Как известно, мировой футбольный форум называют выставкой новомодных тенденций: новые веяния во время турниров подобного масштаба спонтанно не появляются – они являются свидетельством тщательной подготовки команд и тактической грамотности их наставников. В предыдущих материалах нашего цикла мы выделили главных героев и неудачников мундиаля, а сегодня предлагаем поговорить о самых интересных тактических нюансах чемпионата мира.
Применение 3-5-2
На этом чемпионате мира стабильно строили свою игру по тактической схеме с тремя центральными защитниками всего четыре команды (Мексика, Коста-Рика, Нидерланды и Чили), и все они впоследствии вышли в плей-офф. Начинала свой турнир по этому построению и сборная Аргентины, но в перерыве дебютного для Альбиселесте матча мундиаля против команды Боснии подопечные Алехандро Сабеллы убедили его перейти на вариант игры в четыре защитника.
Задача переубедить тренеров сборных Нидерландов и Коста-Рики изначально казалась невозможной. Все дело в том, что и Луи ван Гаал, и Хорхе Луис Пинто решались использовать схему 3-5-2 вовсе не от хорошей жизни. Ван Гаал не скрывал, что прибегать к этому построению его вынуждает имеющейся в расположении состав, а Пинто в свою очередь был вынужден адаптировать свою команду к потерям нескольких важных футболистов и противодействию на групповом этапе трем бывшим чемпионам мира. Интересно, что в Бразилии мы стали свидетелями сразу двух матчей между командами, которые придерживались схемы с тремя центрбеками (сборная Нидерландов сыграла и с Чили, и с Коста-Рикой), и обе игры, мягко говоря, не стали самыми зрелищными на турнире.
Гораздо более симпатичной нейтральным болельщикам показалась мексиканская сборная, впечатление от которой неправильно было бы сводить к куражу Гильермо Очоа и мимике тренера Мигеля Эрреры – командное движение и скорость выхода из обороны в атаку Трехцветных, несомненно, стали приятными сюрпризами турнира. Не менее впечатляющим оказалось и выступление сборной Чили под руководством Хорхе Сампаоли. Аргентинский специалист построил игру своей команды вокруг знакомых ему по Универсидаде футболистов и удивил даже своего визави Луи ван Гаала, однако бразильское проклятие чилийцы не сумели снять даже с помощью настолько слаженной командной игры.
"Ложная" 3-5-2
Пускай большинство команд бразильского чемпионата мира использовало тактические построения в четыре защитника, некоторые фланговые оборонцы на этом турнире исполняли функции традиционных латералей, куда больше походя на фланговых игроков при схеме 3-5-2. Среди наиболее ярких образцов этого явления можно привести примеры крайних защитников сборной Бразилии Марсело и Дани Алвеса, хотя и те же Лейтон Бэйнс или Матье Дебюши проводили на половине поля соперника не намного меньше времени.
Традиционно подстраховщиками фланговых защитников выступают опорники, которые вынуждены закрывать оставленные без своих хозяев зоны. Однако на этом чемпионате мира у команд, активно использующих фланги, появилась альтернатива этому решению. Вместо того, чтобы страховать зоны по краям, центральный хавбек оборонительного плана опускался в один ряд с центральными защитниками, существенно расширяя их линию. Кроме того, этот маневр предоставлял командам возможность начинать контратаки по схеме 3-5-2, а глубоко севший опорник нередко оказывался футболистом первого паса.
На протяжении всего турнира благодаря тактической гибкости Луиса Густаво свою игру подобным образом строил Луис Фелипе Сколари, прибегнул к этому решению в четвертьфинальном матче против немцев и тренер сборной Франции Дидье Дешам – в его случае в центр защиты традиционно опускался Йоан Кабай.
Проблески тотального футбола
И снова здравствуйте, господин ван Гаал. Персона тренера сборной Нидерландов, вчера приступившего к выполнению своих обязанностей на должности менеджера Манчестер Юнайтед, стала одной из самых обсуждаемых во время бразильского чемпионата мира. "Тактический гений", "голландское чудо", "наш спаситель", – как только не восхваляли Луи после успеха голландской команды. Правда, в преддверии мундиаля тренера называли совсем иначе.
От выступления Оранье в Бразилии на родине не ожидали громких побед: соцопросы накануне чемпионата мира свидетельствовали о рекордно низких надеждах голландских болельщиков, а патриарх нидерландского футбола Йохан Кройфф удивлялся решению ван Гаала отказаться от тактической схемы 4-3-3. Не изменил свое мнение лучший футболист в истории Нидерландов и после выхода команды Луи в полуфинал ЧМ-2014: мол, хорошо, ты молодец, но пора бы уже и прекращать свои эксперименты. Однако ван Гаал остался верен себе до конца.
