“Мои игроки прекрасно знают, что им нужно делать на поле. Они не могут ошибаться. Мой секрет? Профессионализм, еще раз профессионализм и перфекционизм. Не знаю, лучший ли я в мире тренер, но знаю, что делаю всё, чтобы им быть".
Эта фраза принадлежала Эленио Эррере, но ее мог бы сказать и Жозе Моуриньо.
45 лет назад команда из 11 засовов (именно так с итальянского переводится "катеначчо"), играла в футбол на грани регламента, и без стыда ворвалась в историю мирового футбола, дважды подряд, одержав победу в Кубке Европейских Чемпионов, в стиле, который стал нарицательным. Это был последний триумф итальянцев на большой европейской арене. Тогда Интером руководил Эленио Эррера, знаменитый мистер H.H. Почти полвека спустя на поле Камп Ноу, в противостоянии с лучшей Барселоной в ее истории, торжествует "переводчик" Катеначчо, - Жозе Моуриньо.
Последний великий период в истории Интера, с двумя победами в КЕЧ (1964 и 1965 гг.) был назван Grande Inter. Это была команда Суареса, Корсо, Факетти и Маццолы. Последний считает, что Моуриньо очень похож на Эленио Эрреру умением мотивировать игроков. Другим, как, к примеру, писателю и кинорежиссеру Гонсало Суаресу, который был помощником Эрреры, сравнения кажутся неуместными: "Даже внешне между ними ничего общего. Футбол сейчас совсем другой. Эленио, до того, как игроки выходили на поле, заставлял их клясться, как раньше делали мушкетеры. Они были детьми, их футбол был бесхитростным". Влияние Эрреры на историю Интера можно сравнить с влиянием Йохана Круиффа на историю Барселоны. Стиль, который исповедовал Мистер H.H., стал основой работы для его преемников.
ДИКТАТУРА САМОЛЮБИЯ
“Вы знаете, как там относятся к Эленио Эррере?", писал Освальдо Ардиссоне в статье 1965 года, написанной для People. "Это Легенда, миф, божество, маг, волшебник, мистер, сеньор, непогрешимый. Он надо всеми. И он умело использует оказываемое ему восхищение, с каждым днем подымаясь все выше в диктатуре своего самолюбия". Ардиссоне мог бы сегодня написать нечто похожее и о Моуриньо.
"Прошло уже 50 лет. Изменилось всё. Футбол, жизнь, даже работа. Но они так похожи...", уверяет Массимо Моратти, президент Интера, который нанял Моуриньо, чтобы удовлетворить прихоть. Переход португальца и все вложения, которые пришлось сделать в связи с ним, стоили клубу 50 млн. евро. Прихоть обошлась дорого. Но Моратти был уверен, что она принесет успех.
"Я не верю в то, что являюсь невеждой, потому что каждый день я стараюсь учиться чему-то новому. В тот день, когда я подумаю, что знаю все, я перестану тренировать, потому что я сам стану невеждой", - Жозе Моуриньо в ответ на критику Капелло.
“У Эрреры два недостатка: его чрезмерная болтливость и отсутствие постоянства, чтобы готовить клуб более двух сезонов. Он достиг впечатляющих результатов, но его болтливость их приуменьшила, он не способен ее избежать", критиковали Эрреру в газете La Nacion в 1961 году. То же самое в эти дни происходит с Моуриньо. Враги всегда найдутся. Их предостаточно.
Эррера, как и Моуриньо, был фанатом быстрого футбола: "Мне нравится, когда команда способна в минимум передач, на высокой скорости добраться до ворот соперника за наименьшее количество времени. Дриблинг практически пришел в негодность. Это средство, но не система. Мяч двигается быстрее, чем любой из игроков. Ни один защитник не забивал так много мячей, как Факетти со мной. Это потому, что мои игроки были запрограммированы".
Как и Эррера, Моуриньо редко принимает критику о низкой зрелищности спектаклей своей команды. На его доске, забитой математическими вычислениями, нет места для зрелищности. Даже в самые удачные времена его команд. Как-то Ренато Чезарини сказал:
"Футбол Эрреры побуждает меня плакать". Как-то Уго Ибарра продолжил:
"Футбол Моуриньо - дерьмо".
ПРОРОКИ
Оба наставника обладали исключительным пониманием футбола. Их заявления часто становились пророческими.
"Когда Моуриньо пришел в Порту, мы были в ужасном положении, - вспоминает Бенни Маккарти, - но он собрал нас и сказал: "Сделаете всё то, что я скажу вам, и мы выйдем в Кубок УЕФА". На следующий год он снова собрал нас и сказал: "Если мы сделаем всё, как я скажу, то мы выиграем Кубок УЕФА, победим в Чемпионате и выйдем в Лигу Чемпионов". И мы снова сделали это. И, в конце концов, он сказал нам, что мы выиграем Лигу Чемпионов. Мы и не думали спорить. И сделали это".
