Наверное, за всю историю Формулы-1, сезон 2010 года можно назвать самым захватывающим. Как это часто бывает, Эдриан Ньюи смог построить великолепное шасси RB6, которому не было равных в аэродинамике, а вот двигатель Рено все-таки оставлял шансы другим командам.
Этим и воспользовались двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, проводивший первый сезон в составе Скудерии Феррари, а также два Макларена - Льюис Хэмилтон, всегда рвущийся в бой, и Дженсон Баттон, желающий защитить свой титул, правда, в составе новой команды. Но, как бы странно это не звучало, честь сыграть финальный аккорд выпала российскому дебютанту Королевы автоспорта - Виталию Петрову. Но, обо всем по порядку...
Сезон действительно выдался потрясающим. Чего только мы не видели – тактическая борьба в Венгрии с победой Уэббера, командная стратегия Феррари и победа в Германии Алонсо, дожди в Китае и Японии, спутавшие карты абсолютно всем, полет Уэббера в Валенсии, многочисленные стычки партнеров по команде... Что там говорить, если к предпоследней гонке в сезоне, проходившей на солнечном Интерлагосе, на чемпионский титул претендовало 5 человек. И кто знает, если бы Дженсон Баттон не подвергся вооруженному ограблению, которое явно подкосило британца, может такую же борьбу мы увидели бы и в Абу-Даби.
А так лидером чемпионата к гонке подходил Фернандо Алонсо с активом в 246 очков, ближайшим его преследователем были два пилота Ред Булл Марк Уэббер с 238 очками и Себастьян Феттель с 231. Замыкал пятерку претендентов Льюис Хэмилтон, но его шансы были скорее теоретические, чем практические, ведь на деле он уступал Нандо 24 очка.
Ясное дело, важность гонки внесла сою лепту в характер пилотирования лидеров, ведь на кону стояло многое. Возможно, сработала так называемая "чистая сторона трека", а может два Макларена были лучше готовы к старту, но факт остается фактом — Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон стартовали лучше чем их прямые конкуренты по стартовой решетке. Правда, если Дженсону удалось пройти испанца, то Льюис решил не рисковать, уступив в конечном счете первую позицию немцу.
И если до старта гонки все рассуждали, как Феттель сможет помочь Уэбберу в борьбе за титул, то уже после первого поворота все кардинально поменялось. Алонсо шел четвертым, а Марк преследовал его и в случае обмена позициями — лидирующий в гонке Ред Булл Себа перемещался на первую строчку чемпионского зачета. Но недолго пришлось всем заниматься подсчетами, ведь случилась страшная авария...
Два болида Мерседес входили очень плотно в один из поворотов Яс Марины. Как назло произошел небольшой контакт между Шумахером и Росбергом, и машину семикратного чемпиона развернуло. Самое прискорбное, что разворот Шумахера случился практически на месте, а позади двигалась львиная часть пелотона. Некоторым болидам удалось увернуться от Мерседеса, но Витантонио Льюци въехал нос в нос. Машину итальянца и голову немца отделяли считанные миллиметры, слава Богу, все обошлось.
Моментальная реакция Чарли Уайтинга, и на трассе появляется машина безопасности. И, наверное, самым интересным смотрелось решение нескольких пилотов, среди которых и Виталий Петров, поехать сменить шины на более жесткие, таким образом сделать ставку на один единственный пит-стоп после первого круга гонки!
Не знаю чем думал Андреа Стелла, ведь рецепт испанца, чей успех зависел только от него самого, был достаточно прост — скопировать тактику идущего впереди Феттеля и не пропустить вперед второй Ред Булл австралийца. Но, наверное, все карты Скудерии спутал зашедший в конце 12 круга в боксы Марк Уэббер. Еще было не ясно, дает ли более ранний пит-стоп некое преимущество, потому Стефано Доминикали отдал приказ зазвать в боксы Фелипе Массу. Бразилец, до этого шедший за Марком, так и выехал позади него.
Наверное, арабская жара стукнула в голову руководству Феррари, и они зазвали для смены шин и испанца. Если бы Алонсо остался на трассе, он смог бы нарастить отрыв от преследователей и выехать из боксов на своем четвертом чемпионском месте, но, как известно, история не терпит сослагательных наклонений. На первый взгляд решение не столь и провальное, ведь Алонсо выехал из боксов аккурат перед Ред Буллом. Тем не менее, до этого не заезжавшие на пит-лейн машины Кобаяси, Кубицы и Сутиля тормозили весь пелотон, дав оторваться тройке лидеров, которая после пит-стопов оставила за собой свои места. А вот впереди испанца вырос Рено Виталия Петрова.
Дело в том, что для россиянина борьба в турнирной таблице давно была окончена, как собственно и для Рено. Все сразу предположили, что испанец в течении ближайших кругов оставит Виталия позади. Но алая Феррари все никак не могла пройти желтый Рено. Но для Петрова все же был стимул — остаться в Формуле-1. Дело в том, что Виталий на момент проведения Гран-при еще сидел без контракта. Да, ходили разговоры о том, что Булье серьезно рассчитывает на Петрова, и на следующих выходных собирается лететь в Москву для заключения договора.
Но это были лишь разговоры, к тому же финансовые проблемы россиянина только подбрасывали дров в топку. Это все только мотивировало Петрова хорошо выступить на заключительном этапе. После гонки пилот Рено скажет довольно банальную, но от того не менее значимую вещь: "Я просто делал свою работу".
А на деле получилась фантастическая вещь. Болид Скудерии не то что не мог превзойти машину Рено в скорости, но на некоторых участках трассы даже уступал. Получилось затяжное преследование россиянина, с обозначением условного прессинга. На двадцать третьем круге Алонсо попытался опередить россиянина, но обгон не удался, и испанцу пришлось срезать шикану.
С каждым кругом шины испанца становились все хуже, а надежды стать чемпионом гасли с каждым поворотом. Петров так и оставил Феррари позади себя, Алонсо финишировал всего на 7 месте, в то время как Себастьян Феттель смог защитить лидерство от двух Макларенов. Для Феттеля это была не просто победа, впервые в сезоне ему удалось дважды финишировать первым, впервые в сезоне он возглавил чемпионскую гонку. И случилось это в самый подходящий момент – на последнем этапе 2010 года.
Многие скажут, что самой важной гонкой для Виталия Петрова является Гран-при Австралии 2011 года, когда он поднялся на подиум. С большой долей вероятности оно так и есть. Но для истории Формулы-1 более важную роль сыграла его борьба с Фернандо Алонсо. Да, Петров не продемонстрировал феноменального пилотажа, он просто умело защищался и не допускал ошибок. А это, в свою очередь, принесло первый из четырех титулов Себастьяна Феттеля.
Использованы фото Getty Images