Называть бывшего тренера Барселоны и Баварии предателем было легко – по крайней мере, до того, как его команда завоевала бронзу чемпионата мира. Впрочем, предавал ли ван Гаал голландский футбол? Да, он отказался от догматической схемы 4-3-3. Да, он принял решение не делать ставку на традиционных вингеров (наши соболезнования, господин Ленс). Но дело ведь в том, что его сборная Нидерландов гораздо ближе подошла к принципам тотального футбола, чем любые ее предшественники. Стоит только помнить о том, что тотальный футбол заключался не столько в контроле мяча, сколько в универсальности и взаимозаменяемости футболистов. А действующий на фланге обороны номинальный форвард Дирк Куйт, поигравший на четырех позициях Дэйли Блинд, новоиспеченный нападающий Арьен Роббен и пара опорных полузащитников Вейналдум-Де Гузман – это ведь прямые реверансы Ринусу Михелсу и тому же Кройффу. Жив ли тотальный футбол? Ответить на этот вопрос можно будет после дебюта ван Гаала в английской Премьер-лиге: Луи уже заявил, что на Олд Траффорд он собирается воссоздать свой бразильский успех.
Игра вторым номером
Зафиксировал этот чемпионат мира и успех команд, которые действовали вторым номером. Для клубных европейских соревнований это никакая не новость – в конце концов, в последнем финале Лиги чемпионов играли Атлетико и Реал – однако на мундиале, особенно учитывая недавнюю гегемонию тики-таки, подобная тенденция стала новой.
Победила в Бразилии сборная, которая старалась диктовать сопернику свою игру. Но дело ведь в том, что в полуфинале Германия была единственной командой, играющей, грубо говоря, первым номером. И Бразилия, и Нидерланды, и тем более Аргентина строили свою игру от соперника, утруждая его либо постоянным прессингом (как голландцы), либо контролем мяча (как аргентинцы).
На групповом турнире прагматичные сборные Италии и Уругвая не оставили шансов симпатичной команде Англии, та же Голландия уничтожила испанцев, а нестареющая Греция в решающий момент одолела "золотое поколение" ивуарийцев. Но ровно так же, как разгром в Салвадоре не "убил" тики-таку, победа сборной Германии не должна сместить акценты на игру первым номером. Это противостояние далеко от своей развязки.
"Фальшивый" плеймейкер
В финальном матче против Аргентины травмы сразу двух опорных полузащитников вынудили Йоахима Лева совершить интересный тактический маневр: номинального центрального хавбека Крамера тренер заменил на вингера Андре Шюррле. Внешне достаточно смелое решение оказалось гораздо более взвешенным, потому что на самом деле этой заменой Лев перевел свою команду со схемы 4-3-3 на "испанку" 4-2-3-1, которую некоторые специалисты даже назвали 4-2-1-3. Таким образом, изначально действующий на правом фланге Месут Езил вернулся на свою любимую позицию плеймейкера, получив гораздо больше свободы в атакующих действиях. Это решение тренера сборной Германии стало показательным, потому что оно расставило все точки над "і" в вопросе, который уже достаточно давно беспокоил футбольный мир.
До выхода Шюррле линия полузащиты Манншафта состояла из трех футболистов: настроенных, прежде всего, на оборону Бастиана Швайнштайгера и Кристофа Крамера, а также более креативного Тони Крооса. Тем самым треугольник немцев в центре поля был направлен вершиной к воротам сборной Аргентины. В играх против Франции и Бразилии в расположении Йоги Лева был и Сами Хедира, поэтому в этих матчах описанный нами треугольник размещался вершиной к воротам Нойера – все же Хедира гораздо более атакующий футболист, чем заменивший его из-за повреждения Крамер.
И все же при обоих построениях ключевой для Бундестима в центре поля была фигура Крооса. Потрясающий универсализм новичка Реала позволяет ему в равной степени преуспевать и в оборонительной, и в атакующей работе, но как Лев убедился после товарищеского матча со шведами, с ролью единственного опорного полузащитника Кроос все же не справляется. А вот сотрудничество со Швайнштайгером и Хедирой сделало его показатели просто таки фантастическими: именно воспитанник Юппа Хейнкеса вел атаки бундестима. Поэтому и нет ничего странного в том, что Тони во время этого чемпионата мира называли плеймейкером сборной Германии.
Так вот, при схеме 4-3-3 с Кроосом вверху треугольника полузащиты и Езилом и Мюллером в роли вингеров разница между этим построением и самым популярным тактическим вариантом этого мундиаля 4-2-3-1, состоит только в функциях футболистов группы атаки. Грубо говоря, если бы Тони Кроос выдвигался бы вперед еще чаще, а Швайнштайгер и Крамер играли еще глубже, то схему, по которой Лев начинал финал чемпионата мира, тоже можно было бы назвать 4-2-3-1.
Однако дело в том, что последующий тактический переход и смещение на роль настоящего плеймейкера Езила наконец-то стало доказательством того, что одни только атакующие функции не могут сделать из футболиста типажа Крооса чистого креативщика по примеру Езила. В то же время в финальном матче мы убедились в том, что эти два футболиста могут выходить в составе Манншафта вместе, играя на наиболее комфортных для них позициях и принося при этом немецкой команде пользу. А еще эта игра подтвердила, что спрос на так называемых "футболистов, играющих на чистых мячах" в виде Месута Езила, пока остается довольно серьезным. Даром, что ради этого футболисту Арсенала пришлось отбегать свое на бровке.
P.S. В комментариях к этому материалу вы можете высказать свое мнение по поводу тактических инноваций бразильского чемпионата мира, а также дополнить наш список другими тенденциями.
Использованы фото Getty Images