Всего лишь год назад гонка в Сильверстоуне в моральном плане проходила очень тяжело. Во-первых, у этого трека заканчивался контракт с Берни Экклстоуном и тот этап должен был стать последним в истории. Зрители забили трибуны до отказа, и Дженсон Баттон не должен был жаловаться на отсутствие поддержки. Во-вторых, над всей Формулой-1 нависла сумасшедшая угроза - в самом разгаре был скандал между ФОТА и ФИА. Тут не только Сильверстоун мог распрощаться с Ф-1, но и Ф-1 могла всем сказать "пока-пока". А компромиссов долгое время не было и выглядело все действительно ужасно. Вот и появились в 2009-м году на трибунах плакаты болельщиков, которые не собирались зацензуривать некоторые слова...
Прошел год – и очень многое изменилось. Конфликт начал забываться и о нем вспомнят только тогда, когда большие люди вновь начнут пересчитывать деньги. А Гран-при Великобритании вновь пройдет в Сильверстоуне. Причиной тому стали финансовые проблемы организаторов ГП в Донингтоне. Долгое время была неясность с этим вопросом и, в конце концов, контракт был заключен, но с Сильверстоуном. Теперь минимум до 2017 году не будет никаких перемещений по стране - легенды должны жить.
Медленно запрягли и быстро поехали
История автоспорта в Великобритании берет начало с их запрета в начале ХХ-го века. Не любили тогда британские правители гонки, и долгое время их проводили или подпольно, или... в Ирландии. Именно в этой "зеленой" стране прошли первые серьезные соревнование, и именно оттуда пошла мода красить британские автомобили в зеленые цвета. Со временем запрет был снят и в 1926 году Хенри Сигрэйв - победитель ГП Франции в 1923 году - организовал гонку под Бруклендсом. В гонке принимали участие только британцы и французы, победителем стал один из последних. А в следующем году здесь была проведена еще одна гонка, которая стала последней в довоенный период - пока Британия серьезно не втянулась в автоспортивный мир.
После Второй мировой войны мир зажил по-другому, и то же самое пыталась проделать Британия. Теперь они не отставали в развитии гонок и в 1948 году провели Гран-при в Сильверстоуне. Площадкой на этапа стал военный аэродром, который ранее служил домом для бомбардировщиков. Первая трасса включала в себя две скрещенные посадочные полосы (они хорошо видны и в наше время) и несколько соединяющих их участков. Конечно, львиную долю участников процесса составили коренные жители, но на этот раз этап был многонационален. Победителем гонки стал Луиджи Виллорези на Мазерати, а за ним на финиш приехал его коллега по команде Альберто Аскари.
На следующий год организаторы отказались от перекрещенных взлетно-посадочных полос, и трасса получила конфигурацию, которая стала основанием до наших дней - практически это был прямоугольник, но у него было два изгиба на длинных прямых. Организаторы провели гонку на отлично, и в следующем году в Сильверстоуне состоялся первый этап чемпионата мира в истории. Состоялось это 13 мая 1950 года - день, который навсегда останется в истории. Тогда выиграл Нино Фарина, который оказался лучшим среди гонщиков Альфа-Ромео, которой не было равных в той гонке. Главным его соперником был Фанхио, но тот улетел в тюк сена (да, тогда были такие романтические методы безопасности) и повредил радиатор, что привело к сходу из-за перегрева двигателя. А третьим членом команды был Фаджиоли, который отстал от победителя двухчасового марафона всего на две с половиной секунды.
Герои Сильверстоуна
В конце года 1950 года Фарина стал чемпионом, но в дальнейшем на Гран-при Великобритании далеко не всегда побеждали будущие чемпионы. После Нино по две победы одержали Альберто Аскари и Хосе Флориан Гонсалез. Для аргентинца это было уникальное достижение, ведь эти две победы стали для него единственными в карьере - редкий случай в истории. А в 1955 году, в тот самый ужасный для автоспорта период (имеется ввиду авария на 24 часах Ле-Мана, унесшая более 80-ти жизней) этап в Британии посетил трассу в Эйнтри и первым победителем здесь стал британец Стирлинг Мосс - один из самых знаменитых нечемпионов.