В 1979, Эленио Эррера предсказывал в своем интервью для "El Grafico": "Игроком 21 века будет Марадона. Низкий, но очень атлетичный, с магией, которая есть только у компьютеров и у Марадоны".
Моуриньо ворвался в итальянский футбол, как ураган. Вызывающий, провоцирующий, изворотливый, иногда властолюбивый тренер, был на обложках всех газет даже в те дни, когда не было футбола. Ему комфортно, когда все внимание обращено на него, он не стесняется камер, но живет в отдалении, в маленьком особняке на озере Комо. Его взаимоотношения с Италией нельзя назвать идеальными. Он сам не раз признавал, что не любит кальчо. У него два года по контакту, и двусторонние обязательства в случае досрочного разрыва: если Моуриньо захочет покинуть Милан раньше, он вынужден будет выплатить 9 млн. евро. Точно такую же сумму выплатит Интер, в случае, если уволит португальца. Эта сумма равна его годовой зарплате.
ФИГУ МОЖЕТ ЖИТЬ СПОКОЙНО
За 22 месяца, которые португалец провел в Италии, он успел сломать все стереотипы. Его любят игроки, и президент Моратти обожает Моуриньо. Он произвел настоящий переворот в клубе, начиная с тренировочной базы, в которой, по его просьбе, построили офис. Просил два дополнительных поля, изменил привычную для итальянцев предсезонку. Его игроки даже в летнее межсезонье много работают с мячом. Младшие команды по указанию Моуриньо работают по той же схеме, что и первая.
В Интер он пришел со своим тренерским штабом: тренер по физподготовке, тренер вратарей, второй помощник, но попросил для себя второго тренера команды кого-то из интеристов старой закалки. И еще. Именно Моуриньо решает, кто из игроков будет посещать пресс-конференции. И они ему благодарны за это.
Говорят, что португалец ничего не изобрел, но он гений тактических схем и постро
ений. "Сила Интера - тактическая работа Моуриньо. Он умеет приспособить команду к каждой ситуации и каждому сопернику", говорит Марко Бранка. Полуфинальные матчи с Барселоной были для него самым главным событием в жизни. И причин на то было предостаточно.
Для "Особенного" Моуриньо этот стадион - особенный. Тренер, который вывел "Интер" в финал, в период с 1996 по 2000 работал в каталонском клубе вторым тренером и переводчиком. Гений Моуриньо болельщиками блауграна признан не был. К нему здесь всегда относились с презрением. Но после последнего его визита на Камп Ноу, презрение превратилось в ненависть. "Отныне Фигу может быть спокоен, вся ненависть каталонских болельщиков теперь обращена на меня".
МОУРИНЬО В БАРСЕЛОНЕ
Карьера Жозе Моуриньо - постоянное преодоление личных вызовов. Португалец не признает неудачи, и, следовательно, делает все возможное, чтобы как можно реже сталкиваться с ними. Когда он понял, что не настолько талантлив, чтобы быть игроком, он стал обучаться тренерскому ремеслу.
Жозе Моуриньо приехал в каталонский клуб в 1996, в 33, и проработал в Барселоне 4 года. Бойкий 'энтренадорсильо', как окрестила его пресса, был в меру молчалив, и всегда причастен ко всем делам команды, даже в вопросе взаимоотношений между игроками. Он внимал и слушал больше, чем кто-либо. Камп Ноу стал для португальца университетом, а он был его примерным студентом.
Пока cules смеялись над португальским акцентом молодого переводчика, подшучивая о предполагаемых гомосексуальных тенденциях Робсона и националистских Ван Галя, - Моуриньо учился. А на выпады о "тесной" связи с Робсоном парировал: "Кто думает, что я гомосексуалист, пусть познакомит меня со своей сестрой".
Люди, работавшие с Моуриньо н
а Камп Ноу, не забыли о нем. Решак уверяет, что он уже тогда был готов испробовать на деле некоторые собственные тренерские приемы, а его перевод слов Робсона на пресс-конференциях был очень свободным. Гильермо Амор помнит, что Моуриньо занимался анализом соперников, и у него была тесная связь со всеми игроками команды. "И, конечно, он был умен. Когда ушел Робсон и пришел Ван Галь, Жозе уступил часть своей роли голландцу. И они скоро поладили".
"Он разделял взгляды на футбол Робсона", - вспоминает Оскар Гарсия,- "но когда пришел Ван Галь, через три недели казалось, что Моуриньо всю жизнь провел в "Аяксе". Сейчас Луи Ван Галь считает португальца своим другом.
Ни один ученик не преуспел так стремительно, как он. То, чего добился Моуриньо с Порту, Челси и Интером, более чем убедительный аргумент в пользу звания "Особенного". Звания, которое он придумал себе сам. Он изумил этот мир, как когда-то изумил своих учителей - тренеров "Барселоны" - Робсона и Ван Галя. С голландцем он встречается 22 мая в финале Лиги Чемпионов на поле «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде.