Ровно через месяц, 13 сентября, гонкой в Пекине откроется дебютный сезон нового чемпионата мира под эгидой ФИА, получившего название Формула-Е. Какое будущее ожидает это соревнование? Быстрый прогресс — или, напротив, скорое забвение? Попытаемся очертить, хотя бы примерно, контуры нарождающегося первенства.
Близость названий позволяет провести параллели, пусть и в большей степени формальные, с Формулой-1. Когда в 1950 году Международная автомобильная федерация основала чемпионат, который и по сей день остаётся главным в мире автоспорта, она лишь совершила действие, которое уже давно напрашивалось. Соревнования Гран-при к тому моменту уже были широко известны во всём мире, несмотря на низкий уровень средств коммуникации тех лет, и имели стойкий круг поклонников. В случае с Формулой-Е дело обстоит иначе: гонки автомобилей с электродвигателями пока ещё в диковинку, и как воспримут новый чемпионат болельщики, по большому счёту, не знает никто.
Соревноваться спортсмены будут не на стационарных автодромах, а на уличных трассах. И этому есть вполне разумное объяснение. Классические автодромы "заточены" под гораздо более быстрые болиды, и несколько более медленные машины Формулы-Е будут выглядеть на них неуместно и даже комично. Представьте себе ситуацию: выезжает болид на длинную прямую где-нибудь в Бахрейне и задолго до её окончания упирается в верхний порог скорости. Согласитесь, что в таких условиях гонка разобьётся на множество мелких отрезков, вследствие чего цельность восприятия, заставляющая зрителей не отрываться от телеэкранов, будет нарушена.
Однако прогресс не стоит на месте, и не исключено, что через несколько лет инженеры разработают более совершенные батареи, которые смогут подтянуть болиды Формулы-Е если не до Формулы-1, то хотя бы до уровня молодёжных серий. Вот тогда и полюбуемся на "электрические" гонки в Сильверстоуне, Спа, Монце...
А как же тесты в Донингтоне, спросите вы? Самый что ни на есть классический автодром. Замечание справедливое, но цель этих тестов была не в том, чтобы достичь максимальной средней скорости на круге, а в том, чтобы команды ознакомились с принципами функционирования базовых систем болида, разобрались с первичными неполадками, возникновение которых неизбежно... А для этого подходит любая трасса с качественным покрытием. Можно было, конечно, организовать и "уличные" тесты; да только какой градоначальник даст на это разрешение?
Сами же организаторы напирают на то, что улица — идеальное место для электромобиля как такового. Крупные города задыхаются от дыма, производимого современными автомобилями, и замена традиционных двигателей на электрические в любом случае улучшит качество воздуха.
В области рекламы нового соревнования ФИА проделала (и продолжает это делать) отличную работу и привлекла к участию немало интересных пилотов. Себастьян Буэми, Бруну Сенна, Ярно Трулли, Ник Хайдфельд, Хайме Альгерсуари — все они небезуспешно выступали в Формуле-1, а Трулли даже выигрывал Гран-при Монако. Символично, что большая часть гонок пройдёт за пределами старушки Европы, хотя финиширует чемпионат всё-таки в нашей части света. Наибольший интерес, как нетрудно догадаться, вызывает "э-При" Монако, который пройдёт в середине мая 2015 года. Главной же особенностью дебютного сезона станет то, что впервые в истории автоспорта чемпионат начнётся осенью, а закончится в середине лета. (К подобному формату может перейти и WEC; в таком случае сезон будет венчать знаменитый суточный марафон в Ле-Мане.)
Ну и, наконец, концептуальный вопрос. Автор глубоко убеждён, что использование химической энергии топлива, извлекаемой посредством двигателя внутреннего сгорания, в XXI веке является чистым варварством. К сожалению, серийный выпуск электромобилей на данном этапе находится в зачаточном состоянии, так что целый "электрический" чемпионат можно только приветствовать. Наивно надеяться, что именно Формула-Е станет катализатором перехода от нефти к электричеству, но предвестницей "весны" ей стать вполне по силам.
Что дальше? Формула-А? Иногда так хочется помечтать...