Начиная с этого момента, Гран-при Великобритании проводился по системе ротации. Главным автодромом оставался Сильверстоун, но каждый год его сменяла другая трасса. До 1962 года это был трек во все том же Эйнтри, а затем его заменил знаменитый автодром в Брэндс-Хетче. И так продолжалось до 1986 года, пока Сильверстоун не закрепил за собой исключительное право на проведение Гран-при. Главной звездой в этот период стал Джим Кларк, который в период с 1962-го по 1967-й год одержан на этом этапе пять побед. Его серию побед в 1966 году прервал "антипод" Джек Брэбхем, которому вновь удалось построить уникальный болид, и у его соперников было не очень много шансов. А в первой половине 1968 года Джима Кларка не стало…
После этого его рекорд по количеству побед в Британии смог лишь повторить Ален Прост. В отличии от Кларка, который добывал свои победы исключительно за рулем Лотус (глобальное уважение к Колину Чепмену, который по сути и раскрыл его талант), Профессор выигрывал Гран-при Великобритании на четырех машинах: Рено, Макларен, Уильямс и Феррари. Это невероятное достижение, ведь Найджел Мэнселл добывал свои четыре победы исключительно на Уильямс - британской машине, как и у Кларка (это сейчас Лотус стал малазийским...).
Но Биг Мусташ запомнился не только этим. Вернее, совсем не этим. В 1991-ом и 1992-ом он побеждал в чемпионском стиле (правда, чемпионом стал лишь раз), но больше всего запомнились его круги почета. Сначала он подвез до боксов Сенну, у которого посреди трассы закончился бензин, и тот не смог закончить последний круг (классифицировался он пятым, но имел все шансы быть вторым). А в следующем году победу Мэнселла разделили тысячи фанов, которые высыпали на трассу после взмаха клетчатого флага. Это было целое море безумной толпы. Пилоты едва добрались до боксов, а Найджела и вовсе заблокировали... Когда Биг Найдж добрался до подиума (на это ушло приличное количество времени), то его радости не было предела - британцы готовились к тому, что чемпионом мира вновь станет их родной парень.
Это было совсем вчера
После Мэнселла главным героем стал Михаэль Шумахер, который в Сильверстоуне победил трижды. Также немцу удалось сделать поворот "Stowe" очень знаменитым, ведь именно здесь в 1999-м году он получил двойной перелом. Случилось это на старте гонки. Михаэль пропустил вперед Эдди Ирвайна и был крайне огорчен этим. На Ангарной прямой - той, что перед Стоувом - немец не мог представить себе, что его напарник упрется с пошел в атаку. Увы, но в тот момент у него отказала тормозная система и но на полной скорости врезался в слой отработанных покрышек. Ни Эдди, ни Михаэль в тот момент не знали, что на стартовой заглохло две машины и были вывешены красные флаги - командный мостик Феррари просто не успел предупредить своих пилотов.
А в следующем году Гран-при запомнился потопом. Этап был перенесен на апрель, и это было очень ошибочным решением - в Британии был сезон дождей (вообще, он у них круглый год и меняется только интенсивность осадков). Это доставило организаторам огромные проблемы - просто так простить такое было сложно. Толпы болельщиков вынуждены были бросать свои машины непонятно где и практически вплавь добираться до трассы. К счастью, такого больше не повторялось - организаторы правильно отреагировали на ультиматумы со стороны ФИА и улучшили качество услуг. К тому же, Гран-при вновь перенесли на летний период.
Все это время трасса в Сильверстоуне постоянно менялась. Основание оставалось прежним, но очень часто вносились коррективы. То изгиб поворота поменяют, то шикану новую построят. Но в этом году произошли очень серьезные изменения - между поворотами Эбби и Бруклэндс был построен новый участок трассы, который назвали "Арена". Увеличилась протяженность трассы, но новый участок выполнен в стиле Сильверстоуна - вместе с новыми поворотами на трассе теперь есть еще одна прямая, в конце которой есть хорошая возможность для атаки. Все это на руку тем, кто начал использовать воздуховод. Его придумали совсем недавно, но он уже крайне необходим на некоторых этапах. Таким образом, у Макларена хорошие шансы на то, чтобы сделать дубль на домашнем этапе.
Гран-при Великобритании. Статистика:
Количество кругов - 52
Длина круга - 5,900 км
Победители последнего десятилетия:
2000 - Дэвид Култхард (Макларен)
2001 - Мика Хаккинен (Макларен)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Хуан-Пабло Монтойя (Макларен)
2006 - Фернандо Алонсо (Рено)
2007 - Кими Райкконен (Феррари)
2008 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2009 - Себастьян Феттель (Ред-Булл)