Латикс провалили первый круг первенства и в конце января занимали последнюю строчку в турнирной таблице со скромным багажом в виде 15-ти очков. К тому же команда Мартинеса имела наихудшую разницу забитых мячей – лучшая иллюстрация качества игры. Тогда Уиган практически все называли главным претендентом на понижение. Не способствовало изменению печального для поклонников этой команды прогноза и зимнее трансферное окно. Состав команды пополнил лишь Жан Босежур, который аж никак не виделся спасителем для Уигана.
В сентябре и октябре прошлого года Уиган проиграл все свои матчи. Такие удручающие результаты заставили Мартинеса искать выход из крутого пике в смене расстановки игроков на поле. Латикс весь прошлый сезон играли по схеме 4-2-3-1, используя эту формацию и в нынешнем первенстве, равно как и 4-1-4-1. Однако те все чаще начали давать сбой, и испанец начал искать другое сочетание игроков на поле, которое позволило бы решить проблему ухудшившейся игры защиты, а также неспособности футболистов центра поля навязать свою игру сопернику. И устранение этих неполадок потребовало принятия довольно нестандартного решения.
Игру в три защитника в прошлом году использовали Ливерпуль и Сандерленд. Впрочем, это были скорее единичные случаи (да еще и результатом вынужденных мер по причине кадровых проблем) и в результате в этих коллективах так и не прижились. К тому же их схему скорее можно было классифицировать как 3-5-2. Мартинес же рискнул перейти на игру в три защитника, но используя при этом треугольник на острие атаки с двумя фланговыми игроками.
Испанский наставник Уигана впервые опробовал новую схему в домашней встрече с Челси в ноябре. Результат был вполне приемлемым для Латикс (1:1), также как и последующий ничейный исход встречи на поле Ливерпуля. В то же время, ланкаширцам удавалось сделать то, что ранее не получалось и что являлось одной из самых сильных сторон команды в прошлом году, когда та спаслась в последних турах от вылета – владение мячом и контроль игры. Ведь гораздо легче добиться нужного результата, когда соперник играет так, как тебе удобнее.
Впрочем, недочёты присутствовали, что и отобразилось на последующих неудачных результатах. Они заставили Мартинеса вновь вернуться к игре по схеме 4-1-4-1, в большей мере по причине отсутствия игрока, способного качественно закрыть левую бровку. Дэвид Джонс, который чаще всего действовал на это позиции, с этой ролью не справлялся. И вот, под конец января, Уиган приобретает уже упомянутого Жана Босежура, заставив своих поклонников скорее разочарованно вздохнуть.
Первый блин вышел комом (Уиган проиграл Тоттенхэму со счетом 1:3), но позитивные сдвиги были заметны невооруженным взглядом. Итак, отныне чаще всего расстановка команды была той, которую вы можете увидеть справа на рисунке.
Как видим, революционной ее нельзя назвать (к примеру, оную можно сравнить со схемами Наполи и Барселоны), но в то же время, она, как оказалось, позволяла использовать самые сильные стороны наличествующих исполнителей, способных скрыть проблемные места. Так, за счет трех игроков в обороне удалось решить проблему излишней инертности защиты, а наличие большего количества полузащитников помогло установить контроль над мячом, задавать темп игре и успешно прессинговать соперника, оставляя тому мало времени на принятие решений.
И переход в состав Уигана Жана Босежура сему значительно поспособствовал. В сборной Чили при Марсело Бьелсе, также как и при его преемнике Клаудио Борхи, тот частенько играл левого вингбека, пускай и с более атакующими функциями – благо скорость и техника позволяли. Временами он играл и гораздо ближе к своим воротам, и именно успешный опыт действий Босежура на двух позициях позволил Мартинесу построить игру команду так, как он и хотел.
И не просто построить, а перестраиваться по ходу встречи в зависимости от ситуации на три разные формации. Схему, использованную Уиганом, некоторые называют 3-4-3, другие же более склонны классифицировать ее как 5-4-1. Разница, по большому счету, невелика. Однако весь фокус Латикс в том, что они переключаются
между этими расстановками во время матча в считанные секунды. Рассмотрим эти видоизменения на рисунке слева.
