С одной стороны, ответ на поверхности, с другой - все не так легко, как кажется. Картину мог прояснить этап в Интерлагосе, но там австрийская команда не отдала предпочтение Уэбберу. Если бы команды боролась за чемпионство, поставив все на черное, то Марк победил бы и сейчас именно он был бы фаворитом. "Бонусные" семь очков в Интерлагосе позволили бы ему приблизиться к Алонсо на минимальное расстояние, что делало бы предстоящий этап более легким для подсчетов: кто выше, тот и победитель.
Но прошлую гонку выиграл Феттель и сейчас фаворитом является все же Алонсо. Это если судить по истинной силе пилотов, где Феттель является сильнее Уэббера, а Алонсо будет медленнее Ред Булл. Как будет развиваться чемпионская борьба в таком или приблизительно таком же случае - вопрос, о котором сегодня мы, Владимир Мыленко (В.М.) и Дмитрий Левчук (Д.Л.), поговорим.
Аргумент «За» №1. Шансы
В.М. Начнем с самого простого аргумента в пользу командной тактики. Называется он, этот самый аргумент – таблица личного зачета чемпионата мира. Смотрим туда. И что же мы там видим?
Для удобства выкладу все основные цифры, касающиеся борьбы за чемпионство. Льюиса Хэмилтона мы аккуратно опустим, слишком уж у него микроскопические шансы. Итак, что же мы имеем с гуся? А имеем вот что.
Таблица после Гран-при Бразилии:
1. Фернандо Алонсо – 246 очков
2. Марк Уэббер – 238
3. Себастьян Феттель – 231
Очковая система сезона-2010:
25-18-15 (подиум) 12-10-8-6-4-2-1
Дополнительные показатели в случае равенства очков (имеется в виду количество тех или иных мест):
Алонсо – 5 побед, 2 вторых, 3 третьих, 2 четвертых
Уэббер – 4, 4, 1, 0
Феттель – 4, 2, 3, 3
Отсюда, от этой печки и начинаем плясать. Есть самый вероятный исход гонки на Яс Марине – это победа Феттеля. Думается, с этим никто не будет спорить. Так вот, приехав первым, немец получит в личный зачет еще «четвертной» и финиширует в чемпионате с 256 очками. Максимум, который сможет в таком случае набрать Уэббер – это те же 256 очков, но минус условные 0,5 за меньшее количество побед (у Себа их станет 5, у Марка останется 4). А что же Алонсо? А здесь все просто. Приехав вторым (Марк сошел или ошибся), он наберет 264 очка – чемпион! Приехав третьим (как в Бразилии), наберет 261 очко – чемпион! Четвертое место будет означать 258 очков – триумф!
И, наконец, пятая позиция. Признаться, мне, как давнему любителю цифр, она наиболее симпатична – ибо это будет означать, что Алонсо в итоговой таблице наберет (внимание!) 256 очков. То есть впервые в истории Формулы-1 первая тройка финиширует нога в ногу. В принципе, как для самого сумасшедшего чемпионата в плане борьбы за титул (чего только стоит четверка, претендующая на титул до последней гонки) это было бы очень красивым завершением.
И здесь нам очень кстати пригодятся те самые дополнительные показатели. Уэббер отпадает моментально, по количеству побед (4 против 5 у Себа и Нандо), а вот спор Феттеля с Алонсо разрешит только лишнее четвертое место немца.
Красиво, эффектно, завораживающе. Но – реально ли? Ведь для того, чтобы Феттель стал чемпионом таким уникальным образом, нужно выполнить одно очень важное условие. Фернандо Алонсо должен финишировать позади не только двух болидов РБР (что, в общем-то, реально), но и еще двух болидов.
А кто они, эти потенциальные союзники Феттеля? Ну, допустим, это Льюис Хэмилтон – хотя Макларен во второй половине сезона с трудом конкурирует с Феррари. Но пусть будет так, что чемпион-08 обгонит чемпиона-05-06. А еще? Баттон? Его результаты во второй половине сезона говорят об обратном. Кубица? Росберг? При определенном стечении обстоятельств – возможно, но не гарантировано. Шумахер, Уильямсы? Еще менее вероятно?
Мне лично кажется, что в случае победы Феттеля Алонсо выиграет титул примерно в стиле Хэмилтона – обогнав какого-то середнячка. Очень красивое завершение для такого сезона… Вероятность же финиша испанца на пятом месте, честно говоря, крайне мала. Проблем с мотором не намечается, механики вряд ли забудут закрутить гайку во время пит-стопа. А полагаться на ошибку самого Нандо или аварию…
Теперь рассмотрим второй вариант – Уэббер приезжает впереди Феттеля. Австралиец наберет 263 очка. Допустим, «впереди» будет означать, что Феттель не второй, а ниже – а второй как раз Алонсо. Ну, так получилось. Тогда у Фернандо будет 264 очка. Есть третий титул! А вот если Алонсо финиширует третьим (за Феттелем или кем угодно, хоть бы и Кристианом Клином), то его итоговый счет будет следующим – 261 очко, что означает проигрыш чемпионата.
Теперь предлагаю подумать, что для Ред Булл проще – обеспечить победный дубль и выиграть чемпионат или обеспечить победный дубль и надеяться, что Алонсо финиширует не выше пятого места. Ответ лежит на поверхности.
