Выходцев из стран Восточной Европы довольно сложно увидеть в самых высоких мировых сериях. Первым серьезный скачок сделал Роберт Кубица (чеха Томаша Энге с его тремя гонками и нулем очков за Прост можно не считать), который не просто попал в королевский класс, но и очень прочно закрепился в нем - довольно сложно представить нынешнюю Формулу-1 без его участия. Но Польша, как мы привыкли считать, - немного "не та" Восточная Европа. "Своими" по духу мы считаем выходцев из бывшего СССР. С ними в Больших Призах еще большие проблемы. Только в уходящем году состоялся полноценный дебют российского пилота Виталия Петрова. На пороге в Формулу-1 находится и Михаил Алешин, который в этом году сделал самый значимый шаг, но пока новостей от нег не поступает. В той же серии с ним гонялись Мове, Небылицкий (оба - Россия) и Пентус (Эстония). Лучшим из них оказался горячий эстонский парень, но речи о Формуле пока и близко нет.
А вот с Украиной получается не такая веселая история. Да, на международной арене нас можно увидеть в Ралли (Юрий Протасов участвовал в этом году в Чемпионате Европы, Аскания Рейсинг ездила на этап Чемпионата мира в Турции), кольцевых гонках (прежде всего речь идет о плотном участии команды Tsunami RT в классе VLN), но вот с теми самыми "гонках машин с открытыми колесами" (в английском варианте это более мелодичное название - open-wheels) - не сложилось.
Хотя... В последние годы был один пилот, который довольно уверенно шел "формульной тропинкой", но в 2010 году, к сожалению, нигде не выступал. Таковы реалии и ничего с этим не поделаешь (прежде всего - финансы, которые поют романсы). Имя нашего героя: Сергей Сергеевич Чуканов. Сейчас мы познакомим вас с его достижениями.
Родился уроженец Днепродзержинска 29 апреля 1988 года. По словам отца Сергея Чуканова-старшего, особой любви к гонкам в возрасте 4-х лет у него не было. Да и какая любовь могла быть в те времена в нашей стране? Чуканова-младшего буквально силой в девятилетнем возрасте усадили в самодельный карт, и результат не заставил себя ждать. В первой гонке он показал достойный результат, а чуть позже пришли победы. Первую из них Сергей добыл на этапе Кубка Украины в Полтаве в 1998 году. Это было лишь начало, поскольку в итоге "Чука", как он себя называет, стал пятикратным обладателем Кубка Украины. И это притом, что параллельно он успел стать четырехкратным чемпионом Украины.
Вообще, картинговая карьера для Сергея прошла сверхудачно. Кроме обширной коллекции национальных трофеев, он стал вице-чемпионом России, а так же провел несколько отличных гонок в Европе. Одна из них состоялась зимой 2005 года - Winter Cup. Эта гонка была организована для того, чтобы пилоты в зимний период не растеряли свою форму - туда съезжались гонщики со всей Европы. В квалификации "Чука" показал второе время, в полуфинале был вторым, но в финале сошел из-за технических проблем, когда все так же ехал на втором месте.
Но самая значимая из его картинговых гонк была проведена в конце лета того же года в Италии. Это был финальный этап Чемпионата Европы, в который попадали лучшие 24 пилота из своего региона. Наш герой выступал в северной серии (в основном этапы проводились в Скандинавии) и с прочной позиции попал в главный финал года. Вот там и состоялась сенсация.
Сергей Чуканов выиграл первые квалификационные заезды! На уши был поставлен весь картинговый мир. Затем были отборочные гонки. Перед третьей Чуканов занимал первую позицию, но, к сожалению, из-за поломки откатился на 14-е место после трех этапов. Этого хватило для выхода в полуфинал, где Сергей снова продемонстрировал свои лучшие качества и вышел на проходящую в финал позицию. В последнем заезде наш герой стал пятым, но мог бы быть и четвертым, если бы опять не подвела техника. После таких успехов Сергей стал Пилотом Года в России (среди его соперников были пилоты КамАЗ и Михаил Алешин).
В 2006 году началась "взрослая" карьера. Сергей стал членом команды Лукойл Рейсинг, которая была и остается топовой командой на просторах СНГ. Первый его шаг - скандинавская и швейцарская серии Формулы Рено 2.0. В тот год Сергей был напарником Сергея Афанасьева (недавно он давал интервью нашему сайту, которое вы можете прочитать
здесь) и был явно слабее. Украинцу довелось постепенно изучать поведение болида, но делал он это довольно быстро - в конце сезона он на одном этапе дважды поднялся на подиум, хотя и завершил швейцарский чемпионат на итоговом 14-м месте (к слову, из-за трагедии в Ле-Мане в 1955 году, гонки швейцарской Формулы Рено проводились во многих местах, но только не в Швейцарии - там действует запрет на гоночные соревнования).
В 2007 году Лукойл Рейсинг потребовался сильный гонщик в России, и выбор пал на Сергея. В классе Формула-1600 в российском чемпионате Сергей занял третье место. Казалось, что это не очень хорошо, но во вмном такой исход предрешили проблемы с шинами по ходу сезона.
«Мы не связываем переход нашего гонщика в российскую серию с каким-то недовольством со стороны команды его европейскими результатами, - рассказывал тренер и менеджер пилота, Сергей Чуканов-старший, - Просто Лукойл Рейсинг необходимо было иметь тут на родине своего сильного представителя. Лучшей кандидатуры, чем Сергей, у команды не было. Хотя, конечно, на первых порах нам было жаль расставаться с европейским кольцом - все-таки с точки зрения чистого спорта уровень борьбы в российской Формуле 1600 уступает накалу в европейской серии».
В 2008 году у Сергея появился еще один спонсор - компания по производству энергетических напитков Rhino's. Благодаря совместным усилиям с Лукойлом (и, конечно же, личных инвестиций) Чуканов начал выступать в немецкой серии Формулы-3 ATS Cup. Первая же гонка не принесла хорошего результата, но в зачете новичков Сергей оказался вторым. Позже он был в первой пятерке среди новичков, но из-за частых проблем не сумел побороться за более высокие места. Однажды он вылетел в повороте и его машина перевернулась. К счастью, в тот момент все обошлось. В общем зачете Чуканов финишировал на 13-м месте, но это было лишь затишье перед бурей.
В следующем сезоне Сергей начал выступать за российско-грузинскую команду Артлайн Стромос. 2009 год стал годом прорыва Сергея. В классе Трофи (машины более старого образца), в котором выступал украинец, Сергей не(!) выиграл лишь четыре гонки в сезоне из 18! Т.е. лучшим он оказался в целых 14-ти! И, надо сказать, все они были добыты в уверенном стиле - у соперников буквально не оставалось шансов.
Казалось, что такие результаты дадут возможность Сергею начать выступления в более высоком классе, но вмешалась другая составляющая - финансы. Семейный бюджет не смог полностью потянуть выступления Сергея, а дополнительных спонсоров найти так и не удалось. Весь этот год украинец просидел без наката, что очень важно, но еще не все потеряно. Надеемся, в следующем году ситуация изменится.
P.S. В ближайшее время читатели нашего сайта смогут задать все их интересующие вопросы непосредственно Сергею.