Так Уиган располагается при атаках соперника. Можно сказать, что тогда лишь на оборону работают сразу семь игроков – к пятерым оборонцам, двое из которых располагаются у самой кромки поля, что позволяет сдерживать фланговых атакующих игроков соперника, добавляются два центральных полузащитника, которые в те моменты действуют так же глубоко, как опорники. Ставя такую заслонку, Латикс позволяют сопернику владеть мячом, но без продвижения к собственным воротам, превосходя оппонента численно и усиливая на него давление постоянным прессингом по всему периметру. Чем это чревато, на собственной шкуре убедились Челси, Ньюкасл, МЮ и Арсенал.
В то же время, выполняющие в таком расположении роль классических вингеров Хорди Гомес и Мозес также отходят назад в поисках мяча и их скорость позволяет организовывать для Латикс опаснейшие контрвыпады, к которым, в свою очередь, уже подключаются и Бойс с Босежуром. И их роль в этих переходах является ключевой. За счет своей скорости те способны довольно быстро преодолевать практически все поле и тогда их функции напоминают скорее так называемых out-and-out вингеров. На деле эти перемещения выглядят так, как на рисунке справа.
В чем преимущества таковой расстановки? Во-первых, скорость ее изменения нередко ставит в тупик соперника. При этом два главных креативщика Латикс, а именно Мозес и Хорди Гомес, стараются находить пространство между линиями соперника, что делает их перемещения таковыми, с которыми тяжело справиться. Они оказывают помощь Франко Ди Санто, меняя позиции и врываясь в свободные зоны молниеносно, вводя в замешательство оборонцев соперника.
Во-вторых, за счет подключения по флангам Босежура и Бойса удается освободить место для упомянутых Гомеса и Мозеса, ведь располагаясь очень широко, они вынуждают крайних беков оппонента следить именно за ними. К тому же с точным острым пасом или навесом у них никаких проблем нет, и, к примеру, Босежур уже записал на свой счет пять голевых передач.
Ну и в-третьих, наличие двух центральных полузащитников позволяет не только удерживать мяч (что позволило МакАртуру и Маккарти повысить процент точности передач до временами гроссмейстерского показателя в 90%), но и предотвращать возможные контратаки соперника. А на случай чего, за ними еще располагаются три центральных защитника. К примеру, при схеме 4-2-3-1 в аналогичной ситуации таковых будет всего два.
Однако эти перестановки задействуются при, если можно так выразиться, экстремальных условиях, то есть либо при попытке сдержать натиск соперника, либо провести разящую атаку. Когда же Латикс играют на удержание счета, но все еще ищут пути к воротам соперника, игроки располагаются таким образом, как это
видно на рисунке слева.
Казалось бы, существенная смена формаций, но осуществляется она благодаря всего нескольким изменениям. И главным из них является перемещение Фигероа на позицию крайнего левого бека. На противоположном фланге таковым становится Бойс. Босежур при этом действует как левый полузащитник, а на другой стороне поля появляется Мозес. Опять-таки, за счет их скорости Латикс способны проводить быстрые атаки, а Хорди Гомес в такой схеме помогает установить контроль над мячом в центре поля, но при этом исполняет роль свободного художника. Вполне обыденная и довольно атакующая расстановка, которая за счет одному лишь перемещению Босежура глубже и переходу Фигероа ближе к центру становится труднопроходимой для оппонента.
Как видим, довольно простые перемещения, но та скорость перехода на разные схемы и понимание игроков, с которой они осуществляются, действительно поражают. Это чувство подкрепляется еще и тем, что Мартинес не подбирал под эти системы наиболее подходящих игроков, а испанцу удалось осуществить сие имея один из самых скудных составов в Премьер-лиге и после одного-единственного трансфера! Воистину титаническая и, в то же время, ювелирная работа наставника Уигана.
После окончательного перехода на схему 3-4-3 Латикс лишь трижды уступили своим оппонентам и уже сегодня, в матче против Блэкберна, имеют шанс обеспечить себе место в элитном английском дивизионе на следующий год. Это сейчас уже довольно странно, что для команды Мартинеса вопрос о сохранении прописки может решиться так поздно, ведь если бы Уиган прошел с аналогичными результатами весь чемпионат, то они наверняка располагались бы сразу за еврокубковой зоной (умножаем среднее количество очков, добытое Латикс после перехода Босежура (1,57) на 36 туров и получаем 57 пунктов). Но сейчас поклонники команды скорее обеспокоены тем, останется ли их наставник, который делает трудные вещи легко осуществимыми, и на следующий год.