- Был ли Юрий Вакс предвзят к одной из сторон?
- В последнем пресс-клубе, в котором я принимал участие, я приводил слова, какие я говорил членам Исполкома ФФУ в феврале, - начал свою затяжную речь синьор Пьерлуиджи. - Я ссылался на наличие разных трактовок, которые делаются в отношении ошибок, совершаемых арбитрами. Очень многие СМИ (печатные, ТВ, Интернет) создают большой резонанс вокруг топ-чемпионатов. И в этих чемпионатах тоже совершаются ошибки арбитрами. И эти ошибки также комментируются в средствах массовой информации. И никто там не говорит о предубежденностях со стороны арбитров. А ошибок там много.
На Исполкоме я сказал, что если ошибка допускается в этих чемпионатах, то трактовка получается вот такая, если ошибка допускается у нас, то задают вопрос, есть ли предубежденность. Честно говоря, я не понимаю, почему так происходит. Если мы верим в честность украинских арбитров. Если не верим - это другой разговор. Я тоже слышал эти слухи. Но я хочу доказательства. И всегда напоминаю, что есть ли есть кто-то, кого коррумпируют, то есть и те, кто коррумпирует. Не бывает по-другому. Тогда это проблема не арбитров, это проблема футбола.
В контракте, который связывает меня с ФФУ, есть пункт, согласно которогому у меня есть полная независимость в плане контроля арбитров, в отношении ПФЛ и клубов. Мне нужно периодически делает доклад о состоянии дел в комитете арбитров для ФФУ, в остальном у меня полная независимость. Не хочу, чтобы у кого-то закралась мысль, будто я действую по чьим-то указаниям. Те, кто со мной знакомы, знают, что подобного со мной не может произойти никогда. Такого не было, когда я был действующим арбитром, нет такого и на должности главного офицера УЕФА. У меня полная независимость.
Конечно, я беру на себя ответственность, потому что если судейский выбор неправильный, вина - моя. Все эти слухи... Давайте раз и на всегда проясним - выбор всегда мой, у меня нет крестных отцов, нет райтеров, которые пишут за меня тексты. Что касается того вопроса... Если предубежденность означает умышленное решение, чтобы принести вред одной из команд и это помогло другой, тогда мой ответ "нет, предвзятости не было". Конечно, на поле может быть допущена ошибка, потому что мы - мужчины или женщины - все на это способны, мы можем ошибаться. Но я убежден, что ошибка, которая была совершена, она была совершена без умышленности и предвзятости. Я уже говорил, что ошибка действительно была. Это нечто очевидное. Многие говорили об этом, начиная со второй половины дня той субботы. Некоторым, правда, даже нужно было и помолчать. Можно говорить только тогда, когда ты владеешь информацией, когда есть какой-то статус, чтобы что-то говорить. Когда нет этого статуса, тогда лучше помолчать. Я предпочитаю немного выждать, но потом не ухожу от ответа. Вот здесь мы и собрались.
- Просьба прояснить, что же произошло в том матче. Почему звучит только имя главного арбитра, а не всей бригады. Были слухи, что Вакс получил подсказку от лайнсмена, чтобы показать вторую желтую карточку.. Почему четвертый арбитр не подсказал удалить Алиева?
- Я ранее говорил, ошибка была совершена. Если игроку выносится предупреждение за то, что он вернулся на поле, после того как он получил травму, и покинул его пределы... В действительности этого не произошло, поэтому, к сожалению, это ошибка. Нужно понять, почему произошла эта ошибка. Правила игры предусматривают, что травмированному игроку может быть оказана медпомощь, чтобы он как можно быстрее покинул игровое поле. Для того, чтобы потом ему была надана соответствующая помощь за пределами поля. Чтобы вернуться на поле, игрок должен подождать, чтобы игра возобновилась, а арбитр дал разрешение ему вернуться на поле. Если игра была остановлена, то только из-за боковой линии. В любой точке. Где же ошибся арбитр? Он ошибся в том, что не проконтролировал, не убедился в том, что игрок и два медика не переместились за пределы поля. Он сказал "выйти здесь", отправился в центр поля и с той точки подумал, что те уже вышли, и дал разрешение возобновить игру. И тогда увидел, что Гармаш бежит по полю. Ему показалось, что тот также вышел за пределы поля. Мы не должны говорить об ассистентах или четвертом арбитре. Это обязанность главного арбитра убедиться в том, что они покинули поле. Если он этого не сделал - это его ответственность. Была совершена грубая ошибка.
