Судный день

08 сентября 2010, 09:06
| Дмитрий Левчук, iSport.ua
Сегодня состоится суд над Феррари. iSport.ua представляет ретроспективу осуждения командной тактики.
Судный день Сегодня состоится суд над Феррари. iSport.ua представляет ретроспективу осуждения командной тактики.
Reuters
Гран-при Германии 2010 года до сих пор не закончился. Тогда победил Фернандо Алонсо, но испанцу очень сильно помог Фелипе Масса. Бразилец лидировал в гонке, но Роб Смэдли, его гоночный инженер, вышел с ним на радиосвязь и сообщил: "Алон-со быст-рее те-бя. Ты можешь подтвердить, что понял эту информацию?" Фелипе понял это так - ровно через круг он сбросил скорость на разгоне и пропустил коллегу по команде вперед.

После этого судьи оштрафовали команду на 50 тысяч долларов и было объявлено, что состоится суд, где будет рассмотрено, применили ли в Феррари командную тактику. С первого взгляда все просто - в известном выражении запятую следует поставить после слова "казнить", но так ли все просто? Для начала пролистаем историю, а затем попробуем спрогнозировать решение ФИА.

Формула-1 существует более 60-ти лет, и более трех четвертей этой истории вопросы командной тактики вообще не волновали. Началось все с абсолютно непозволительных вещей в нынешние времена. Доходило до того, что, когда у первого номера команды ломалась техника, второго пилота останавливали и отдавали машину фавориту. Тогда очки делились поровну между двумя пилотами и если сейчас взглянуть на статистику, то нередко можно увидеть, когда за победу начисляли всего четыре очка. Но время шло, популярность Формулы-1 возрастала, и внимание зрителей становилось более требовательным.

90-ые годы - новая эра в Формуле-1. Именно за этот период она с головой нырнула в бизнес и пока оттуда не выбралась. Это отразилось на многих вещах, в том числе - отношение к командной тактике стало жестче. Ярчайший пример 90-ых - дуэт Ирвайна и Шумахера-старшего. В своей биографии Эдди поведал о том, что в команде даже существовал специальное радио-извещение - инженер Ирвайна выходил с ним на связь и говорил лишь одно слово: "Михаэль". Именно так случилось в дебютной гонке 1996-го года, когда и Эдди и Михаэль выступали за Феррари впервые. Так длилось долго, и закончились эти отношения в 1999 году, когда именно Шумахер выполнял роль второго номера (было и такое, а виной тому – авария в Сильверстоуне). А за два года до этого было принято первое ключевое решение, которое повлияло на нынешнюю ситуацию.

На Гран-при Европы 1997 года (читайте подробный рассказ об одной из самых значимых гонок в истории Ф-1 здесь

http://isport.ua/auto/f1/news/101979.html

и здесь

http://isport.ua/auto/f1/news/102086.html

) произошло интересное событие. Перед последним кругом дистанции тройка лидеров выглядела так: Вильнёв, Култхард, Хаккинен. А закончилось все ровно наоборот - сначала Култхард пропустил Хаккинена, а затем Вильнёв подарил Макларену дубль. Позже эти результаты оценивали судьи на пример того, что между Макларен и Уильямс могла быть договоренность подстроить результаты гонки. Этого не было доказано, но было вынесено знаковое решение - радио-переговоры должны стать общедоступными. Для нас важно именно это, а не то, что Рон Дэннис настоятельно рекомендовал Култхарду пропустить Хаккинена.

Слова босса команды Макларен ушли в тень разбирательства с Михаэлем Шумахером, да и не существовало тогда крайне жесткого осуждения таких действий. Ничего не было сказано и после Гран-при Австрии 2001 года, когда Баррикелло пропустил Шумахера на второе место. На тот момент Михаэль вел плотную борьбу с Култхардом в чемпионате, и какое-никакое оправдание у того поступка было. Но через год произошло то, что имеет прямое отношение к сегодняшнему заседанию Мирового Совета.

