Вы знаете, мне хочется сейчас рассказать вам свои впечатления. Свои, сугубо субъективные, может даже лично-интимные. Не об игре, вовсе нет (хотя я пересмотрел все восемь матчей тура, и даже тот, где комментировал победитель известного конкурса). Хотя о ней тоже можно, например, о Кривбассе Юрия Максимова, который взял и сыграл с Шахтером в открытый футбол, самоубийственный, заведомо проигрышный – но открытый и красивый футбол. Или о Карпатах, которые на один матч восстали из пепла и напомнили, что это они не так давно претендовали даже на что-то более значимое, чем пятое место. Или о Марко Девиче, который лично мне открылся в этом сезоне – и этом матче – с новой, очень интересной и приятной (особенно с учетом его теперешнего гражданства) стороны.
Увы, но говорить мы будем совсем о другом. О том, что случилось на стадионе Ника. На Днепр-Арене. На Арене-Львов, в конце концов. О том, что увидел я, и как воспринял это я. Почему именно так – от себя? Потому что именно в таком формате я вижу возможность ответить – заочно, ничего не попишешь – всему тому, что было сделано и сказано.
Начну с конца. Меня поразила – неприятно и неожиданно – реакция как комментаторов, так и обсуждающих экспертов. Я не услышал ни капли осуждения. Где-то может промелькнуло недопонимание, но в итоге все вывернулось в «часть футбола» и прочую банальщину. Как будто бы и не произошло ничего страшного. Как будто бы это – норма. Более того, мне лично в голосе комментатора львовского матча послышалось даже некое восхищение этим, извините, файер-шоу. Я извинился не за свои слова – это было сказано после матча, во время обсуждения.
Поразила и реакция непосредственных участников матча. Я говорю в первую очередь о поединке Карпат и Динамо, ибо я смотрел как раз его, и именно там случилась самая вопиющая история, приведшая к остановке и 107-минутному поединку. Ни игроки, ни тренеры не увидели в этом ничего крамольного. Мол, ну пожгли и пожгли, чего тут такого. В этом месте я хочу привести цитату своего коллеги и кума Владимира Пояснюка. Вот что он написал после остановки львовского матча у себя в Фейсбук-страничке: "Нет в Украине своих Широковых. Дебилы - есть, а Широковых - нет... Увы". Позвольте мне не объяснять суть сказанного. Кому интересно – найдет историю с футболистом Зенита в Интернете.
Мне кажется, это трусость. Трусость и лицемерие. Я вспоминаю нашумевший фанатский фильм "Последний аргумент" и высказывания футболистов, приведенные в нем. Они все построены по одному простому правилу – не сказать ничего такого. Держаться принципа "моя хата скраю", не ляпнуть каких-то резких вещей. Ну да, это ведь не журналистку послать на …, фанаты – сила серьезная, могут и ответить. Спросите хотя бы Ващука.
Господа! Вообще-то все то, что происходило – это, если вы не в курсе, нарушение футбольных законов. И за это кто-то – скорее всего, клубы, ведь так всем (кроме, собственно, клубов; и то вопрос…) удобнее – пострадает финансово. А если в следующий раз случится что-то более серьезное – тоже закроем глаза и сделаем вид, что это "часть футбола"? Игнорируя эту наглость со стороны фанатов, вы в то же самое время забыли о тысячах простых, нифига не организованных и не "продвинутых" кузьмичей, которые пришли поддержать свои команды. Почему они должны были сидеть в этом дыму? Они за это платили деньги (причем немаленькие, были сто и больше гривен)?
Теперь о непосредственных участниках. Я не хочу сейчас развивать теорию заговора – а ведь можно было, как-то очень синхронно получилось, три матча субботы из четырех оказались в дыму (на четвертом просто некому было этого сделать?). Мне вообще все равно, это спланированная акция или просто совпадение. Дело в другом. Здесь я позволю себе еще одну цитату – самого себя из Твиттера (извините, будет на языке оригинала): "Автори "Останнього аргумента" можуть запхнути собі його туди, де вони проносять на матчі файєри".
Да, именно так. Тот образ, который создавался в этом фильме, образ практически героев, борцов со вселенским злом – он вот там, в этом дыму. В этом бессмысленном и практически беспощадном (жаль, что матч не прекратили и не впаяли тому клубу, чьи фанаты устроили дымовую завесу, техническое поражение. Очень жаль. Но я не удивлен – вы помните хотя бы одно действительно резкое и решительное решение наших футбольных властей? Поделитесь) дыму, который выставил вас во всей красе, во всем великолепии. Вам неинтересен футбол как игра. Вам плевать на других, на тех, кто пришел посмотреть именно игру. Вы считаете себя главнее всех остальных. И позволяете себе нарушать законы и правила. И это есть абсолютная правда.
Парируя обвинения в том, что я ничего не знаю о фанатах, их субкультуре итд итп – хочу напомнить вот что. Думается, персона президента общественной организации Карпаты Олега Солдатенко известна всей фанатской Украине. И именно в сотрудничестве и соавторстве с ним я сделал не один материал по проблеме взаимоотношения фанатов, клубов и властей. Причем это было не в стиле "бла-бла-бла", а с конкретными идеями, предложениями. И в первую очередь – с идеей консенсуса, взаимопонимания. О каком взаимопонимании, о каком гипотетическом круглом столе может идти речь после таких выходок? Мне жаль время и работу таких людей, как Олег – которые пытаются найти точки соприкосновения там, где это нереально сделать. Как можно вести диалог в формате «Нам все пофиг, жгли и будем жечь, потому что это круто»? О какой футбольной и околофутбольной культуре мы вообще говорим, ребята? Я хочу – поэтому я буду так делать. Это позиция подростка, у которого "весь мир идет на меня войной". Я не психолог, но не открою Америки в том, что именно этот период в жизни человека считается наиболее трудным. Ибо человек практически неуправляем. И в первую очередь – несамоуправляем. А демократия – это в первую очередь не вседозволенность, а самоограничение, самоуправляемость.
Я не выступаю за возвращение на стадионы милиции и железного порядка. Я не хочу видеть вместо гостевых трибун клетки, как, например, в Польше. Но точно так же не желаю смотреть на стадион в дыму. Это не мой футбол. Это не футбол.