает подобное настроение:
"В течение 90 минут матча я хочу, чтобы Юнайтед сдох".
А вот Джейми Каррагер всегда находил в себе силы признать, как сильно он восхищается Фергюсоном, несмотря на то, что многие думают, будто в качестве рингтона на его телефоне стоит "You'll Never Walk Alone".
"Если бы я оказался с ним рядом, первое, что я сказал бы, что Ман Юнайтед никогда не сбрасывал Ливерпуль с его насеста, как он утверждал. Нонсенс. Это сделал Грэм Сунесс".
В том самом письме Фергюсон просит 5 300 фанатов МЮ вести себя "благоразумно и громко". Он был на Анфилде в марте прошлого года во время матча молодежного кубка Англии, когда из-за речевок о Хиллсборо со стадиона увели группу "болельщиков" Юнайтед.
И эта дорога с двусторонним движением. В среду, когда Ман Сити нанес визит Ливерпулю в рамках кубка Лиги, Коп вывесил баннер: "Мы не расисты, мы просто ненавидим манков". В финале же кубка Лиги-2003 другой плакат гласил: "Не бомбите Ирак - примените атомное оружие на Манчестере!". В прошлом же сезоне на Олд Траффорде появилось: "Пол Уэбстер - это такая трава".
Уэбстер - болельщик МЮ, на которого напали в Ливерпуле в 2009 году перед матчем. Как сообщается, в суде было заявлено, что т
ого ударили и толкнули на траву, после чего он услышал слова "постригите его". Десять фанатов Ливерпуля попали за решетку.
На Анфилд Роуд надеются избежать подобного. И пока Далглиш потребовал, чтобы Sky избежала каких-нибудь ошеломляющих кадров, Фергюсон подчеркивал, что он рад поездке на Анфилд Роуд. Но лучшее, на что они могут надеяться - это то, что полиция и стюарды будут на высоте. И то, как они сработают, не попадет на ТВ и в интернет.
Материал Дэниэла Тэйлора, The Guardian