12 мая 2002 года на Гран-при Австрии Рубенс Баррикелло вышел лидером из последнего поворота и... пропустил Шумахера. На подиуме Михаэль уступил ему верхнюю строчку, отдал кубок, но публика все равно не была в восторге. За несколько кругов до финиша камеры показывали больше командный мостик Феррари, чем борьбу на трассе, и не зря. Именно там решился исход гонки и именно оттуда поступил приказ Рубиньо - либо отдавай победу, либо уволим. Приблизительно так же Деннис пятью годами ранее угрожал Култхарду (по крайней мере, существует такая версия – несмотря на то, что сам Дэвид после той гонки говорил обратное, что пропускал Мику по собственному решению и со спокойным сердцем), но именно в Австрии Жан Тодт перешел все границы. Зачем это было сделано - главный вопрос, который до сих пор остается без ответа.

26 июня состоялось заседание ФИА и Феррари наказали на один миллион долларов за нарушение правил поведения на подиуме. А командный приказ оставили без рассмотрения, поскольку в контрактах пилотов был пункт, который вынуждал гонщиков исполнять команды из боксов. 5 июля ФИА вынесла еще одно решение - была создана рабочая группа, которая работала над вопросом применения командных тактик. Даже обычные болельщики были допущены к дебатам - был создан специальный сайт. До 1-го сентября ФИА принимала все варианты решения этого вопроса, а затем последовало закрытое обсуждение.

28 октября состоялось очередное заседание ФИА. После него был выпущен пресс-релиз,

http://fia.com/resources/documents/921193258__28_10_2002_F1_Changes.pdf


где было много пунктов, которые касались Формулы-1. Среди изменения формата квалификации, практик, системы начисления очков и др. был и такой пункт: "Приказы команды, которые могут повлиять на результат гонки, запрещены". А чуть позже появился соответствующий пункт в спортивном регламенте, который на данный момент значится под номером 39.1.

После этого командная тактика стала более совершенной. Прямые приказы были запрещены, но выход был - имитация технических проблем и задержка на пит-стопе стали наиболее популярными методами. Это видели и понимали все, но закон запрещал именно командные приказы. Не запрещать же ехать в медленном темпе (ограничение минимальной скорости есть лишь на автобанах) или наказывать за ошибки с заменой колес. Казалось, что повторения Австрии-02 не случится, но все-таки примеры были.

После Гран-при Монако 2007-го года вновь пришлось разбираться в особенностях командных приказов. Льюис Хэмилтон приехал в Княжество в качестве лидера чемпионата, но Алонсо отставал всего лишь на два очка. Испанец стартовал первым, а Хэмилтон - вторым. Гонка так и закончилась, но осадочек остался. Во-первых, у Льюиса на старте было больше топлива, и он должен был проехать несколько кругов на свободной трассе, но провел лишь два таких круга. Во-вторых, после второго пит-стопа он поехал значительно быстрее Фернандо, догнал его и... в этот момент поступила команда из боксов - гонщикам приказали сбросить темп и сохранить позиции.

30 мая 2007 года - через три дня после гонки в Монако - состоялось заседание ФИА, на котором рассмотрели этот эпизод. Тогда посчитали,

http://fia.com/mediacentre/Press_Releases/FIA_Sport/2007/May/300507-01.htm

что тактика двух пит-стопов имела основания, более ранний заезд Хэмилтона на пит-стоп был связан с риском выпуска машины безопасностью на трассу, а приказ команды признали объективным, который позволил без непредвиденных последствий добыть дубль. Тогда в чемпионате было жарко, но в последствии оказалось, что Хэмилтону не хватило для чемпионства двух очков.

19 октября 2008 года состоялось еще одно значимое событие. Фелипе Масса на Гран-при Китая шел на третьем месте позади Кими Райкконена. На тот момент судьба чемпионского титула была не решена и два очка были как раз кстати. Финн начал терять темп и в итоге пропустил Фелипе на второе место. Тогда гонку выиграл Льюис Хэмилтон, но Масса потерял некритическое количество очков. Что примечательно, никаких действий со стороны стюардом не последовало. Не было и денежных штрафов, ни специальных заседаний ФИА. Радио переговоры также не были опубликованы, но, думаю, Кими Райкконен действительно сам все понимал (в 2007-м в Бразилии ему Масса подарил победу из-за "медленного" пит-стопа) и пропустил Фелипе.

