Сегодня МЮ нужно сыграть хотя бы вничью в Базеле, чтобы выйти в плей-офф Лиги чемпионов, тогда как поражение означает совсем не радостную для Дьяволов перспективу выступлений в Лиге Европы. Этих неприятностей манкунианцы вполне могли избежать, если бы хотя бы после того, как им удалось выйти вперед в домашней игре с Бенфикой, не ошибся Давид де Хеа. Кипер Юнайтед отдал неточный пас, с чего и начался голевой выпад Орлов, с помощью которого те и лишили соперника победы.
Но испанец не один, кто недавно подобным образом подводил команду - так, обрезка Анхеля Ранхеля из Суонси привела к голу все того же МЮ в ворота Лебедей. Можно вспомнить и то, как потерял круглого вблизи собственной штрафной Джон Оби Микель, в результате чего Чарли Адам начал голевую комбинацию Ливерпуля...
"Это был плохой вынос от де Хеа", - прокомментировал неприятный эпизод с пропущенным голом Фергюсон.
"Очевидно, Давиду следовало выносить мяч на трибуны, но он уверенно играет ногами и всегда это демонстрирует, потому я его не виню".
В похожем ключе простил своего подопечного и рулевой Суонси Брендан Роджерс.
"Я говорил им играть именно так. Потому если кого и нужно корить, то только меня".
Все вышеупомянутые эпизоды выдались разными в своем роде - в двух из них неудачную передачу совершали полевые игроки, а не вратарь, однако все они имеют одну первопричину - стремление выйти из обороны с помощь одного паса. Легко утверждать, что в этих ситуациях игрокам нужно было вынести мяч подальше в поле с тем, чтобы предотвратить угрозу, ведь это лишь спасает от того, чтобы не выглядеть глупо, но совсем не обязательно помогает избежать от пропущенного гола.
Свой способ избегать проблем
За сезон тот же Суонси может пропустить еще два-три гола в результате подобных Ранхелю обрезок, и эти эпизоды будут примером неаккуратности и глупости. Однако с помощью этой тактики Лебеди пропустят меньше, чем могли бы, ибо если выносить мяч наотбой, сразу гол ты не пропустишь, но зато отдаешь сферу сопернику, и он получает возможность построить свою атаку. Если в результате оной ты пропустишь, никто потом и не вспомнит, кто так неудачно вынес мяч.
Но что лучше в долгосрочной перспективе - терять мяч в опасной близости у своих ворот меньше раза за игру, или же обрезаться в середине поля 25 раз за матч, тем самым навлекая на свои владения 25 разных атак? Первое навлекает больше критики, тогда как последнее скорее всего грозит большим количеством пропущенных голов. Эти аспекты игры тяжело измерить статистически, но поскольку в АПЛ только у одной команды (МЮ) больше "сухих" поединков, нежели у Суонси, тяжело спорить с тем, что подход Лебедей стоит считать ущербным.
Конечно, есть моменты, в которых контроль мяча не есть хорошим вариантом, и лучше просто вынести круглый. И все же в том эпизоде, когда обрезался Ранхель, он не был под таким уж сильным давлением соперника. Посему если бы каждый игрок Суонси выносил мяч в такой ситуации, команда Роджерса попросту не смогла бы строить свою комбинационную игру. Они бы просто без остановки палили мячи в поле, постоянно подвергаясь давлению соперника.
Тики-така
Лучший способ обороняться - это обороняться не защищаясь. Другими словами, держать мяч у себя. Особенные мастера в этом деле - конечно, сборная Испании, которая при всей своей технической оснащенности на ЧМ-2010 была куда лучше в обороне, нежели в атаке. Ее средний показатель результативности - 1,17 гола за игру, тогда как средняя цифра пропущенных мячей - 0,28 за игру. Дружина Дель Боске не пропустила ни единого гола в матчах плей-офф.
Весьма точно о стиле селексьон - пресловутой тики-така - выразился немецкий журналист Рафаэль Хонигштайн:
"Разрушительность этой тактики обьясняется тем, что она одинаково хороша как в обороне, так и в атаке".
Ему вторит Сид Лоу - авторитетный журналист и эксперт испанского футбола.
