А ведь интересно же развивается история киевского гранда. Ведь Семин, если взглянуть на него под определенным углом – это Лобановский сегодня. Валерий Васильевич после самого успешного периода в истории Динамо уехал за границу за деньгами. Вернулся, точнее, его уговорили вернуться в самые тяжелые (так тогда казалось) времена. После возвращения до прежних высот – например, победы в еврокубке – не дотянулся, но результат дал, довел команду до полуфинала ЛЧ.
Юрий Павлович – это самый успешный тренер в новейшей, самостоятельной от персоны Лобановскогого, истории клуба. Тоже уехал за границу и тоже за деньгами. Вернулся (уговаривали или нет, можем только догадываться) в самые тяжелые (так кажется сейчас) времена. Осталось дождаться какого-то результата, например, полуфинала ЛЕ.
В чем, спросите, интересность? Так ведь вы посмотрите хотя бы на соперников Динамо в чемпионате Украины. И Шахтер, и Металлист, и даже Днепр – с различным ускорением, с большей или меньшей последовательностью – эволюционируют. Или как минимум пытаются эволюционировать. А киевляне, похоже, зациклились на определенном промежутке временной петли – да так там и остались.
Есть такая давняя поговорка – где счастлив был, туда не возвращайся. Братья Суркисы ее уверенно игнорируют. И если в случае с Лобановским это было более-менее оправдано, то теперь, по законам жанра, история грозит обернуться фарсом.
И не то чтобы Семин стал менее квалифицированным тренером. Просто конкуренты не стоят на месте. Шахтер первой половины 2008-го и нынешний – это уже разные силы. И Металлист нынешний, похоже, готов к серьезной борьбе за заветную путевку. Да вы хотя бы на трансферные листы взгляните. Игрока уровня Эдуардо в том Шахтере еще трудно было представить, а сейчас – извольте. Металлист уже был готов обойтись без Девича, который еще вчера был одним из лидеров команды.
А Динамо возвращает Алиева. Хорошо это или плохо? Нужно это или не нужно? На пользу это или во вред? Сторонники возвращения тут же вспомнят сезон 2008/09, когда пара Алиев-Милевский, став эдаким центром семинского Динамо, принесла чемпионские медали и полуфинал Кубка УЕФА. Да еще приплюсуют количество голов Александра за Локомотив. Убедительная получается картина. С одной стороны.
С другой… В Динамо опять пытаются ничего не менять, вернуть все, как было («а было хорошо»). Законсервировать успешный период и в нем пребывать до тех пор, пока это возможно. Эдакий Groundhog Day, с той лишь разницей, что герой Билла Мюррея пытался из него вырваться, а герой Игоря Суркиса, наоборот, пытается туда ворваться.
Отсюда и отношение к Милевскому. Вы сравните ситуацию Девича в Металлисте и Артема в Динамо. Первому на его финансовые притязания ответили достаточно четко – не нравится, никто никого не держит. Второго носят практически на руках и повышают зарплату за то, что он перенервничал в связи со слухами о гипотетическом трансфере куда-то. У кого будет больше мотивации? Аргументы – так он же наш, динамовский – не принимаются ввиду полной смехотворности.
Возвращение Алиева – это еще и воссоединение «сладкой парочки» со всеми последствиями в области дисциплины. Вспомните историю перед харьковским финалом Кубка. Тогда им это фактически сошло с рук. Какой мог быть сделан вывод? Как мне кажется, только один – и не в профессиональную пользу.
И самое главное, о чем хотелось сказать в связи с возможным возвращением хабаровского украинца с российским паспортом. Обратите внимание на его карьеру. Начиная с первого переезда по маршруту Москва-Киев. Помните аргумент футболиста? «Условия». Удобство, комфорт. Никто не спорит с поговоркой о рыбе, ищущей, где глубже. Но – до тех пор, пока эти самые «условия», это самое удобство не становится самоцелью.
