Низкая посещаемость домашних игр полтавской Ворсклы - один из главных упреков доносящийся из всех уголков страны в духовную столицу Украины. Собственно, посещаемость национального чемпионата в нашей стране далеко не лучшая, за исключением нескольких городов. Тем не менее, даже на этом удручающем фоне пустые трибуны стадиона им. Бутовского в Полтаве режут глаз и сердце всем, кто смотрит трансляцию матча. Вопросом "почему так?" задавались немногие. Николай Петрович Павлов сослался на менталитет, дескать, кто бы к нам не приехал на стадионе все равно будет одинаковое количество болельщиков. А ведь цены на билеты одни из самых дешевых среди всех клубов элитного дивизиона. Так в чем же причина? Давайте посмотрим на проблему изнутри, поскольку ваш покорный слуга имел возможность следить за всеми процессами, происходящими вокруг полтавской команды воочию.
Стадион в Полтаве вмещает 25 000 зрителей. Для города с населением в 300 000 человек это немного многовато, но все же. Матчи Ворсклы стабильно посещает не больше 6-7 тыс. болельщиков. Первая и главная проблема кроется в состоянии стадиона. Мало кто знает, что если вы придете на стадион с пустыми руками, то всю свою одежду на следующее утро придется сдавать в химчистку. Сиденья на полтавском стадионе в чем-то уникальны, поскольку из такого материала мне их больше нигде не доводилось видеть: шероховатая поверхность, обильно покрытая грязью, пылью и прочими нелепостями. Отсутствие крыши как таковой тоже запишем сюда же. В дождь или снег ютиться негде, а если вы еще и без зонта, то на обратном пути домой придется захватить пару пакетиков "Террафлю". Припарковать машину возле стадиона тоже проблематично. Парковка, конечно, есть, но мест там очень мало. Отдельная тема и милицейские кордоны. В свое время фанаты клуба даже писали открытое письмо руководству, после злосчастного матча с Бенфикой, когда пострадали все без исключения. Впрочем, нужно отдать должное руководству, ведь кое-какие движения в направлении улучшения инфраструктуры стадиона происходят. Например, в два сектора поставили синие сидения, очень напоминающие аналогичные на "Металлист-Арене".
Теперь еще ближе к теме. Невзирая на ужасное состояние стадиона, успехи команды должны привлекать на стадион больше зрителей. В чем же проблема? Вот эти 6 тыс. это и есть аудитория команды. По городу уже давно шутят, что на самом стадионе все друг друга знают давно в лицо. Почему ходят одни и те же лица? Работа с болельщиками в Полтаве отсутствует напрочь и ее никто не ведет абсолютно. О том, что в городе будет Лига Европы не было ни одной афиши, ни одного объявления. Об очередном поединке зелено-белых оповещают всего 8 (!) стендов вблизи остановок, и это на весь город. Причем многие из этих афиш меняются всего за пару дней до матча. А вот те пресловутые 6 тысяч ходят и без рекламы - это болельщики, которые следят за игрой команды и знают календарь на три тура вперед.
Фраза о том, что "в футбол играют для болельщиков" в Полтаве не работает. Да, есть проблемы с посещаемостью во многих городах. В том же Киеве.…В Харькове населения в 5 раз больше, но в Первой столице можно купить билеты через Интернет, в метро и по городу везде можно купить заветный тикет. В Полтаве дела обстоят по-другому. Кассы работают в такие промежутки времени, что в обеденный перерыв к ним могут вырваться только те люди, кто работает в радиусе километра от стадиона - остальным надо покупать только перед матчем. Футбол уже давно перешел в бизнес-индустрию и клиента на стадион нужно привлекать чем-то, хотя бы банальной раздачей билетов в институтах и школах. В свое время так делали (и делают) в соседнем Харькове. Быть может Полтава и вовсе нефутбольный город, потому как в день матча с бухарестским Динамо о поединке знал лишь каждый пятый житель.
Ценовая политика так же носит хаотичный характер. На Бенфику билеты были до 200 гривен. На Гленторан аналогично. То бишь, отправиться в поход на футбол с семьей по самому дешевому билету (40 гривен) обойдется около 200 гривен, включая все текущие расходы. В городе, где средняя з/п колеблется в районе 1200-1500 гривен, отдавать два раза в месяц такую суму сложно. Но с другой стороны, банальный поход на стадион для "первых клиентов" проходит по следующему сценарию. На входе у вас забирают ключи, зажигалки и прочие опасные, по мнению милиционеров, предметы, сбрасывают их в картонный ящик, и обещают отдать при выходе. Для "первого клиента" (так назовем человека, впервые пришедшего на футбол) это сюрприз неприятный. Заходим на стадион и обнаруживаем, что лавочки у вашего подъезда выглядят намного чище, чем эти, с позволения сказать, сиденья. О чем речь, если хитроумные предприниматели ставят в парке у стадиона людей торгующих просто обычными "газетами под зад". Хорошо, далее усаживаем свою девушку/семью на наши места. И обнаруживаем, что на самых дешевых местах сидит контингент, наличие которого рядом с вашими близкими абсолютно нежелательно. Понятно, что у строителей з/п не большая и пить пиво им надо чтобы горло промочить от пыли, но вряд ли ваше чадо научится чему-то полезному от людей, да еще с таким словарным запасом. Теперь вы понимаете, что даже 200 гривен мало для "культурного отдыха".
Когда на матч со Слайго Роверс клуб снизил цену в два раза, очевидно обладая способностями математика, на трибунах ожидали увидеть в два раза больше болельщиков. Но нет. Пришли снова один и те же люди, а пассивная работа менеджмента клуба вызывает аналогичную реакцию со стороны болельщиков. И буквально сразу же руководители клуба заявляют, мол "что им еще надо этим болельщикам, мы и цену снизили, а их нет". И не будет, пока такое состояние дел продолжается. Приедут студенты, немного больше станет людей, но однозначно потолок посещаемости в Полтаве с места не сдвинется. Эти 6 тысяч состоят из тех людей, которые еще видели аншлаги в конце 90-х на этом стадионе. И не в ценах дело вовсе. Многие в Полтаве согласны ходить и платить больше, только бы качество пребывания на стадионе было надлежащим. А "заражать" футболом остальных жителей города клуб не собирается. Те, кто в последнее время пробовал сходить на стадион, второй раз уже не возвращались.
Руководству команды следует обратить большое внимание на эту проблему, если они действительно хотят исправить ситуацию. А делать громогласные заявления все горазды. К слову, еще перед матчами с Бенфикой президент клуба Олег Бабаев обещал в прямом эфире канал ICTV сделать украиноязычную версию официального сайта. А теперь представьте себе искреннее удивление румын, зашедших недавно нашу страничку и не обнаружив там нашего родного языка. На форумах болельщиков Ганновера уже тоже делятся первыми впечатлениями. Какая может быть борьба за престиж клуба в Европе, если в родном городе такое отношение к болельщикам?
Использованы фото ФК Ворскла