И вот этим летом произошел очень похожий эпизод. Правда, было одно важное отличие - переговоры Смэди с Массой слышал весь мир. Этот разговор и является причиной разбирательства. Не будь его, то никто бы и не заикнулся - раз Фелипе решил, то спасибо ему за все, но он сам однажды был в такой же ситуации. Здесь же кроме "Фернандо быстрее тебя..." было и "Извини", которое Смэдли произнес после обгона Фернандо.

Теперь же предстоит выяснить правильность формулировки "Приказы (orders) команды, которые могут повлиять на результат гонки, запрещены". Роб Смэдли произнес юридически правильную фразу. Если бы он сказал "Тимо Глок быстрее тебя", то в этом не было бы ничего удивительного. Разница лишь в имени. Да, все понимают о чем речь идет в действительности, но, по сути, не было сказано ничего. Ну и что, что быстрее? Если бы даже он был медленнее, то Фелипе имел право сделать точно также. Если бы не было этой информации, то кто-то осудил бы Массу? Те, кто говорят о командной тактике, часто не ставят себя в ту же ситуацию. например, Уэббер недавно был зол на Хорнера, а сейчас говорит о том, что команде нужно сосредоточится на одном гонщике. Удивительно!

Вторая сторона вопроса - сама формулировка. Безусловно, полученная Фелипе информация именно что повлияла на результат гонки. Роб Смэдли говорит о том, что они предоставили эти данные Фелипе, а тот сам решал, что ему делать в дальнейшем. Но он не говорит о том, что именно эти слова предоставили Массе повод для размышлений: пропускать Алонсо или нет? Все произошло на одном круге.

Главным судьей будет Жан Тодт - человек, с которого все и началось. Он очень жестко правил Феррари и делал все для успеха этой команды. Часто выходил за определенные рамки, но находил лазейки, чтобы остаться безнаказанным. Сейчас он Президент ФИА и ему ничего не мешает вести ту же политику, что и в Феррари - жесткое наказание своей бывшей команды на многие года приструнит все команды и заставит их изобретать тактику еще до гонки, чтобы "в эфир" ничего не попадало. Также могли поступить и в Феррари перед гонкой в Хоккенхайме, но по какой-то причине этого не было сделано. Если оставят этот разговор без наказания, то можно будет часто услышать "Мистер У быстрее мистера Х". Поэтому, либо запрет на командную тактику будет снят, либо Феррари получил по заслугам. Второй пункт более вероятен.
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
Vivaldi, iSport.ua
Vivaldi
12 сентября, 20:35
м-да...
bart, iSport.ua
bart
08 сентября, 21:59
Я думаю что наказывать если и нужно то команду, а не пилотов.
Манфред фон Риxтгофен, iSport.ua
Манфред фон Риxтгофен
08 сентября, 17:02
Во-во! В самой командной тактике ничего страшного нет.
Увы, справедливости не существует. Так что, не всегда и не везде все бывает честно.
Мало того, многие даже восхищаются всякого рода аферистами. К примеру, какое-нибудь "ограбления века" часто вызывает восторг. А чем Ф1 отличается от остального мира? Главное, чтоб все было красиво и умно, а не так как в Австрии или вот сейчас.
Хотя, как сказал Уэббер, такая тактика для самой "жертвы" ордера мб даже лучше, чем "исподтишка" запороть гонку где-нибудь на пите - тут все честно, и на "жертву", к тому же, упали целые тонны симпатий и соболезнований - для Массы это лучший вариант ордера