Ладно, ты нашел себе комфортное местечко, все условия для работы, для роста. Так давай, расти, развивайся! Алиев доразвивался до ссылки в Запорожье. Затем случился кратковременный всплеск активности при Семине (здесь надо отдать должное ЮрПалычу, с людьми он работать умеет, в отличие от, например, его сменщика) и… И пришел Газзаев. При котором Алиеву стало некомфортно. Настолько, что пришлось уходить к «комфортному» Семину. Там первые полсезона прошли снова на волне успеха, а далее начались проблемы с Ольгой Смородской. Пока в Локомотиве был Семин, это как-то компенсировало – но вот «комфортный» тренер ушел, и…
Небольшое нелирическое отступление. Много ли украинских футболистов играет в европейских клубах, причем не уровня второй-третьей польской лиги, а на более-менее приличном уровне? Единицы. Причины можно перечислять, но в нашем случае стоит обратить внимание вот на что. Никто наших игроков там не ждет с распростертыми объятиями. Андрей Шевченко – это исключительный случай, исключение из правил. А вот если вспомнить двух других футболистов из соседней (в таблице коэффициентов) бундеслиги, тот тут будет очень интересно.
Андрей Воронин уехал в Германию в примерно том же возрасте, что и Алиев в Киев. По его собственным рассказам, первый месяц из-за каких-то организационных проблем чуть ли не на вокзале ночевал. Утрирую, конечно, но комфортом и не пахло. Кто бы на его месте не развернулся и уехал домой, к родителям и друзьям в Одессу, где его наверняка бы с распростертыми руками забрали в Черноморец? А он остался. Начал с очень низкого старта. И в итоге дорос до Ливерпуля.
Второй пример – Анатолий Тимощук. Перейдя из Зенита, где он был если не всем, то многим (капитан команды!), украинец попал в то самое интересное положение, когда ты оказываешься не нужным новому главному тренеру. Чем не пример Алиева и Газзаева? (Со своими, разумеется, нюансами.) Но Тимощук – это далеко не Алиев, поэтому он, начав сезон с уверенной скамейки запасных, дошел до свежей похвалы от ван Гаала. Того самого ван Гаала, который полгода назад советовал Анатолию уйти из Баварии.
А Алиев всю свою карьеру ищет, где комфортно. Такие футболисты не выигрывают ничего серьезного, они никогда не становятся даже претендентами на Золотой мяч. Потому что для этого нужно не просто работать, а пахать – а это значит на время забыть об «удобствах». Ведь будь Алиев поумнее или хотя бы поамбициознее, то он бы однозначно вел себя в ситуации со Смородской иначе. Уйдя из Динамо по-плохому, без шансов туда вернуться (кто ж знал, что Газзаев так быстро исчезнет), он оказался в числе главных звезд более сильного, по его мнению, чемпионата. Прекрасные позиции для поступательного движения вперед! Тимощука Бавария ведь не у Шахтера купила, а у одного из российских грандов.
Да, Локомотиву сейчас, наверное, до Зенита далеко. Ну так кто мешал бы Алиеву попасть в поле зрения питерского клуба? Для Зенита финансовая составляющая наверняка не стала бы препятствием – а это означало бы практически гарантированную Лигу Чемпионов, причем с перспективами, более серьезными, чем борьба за третье место в группе. Да и совсем рядом есть ЦСКА, который тоже регулярно в Европе светится. Полгода назад, уже при Алиеве, именно оттуда в Ювентус (который не вечно же будет по Лигам Европы прозябать) уехал Милош Красич.
В общем, шансы зацепиться за серьезную команду у Алиева определенно были. А он, рассорившись с президентом клуба, вернулся домой, к «комфортному» тренеру. Где есть закадычный друг, где сквозь пальцы смотрят на его проделки. Где его таланта вполне хватит, чтобы, не особо напрягаясь (как, в принципе, и все остальное – кроме, наверное, Шевченко – Динамо), давать минимально необходимый результат. И получать за это комфортные деньги, время от времени улучшая свое материальное положение под лозунгом «тут столько предложений, я даже растерялся, но в принципе готов остаться в Динамо, если…».
В принципе, это его личная жизнь, это его персональная карьера, и он волен распоряжаться по своему усмотрению. Но речь как раз и не об Алиеве – а о Динамо, которое подобными решениями загоняет себя в ту самую инфернальную спираль, не так давно придуманную Платини совсем по другому поводу. Спираль, блуждая по которой можно, в конце концов, оказаться позади не только Шахтера, но даже уже и не Металлиста с Днепром. Сохраняя при этом внешние атрибуты благополучных когда-то времен.