Я думаю, что любой из тех, кто видел тот матч, со мной согласится. Если уберем этот эпизод. Сделаем вид, что этого не произошло. Матч длился все 96 минут, но исключая ту самую 38-ю минуту, то Вакс провел хороший матч. С ошибками, которые присуствуют во всех матчах. Но важные решения были приняты правильно. Я прочитал все и думаю, что у меня есть опыт, качества, должность, чтобы делать суждения, которые никто не может опровергнуть. И не только в Украине, и в Европе. Я думаю, я заслуженно получил такое право. За то, что я делал и за то, что делаю. Хочу повторить, за исключением той минуты Вакс провел хороший матч. Сложный матч. Очень важный матч. Некоторые ошибки были, это, к сожалению, нормально. И одна грубая ошибка. Он сожалеет, потому что он испытает ее последствия, мне жаль, потому что я доверился ему, сожалеют те люди, которые участвовали в том матче. Все сожалеют. Мне кажется, мой ответ достаточно исчерпывающий.
Что касается ситуации с Алиевым, этот вопрос будет решаться КДК ФФУ, поэтому, с уважением к этому комитету, я не могу высказываться на данную тему.
- Почему арбитр поменял решение и в докладе написал другую причину предъявления второй желтой карточки?
- Я говорил о технических решениях, принимающихся на поле. Я могу сделать целый список, начиная с 40-й секунды, когда не была дана желтая карточка Гармашу. За то его первое нарушение правил ему было сделано устное замечание. И то же самое было сделано по отношению к Срне, когда он совершил первое нарушение на Гусеве. И тоже устное замечание. Это не было особо опасным действием, происходило все у боковой. Решения в двух эпизодах были одинаковыми. Вскоре Гармаш вновь сделал фол и получил предупреждение.
В ходе последнего пресс-клуба мне пришлось говорить очень долго об эпизоде, который случился в матче Днепр-Динамо. Эпизод со Стриничем. Приблизительно в то же время, за несколько тысяч километров, в шотландском чемпионате в матче Селтик-Килмарнок произошел очень схожий эпизод. Практически на последних минутах матча. И решение было идентичным. Арбитры не одинаковые, расстояние большое, а решения те же самые. Что касается пенальти на Бетао... ТВ показывает одно, со стадиона пенальти видно не было. Хочу эту тему закрыть.
Убежден, что работа была приемлемой. С ошибками, но уровень был приемлимым. Что произошло после матча, это уже другой разговор. Поэтому комитет арбитров ФФУ принял решение открыть дисциплинарное дело в отношении Юрия Вакса. Дисциплинарные дела нужны для того, чтобы прояснить ситуацию. Эта процедура означает, что мы хотим понять и разобраться в том, что произошло. Эти дела заканчиваются принятием решения, основываются на том, что удалось выяснить. Что касается технической точки зрения, арбитров можно понять, можно понять, почему они допускают ошибки. Мы делаем все, чтобы улучшить их уровень.
В настоящий момент Вакс не судит, потому что в соответствии с регламентом, если открыто дисциплинарное дело, арбитр временно отстраняется от работы. Решение, которое будет приниматься, очень важное. Оно может гласить, что ничего не произошло, а может привести к пожизненной дисквалификации арбитра. Хочу внимательно и совестно подойти к оценке того, что произошло. С гарантией открытости. Мы здесь разговариваем, я не прачусь.
- До матча ходили разговоры о том, что судейская бригада будет помогать одной из сторон...
- Я убежден, что арбитр не читал газеты и не смотрел ТВ. Я сказал ему отвлечься, подумать о своих вещах, чтобы качественно сконцентрироваться к матчу. Все утро я провел с ним в Донецке в гостиннице. Я знаю, я судил такие матчи, знаю, что арбитры перед такими матчами нуждаются в том, чтобы с кем-то поговорить, даже об обычных вещах. Я слышал, что он подвергся давлению, которое было слишком серьезным. Есть арбитры, которые в 30 лет обслуживают матчи ЛЧ. Есть арбитры, вроде Виктора Кашшаи, которые являются выходцами из скромного чемпионата, но рейтинги у них впечатляющие. Кашшаи в 35 лет - возраст Вакса - судил финал Лиги чемпионов между МЮ и Барселоной в прошлом году. Я выбрал Вакса, потому что считал, что он обладает характеристиками для проведения этого матча. Да, он сделал ошибку. Но это не означает, что он не может проводить такие матчи.