Так может поведение Феррари нужно наоборот ставить в пример?
Oxin, iSport.ua
Oxin
08 сентября, 16:18
Командная тактика сильно портит гонки именно с точки зрения болельщика настоящего. Вот была гонка в Германии, бразильцы болели за своего , и Масса, скорее всего, выиграл бы, но - командная тактика обламала их надежды. Что фаны об этом думают,как считаете?;)
dlevchuk, iSport.ua
dlevchuk
08 сентября, 13:18
PolBlack
------
Я приблизительно также думаю, но не стоит забывать, что в последнее время с деньгами связано слишком много. Многим не нравятся такие поступки и они начинают следить за Ф-1 более спокойно. Сейчас такой требовательный народ пошел - все должно быть идеально (в тех случаях, когда это устраивает:( ). ФИА пошло на запрет командной после освистования подиума в Австрии. Тогда был явный перебор и нужно было прекратить такое издевательство. В результате это начало отбиваться на вполне нормальных вещах, когда два пилота одной команды обмениваются позициями во благо одного из пилотов. Если бы не было Австрии, то, возможно, никто бы и глазом не моргнул в Германии. А так... командная тактика.
PolBlack, iSport.ua
PolBlack
08 сентября, 13:01
бред этот запрет на командную тактике для команды, тогда надо запретить право выбор футболиста, бьющего пенальти, пусть кого сбили тот и бьет, а то не спортивно получается :)
команда она и в африке команда, там может быть множество факторов, влияющих на то, кому быть впереди, а кому сзади.
надо разрешить командную тактику, пусть и не красиво к одному из гонщиков (он в общем то деньги получает не малые и за соблюдение приказов тоже) и болельщикам, но зато честно
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

Досье
Фернандо Алонсо
Имя: Фернандо
Фамилия: Алонсо
Дата рождения: 29-07-1981
Вид спорта: автоспорт
Досье
Фелипе Масса
Имя: Фелипе
Фамилия: Масса
Дата рождения: 25-04-1981
Вид спорта: автоспорт
НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости
ГОЛОСОВАНИЕ
все опросы
Кого бы вы назвали лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен?
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмилтон
Ники Лауда
Льюис Хэмилтон
Джим Кларк
Джеки Стюарт
Ален Прост
Хуан Мануэль Фанхио
Михаэль Шумахер
Айртон Сенна

 
 

Формула-1. Календарь-2016

Дата Гран-при
20 марта Австралия, Мельбурн
3 апреля Бахрейн, Сахир
17 апреля Китай, Шанхай
1 мая Россия, Сочи
15 мая Испания, Барселона
29 мая Монако, Монте-Карло
12 июня Канада, Монреаль
19 июня Европа, Баку
3 июля Австрия, Шпильберг
10 июля Великобритания, Сильверстоун
24 июля Венгрия, Будапешт
31 июля Германия, Хоккенхайм
28 августа Бельгия, СПА
4 сентября Италия, Монца
18 сентября Сингапур, Сингапур
2 октября Малайзия, Сепанг
9 октября Япония, Сузука
23 октября США, Остин
30 октября Мексика, Мехико
13 ноября Бразилия, Сан-Паулу
27 ноября Абу-Даби, Яс-Марина
 
 
 
 

 
 

Формула-1. Кубок конструкторов

Команда Очки
1. Мерседес 114
2. Феррари 61
3. Ред Булл 57
4. Уильямс 29
5. Хаас 18
6. Торо Россо 17
7. Форс Индия 6
8. Макларен 1
9. Рено 0
10. Заубер 0
9. Манор 0
 
 
 
 
 

 
 

Формула-1. Личный зачёт

tr>
Гонщик Очки
1. Нико Росберг 75
2. Льюис Хэмилтон 39
3. Даниэль Риккардо 36
4. Себастьян Феттель 33
5. Кими Райкконен 28
6. Фелипе Масса 22
7. Даниил Квят 21
8. Ромен Грожан 18
9. Макс Ферстаппен 13
10. Валттери Боттас 7
11. Нико Хюлькенберг 6
12. Карлос Сайнс 4
13. Стоффель Вандорн 1
14. Кевин Магнуссен 0
15. Джолион Палмер 0
16. Маркус Эрикссон 0
17. Серхио Перес 0
18. Паскаль Верляйн 0
19. Фелипе Наср 0
20. Дженсон Баттон 0
21. Рио Харьянто 0
20. Фернандо Алонсо 0
22. Эстебан Гутьеррес 0
 
 


ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100