Всего через одну неделю после Гран-при Германии состоится следующий этап - на этот раз Большой Цирк будет принимать Венгрия и ее хорошо известный Хунгароринг. Да, это одна из самых скучных трасс в календаре Формулы-1, но дальше будет еще скучнее - чемпионат мира уйдет на 4-недельный перерыв. В те дни гонщики и механики получат передышку, но сейчас предстоит проделать тяжелую работу над тем, чтобы не потерять важные очки.
Венгерский этап - скучный, но без него стало не возможным представить полноценную Формулу-1. Это своеобразное исключение из правил, если можно так сказать. Правда, следует уточнить - этот этап важен для нас, а не капиталистического мира. В 1986 году Формула-1 перешагнула через железный занавес, и этап поселился в Будапеште. Правда, была этому интересная предистория.
Go East, this is what we're gonna do, Go East
Берни Экклстоун в начале 80-х уже вовсю размышлял над тем, как сделать королевские гонки более привлекательными и популярными. Сначала много сил было брошено на запад - США Ф-1 начала навещать очень часто, заполоняя улицы центральных городов. Сложнее было с востоком. По ту сторону баррикад был СССР с ее известной всем идеологией, и в один момент, так показалось сперва, прорвало. В 1982 году нынешний руководитель FOM достиг договоренностей с правительством наибольшей страны в мире (в конкурентах были также Югославия и Китай) и вот-вот должен был состояться первый этап за железным занавесом. Тому прямым образом поспособствовала Олимпиада в Москве (не помешала даже ее скандальность) - Берни подумал, что неплохо было бы продолжить внедрять капитализм в СССР. С постройкой трассы также невозможно было возникнуть вопросов - планировалась гонка по улицам Москвы.
Но эта идея так и осталась неосуществимой – новая власть в лице Андропова не захотела развивать идею, и этап в Москве был отложен на неопределенный срок (на недавнем моторшоу в Москве, где принимали участие Петров и Баттон, был снова объявлен план московской трассы). Экклстоун после этого не хотел сдаваться, и тут в самый подходящий момент поступила новая идея - Будапешт согласился принять этап. Изначально планировалось построить трассу в самом большом парке столицы Венгрии - Неплигет, с которым связана неизвестная история Гран-при Венгрии. Именно здесь 21 июня 1936 года состоялся первый венгерский этап, который выиграл Тацио Нуволари - один из лучших гонщиков довоенной эпохи. Увы, но тогда история на этом закончилась - вскоре началась война, после которой в Венгрии по политическим мотивам было не до гонок.
Когда все начиналось
В итоге гонка в Неплигете так и осталась единственной. Власти города отказались строит автодром в черте столицы, но нашлось местечко в километрах 20-ти на северо-востоке от Будапешта. Трасса была построена очень быстро. Можно сказать, что и здесь приветствовался принцип "пятилетка за три года" - автодром был построен всего лишь за полгода. Наверное, быстрее строились только городские трассы. И построен был, как поначалу казалось, интересный автодром, где гонщикам предоставлялась возможность проявить свои лучшие качества - здесь было много поворотов различного радиуса, а прямые были не очень длинными.
В 1986 году еще не было очевидным то, что эта трасса обречена быть скучной - во второй половине 80-х здесь драки устраивала "четверка чемпионов" - Мэнселл, Пике, Просто, Сенна. Была у них и техника другая - тогда она была не очень безопасной, но обгонять было заметно легче. На первом же этапе настоящее чудо удалось сделать Нельсону Пике. Бразилец долго пытался пройти Сенну и таки обошел его - сделал он это в первом повороте, уведя свою машину в занос. Через три года Сенна вновь был повержен, но на этот раз его укротителем стал Мэнселл. В момент обгона Айртон уткнулся в кругового и британец мигом воспользовался этой оплошностью.
А вскоре трасса стала очень подходящим местом для дебютной победы в чемпионате - Дэймон Хилл в 1993, Фернандо Алонсо в 2003, Дженсон Баттон в 2006 и Хейкки Ковалайнен в 2008 впервые в своей жизни поднялись на верхнюю ступеньку подиума. В свою очередь Хилл мог здесь оформить и последнюю свою победу, но в 1997 году на последнем круге его подвела скромная техника Эрроуз и победа досталась Вильнёву. А Дженсон Баттон тому успеху обязан погоде - в ту пору Хонда была далеко не в фаворитах, но над ней сжалились хляби небесные, которые разверзлись в самый подходящий момент. К слову, это была единственная дождевая гонка в истории венгерского этапа.
Наше время
Прошлогодняя гонка вошла в историю отнюдь не результатом. На квалификационной сессии Фелипе Масса попал в серьезнейшую аварию. Он ехал позади Рубенса Баррикелло, и в самый неподходящий момент из болида Браун выскочила 800-граммовая пружина, которая по какому-то непостижимому совпадению попала в шлем Фелипе - бразилец в тот момент ехал со скоростью 300 км/час. Массу увезли в госпиталь, где он перенес тяжелую операцию. К счастью, все обошлось - Фелипе смог восстановится и сейчас радует своим выступлением.
Что же касается самой гонки, то тогда победил Хэмилтон - впервые в том сезоне победил болид с КЕРС на борту. Но тогда Макларен привез на Гран-при незаметную обновку - переднее антикрыло получило боковые отводы. Это новшество было на Браунах еще в Австралии, но тогда все внимание было обращено на диффузор и болельщики всего мира не готовы были обсуждать незначительные изменения в аэродинамике...
Теперь же имеет вес другое новшество - выдувной диффузор. В Венгрии он будет иметь значительный вес. Макларен успел его внедрить - в Великобритании он был использован только на практике, а в Хоккенхайме им уже вовсю пользовались. Теперь будет интересно понаблюдать за тем, как эффективны разработки Макларен в этой сфере, ведь воздуховод в Венгрии не будет давать значительного перевеса (снова параллель с прошлым сезоном, где на место воздуховода можно поставить КЕРС - и там и там малое преимущество на коротких прямых).
Венгрия для многих будет ключевым этапом. Если заметного прогресса здесь не удастся добиться, то после августовского перерыва можно сосредотачивать силы на следующем сезоне. Правда, это не касается тех, кто будет бороться за чемпионство и за спонсоров.
Гран-при Венгрии. Статистика:
Количество кругов - 70
Длина круга - 4,381 км
Рекорд круга в гонке - 1:19,071 Михаэль Шумахер (2004)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Мика Хаккинен (Макларен)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2003 - Фернандо Алонсо (Рено)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Дженсон Баттон (Хонда)
2007 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2008 - Хейкки Ковалайнен (Макларен)
2009 - Льюис Хэмилтон (Макларен)