"Для Испании оборона начинается с мяча. Читай, если ты не владеешь им, ты не можешь атаковать Испанию. Если та держит нити игры в своих руках, ты не можешь создать ей проблемы. И когда ты таки отдаешь сферу назад, создается паническая ситуация, ведь под давлением нужно что-то немедленно делать с мячом, что в то же врем вредит созиданию... Потому первым делом в таких ситуациях можно видеть картину, как соперники Испании выносят круглого подальше - безопасность превыше всего. Однако на самом деле безопаснее владеть мячом".
Держать снаряд у себя - вот способ играть в футбол. Длинные забросы (так называемые лонгболлы) - чрезвычайно непопулярны и малоуспешны, и даже успех игры на контратаках не столь очевиден, как та самая тики-така, одержимость которой началась с победного для испанцев Евро-2008. Почти каждая команда сейчас стремится контролировать мяч большую часть игры, и ключевой способ воплощать сие в жизнь - позволять своему голкиперу играть в пас накоротке. Немудрено, что настоящим мастером подобного есть Виктор Вальдес из Барселоны:
Что касается Суонси (который не зря прозывают "Суонселоной" - прим. А.С.), то валлийский клуб приобрел своего кипера, Михела Ворма, именно потому, что тот хорошо играет ногами.
"Мы искали нужный тип голкипера", - признается Роджерс.
"Нам нужен был тот, который бы подходил нашему стилю, и Михел был одним из тех, кто попал в наш список. Он умеет делать сэйвы, что важно для любого кипера. Но с учетом того, как мы играем - мы строим игру прямо от своих ворот - важно, чтобы вратарь комфортно чувствовал себя внизу... Он очень быстр и ловок, потому весьма похож на Вальдеса".
На графике вы можете увидеть подтверждение тому, насколько верны Лебеди своей манере строить игру от ворот - обратите вниманию на концентрацию синих стрелок (точные передачи) у владений Ворма (45 точных передач из 47-ми!):
Держать мяч, начиная игру от ворот
К слову, у Ворма четвертый показатель в АПЛ по количеству точных передач среди голкиперов, да и сам Суонси - четвертый по этому показателю в лиге. Совпадение? Скорее, нет.
Ниже вы можете увидеть график, который отображает взаимосвязь между процентом точных передач голкиперов и средним владением мячом команд в нынешнем сезоне АПЛ (по вертикали - первое, по горизонтали - второе):
Все весьма красноречиво. У Челси наибольший процент среднего владения мячом и наибольший процент точных передач (на самой верхней схеме вы можете увидеть как распалагаются игроки Челси во время удара Петера Чеха от ворот). Если взглянуть шире на график, то станет ясно, что команды, средний процент владения мячом которых составляет 50 процентов (голубая вертикальная риска), располагают голкипером, процент точных передач которого составляет 50 процентов или больше.
Однако слева график не столь красноречив. В этой его части скорее отображены те, у кого, казалось бы, с высоким процентом передач не сложилось, хотя верхняя левая точка принадлежит Сток Сити. У Гончаров высокий процент точных передач, потому что все лонгболлы выигрывает Питер Крауч, а не потому что они так аккуратно перепасовываются у своих ворот (случайно здесь оказался и Блэкберн (нижняя левая точка), у которого нет кого-то вроде Крауча, но за который, однако, выступает голкипер Пол Робинсон - тот как раз и использует лонгболлы. У него наихудший показатель точных передач среди всех игроков топ-пятерки европейских чемпионатов).
Перед вами более точный график, который отображает взаимосвязь между процентом коротких передач голкиперов и процентом среднего владения мячом (по вертикали - первое, по горизонтали - второе):
Уже здесь Сток занял свое законное место среди остальных.
И все же и тут есть свои аномалии - это Эвертон (процент коротких передач вратаря - больше чем 40 процентов, но низкий процент владения мячом) и КПР (самый высокий процент лонгболлов, выполняемых вратарем, но показатель среднего владения мячом - аж 50 процентов).
Ничто из этого ничего не доказывает, и не говорит о большем, чем вы ожидаете, но все же мы должны быть более осторожны в суждениях. Ведь если контроль мяча равносилен хорошей игре в обороне, а первый короткий пас партнеру связан с высоким процентом владения мячом, тогда вратари и защитники не должны волноваться, что могут навлечь на свои ворота угрозу - в долгосрочной перспективе они только выиграют в своей смелости.
Материал Майкла Кокса, Zonalmarking
Схемы и видео взяты из материала