- Во вступительных словах Вы признались, что этот пресс-клуб может стать для Вас последним в Украине в роли куратора судейской системы. Каковы шансы, что Вы продлите действующее соглашение с ФФУ?
- Мне действительно предложен трехлетний контракт. Если вскоре будут поставлены две подписи под этим контрактом, то я скажу, что вот - еще три года я буду здесь работать. Я предпочитаю говорить о случившемся, а не о том, что может случиться. Я поблагодарил Исполком, что их голосование относительно продления сотрудничества со мной, было единогласным, все меня поддержали. То, чем я занимаюсь здесь, приносит мне удовлетворение. Я могу отказаться, но пока этого никому не говорил. Я выразил свою готовность продолжать эту работу, надеюсь, что приму этот вызов, попытаюсь внести свою лепту в изменение менталитета, чтобы об ошибках не говорили, как о предвзятости.
- Не кажется ли Вам, что корень проблемы в том, что брат президента одного клуба возглавляет ФФУ?
- Я не специалист по родственным связям. Есть президенты федераций, которые раньше были президентами клубов. Например, Фурсенко. Подобная критика есть во всех странах. Самое важное, чтобы человек на моей позиции был полностью независим. Если это так, а я гарантирую это, не думаю, что могут быть проблемы. Выбор, кому судить, делаю я. Выбор, кому продолжать судить, а кому заканчивать, тоже делаю я. Так прописано в контракте. Если кто-то считает, что подобные решения принимаю не я, то это говорит о плохом отношении ко мне.
- Конфликт интересов присуствует довольно давно, из-за этого и тотальное недоверие к арбитрам. Может, нужно вновь приглашать зарубежных судей?
- У нас, в Италии, владелец клуба был премьер-министром. И я это слышал много раз. Звать арбитров из-за рубежа означает показать всему миру, что нет доверия к отечественным арбитрам. Когда они все же приезжали, полемика продолжалась. Я могу привести целый ряд фамилий. Надо создать условия, чтобы наши арбитры работали хорошо.
- Оцените, пожалуйста, работу Можаровского в матче Днепр-Металлист? И травму голкипера Оболони Махновского в столкновении с Матеусом.
- Что касается матча Днепр-Металлист. Удаление Девича. Это была не игра в футбол. Думаю, что перепутать мяч с бедром противника - это проблема. Вспомним подкат Кополовца против вратаря пару туров назад. Он пытался тормозить, потому удар был несерьезным. С Матеусом все было по-другому, я видел, что у игрока были слезы, он понял, что сделал. Но об этом следует думать раньше. Если понимаешь, что не успеешь или опоздаешь, лучше не рисковать. В Украине распространены единоборства, когда мяч в центре поля, а в него с двух сторон в подкатах летят футболисты. Такого нет нигде, кроме как в Украине.
- Какие санкции будут применяются к ассистентам, когда они серьезно ошибаются? Например, в матче Динамо-Ворскла.
- По телевизору было очевидно, что там была ошибка. Когда в воскресенье, кто-то из вас захочет заняться чем-то другим, помимо привычных дел, можем встретиться, я дам вам флажок и расскажу что к чему. Это не так и просто. Вы всегда говорите об ошибках, а о правильных решениях забываете. Да, может быть такое, что лайнсмен не в форме, не в лучшем состоянии. Тогда ему действительно лучше отстраниться, дать поработать тем, кто готов. В матче Шахтер-Динамо никто не вспомнил, как здорово отработал ассистент при первом голе Шахтера. Но вы помните о сделанных ошибках. Я буду напоминать о том, что ассистенты чаще принимают хорошие решения, нежели ошибаются.
P.S. Этот пресс-клуб может стать последним для Пьерлуиджи Коллины в его должности, так как контракт итальянца с ФФУ истекает 30 июня 2012 года.