К чему весь этот цифровой сыр-бор? Да просто Уэббер, как показал завершающийся сезон, в большинстве случаев проигрывает Феттелю. Нет, если вдруг на австралийца снизойдет озарение, и он выиграет квалификацию, старт гонки и его финиш – это будет просто прекрасно. Это будет, не побоюсь такого громкого слова, лучшее завершение лучшего сезона 2000-х. Но – вы верите в это? Я тоже нет. Поэтому оказаться на первом месте (без схода партнера – это крайне нежелательно) может только благодаря команде из боксов. Такова суровая реальность, такова цена чемпионского титула – первого в истории! – для Ред Булл.
Аргумент «Против» №1. Не надо
Д.Л. С математикой никто не собирается спорить - шансов у Марка Уэббера больше, чем у его напарника по команде. Это аксиома и говорить тут не о чем. В последнее время все только и говорят, что по ходу гонки в Абу-Даби лидером будет Феттель, за ним последует Марк, а чуть дальше разместится Алонсо. Казалось бы, Ред Булл делает рокировку и делает из Марка чемпиона мира.
Но все ли так легко в этом королевском царстве. За последние годы редко можно было увидеть, чтобы команда не забирала оба титула сразу. Последние три случая связаны с Феррари и Макларен - монстрами прошлой и нынешней истории Формулы. В 2008 году за 500 метров до финиша титул вырвал Хэмилтон, а Феррари, которые были так близки к очередному дублю, остались лишь с Кубком Конструктором. Слово "лишь" применено не случайно, поскольку кто сейчас вспомнит о том, что только благодаря неудачным действиям Ковалайнена команда Макларен проиграла командный зачет. Все помнят лишь об одном - Льюис в драматической борьбе выиграл у Массы.
Второй пример - 2007 год. Больше всех очков в командном зачете заработала команда Макларен, но титул получили их соперники, потому что не надо было британцам устраивать шпионские игры. В результате Феррари сделало так называемый дубль, но все равно помнят лишь победу Кими Райкконена, который после того успеха потерял всякий интерес к Формуле-1. Эти два случая говорят о том, что Кубок Конструкторов быстро забудут и таки стоит приложить все усилия, чтобы Марку Уэбберу подарить чемпионство. Но...
Третий случай произошел в конце 1999 года, когда до последнего этапа шансы на чемпионство сохранял Эдди Ирвайн. В тот период Феррари сделала очень важное решение и практически сама лишила ирландца чемпионства. Почему? Вот тут ситуация в чем-то схожа с Ред Булл. Все ставки делались на одного пилота - Михаэля Шумахера, которому были обеспечены все условия. так уж случилось, что в том сезоне он выбыл из борьбы и первым номером стал Эдди. Он таки дал отпор Хаккинену, но, скорее всего, это было вопреки той ситуации, которая сложилась в команде.
Марк Уэббер достался Ред Буллу "в наследство" от команды Ягуар, затем к нему присоединился опытнейший Дэвид Култхард - этот дуэт был очень хорош и получилось хорошее основание под постройку новой команды. Но сам дом был построен уже потом. Совпадение или нет, но результат к Ред Булл пришел после того, как к ним из "молодежного состава" пришел Себастьян Феттель. Сейчас Хельмут Марко даже не хочет вспоминать о том, что он чуть ли не отдал своего подопечного в BMW - где-бы сейчас были эти разговоры о гениальности этого человека? Но каким то чудом Хельмут не совершил ошибку, и вот сейчас успешно лоббирует интересы Себа в Ред Булл.
Феррари в 1999 году сделали гамбит - они отдали титул сопернику, но потом поиздевались над остальными. Сейчас то же самое может сделать и другая команда. Только на этот раз по другую сторону баррикад будет эта самая Ферарри.
Аргумент «За» №2. Правильно
В.М. Я даже соглашусь с тем, что чемпионский титул для РБР не играет такой роли, о которой мы все привыкли говорить. Действительно, Кубок Конструкторов – это титул именно команды, и команда доказала, что она, во главе с Кристианом Хорнером и с краеугольным камнем по имени Эдриан Ньюи, является лучшей на данный момент в пелотоне.
Но хочу напомнить о такой вещи, как репутация. Да-да, репутация, как это ни смешно в той ситуации, о которой я хочу поговорить. РБР весь сезон позиционировала себя как команда равных возможностей. С неизменной опцией «преимущество у того, кто демонстрирует лучшие результаты». Именно этим аргументом была подкреплена эпическая история под лозунгом «Ред Булл окрыляет. Феттеля» - когда переднее антикрыло с болида Марка поставили на машину Себастьяна, потому как тот на тот момент имел больше очков чемпионате.
И это, по моему мнению, правильно. Едешь лучше – получи бонус. Причем ровно настолько, чтобы не перейти дорогу своему партнеру, не отобрать у него шансы. Вспомните, как закончили тот самый «окрыляющий» этап Феттель и Уэббер. Первый с чужим антикрылом приехал седьмым, второй без этой самой детали выиграл. То есть команда просто предоставила лучшему пилоту чуть больше шансов.
А теперь сравните с ситуацию с Хоккенхаймом Феррари. Команда просто отобрала победу у одного пилота и отдала другому. И это в середине сезона, когда оба гонщика еще имели шансы на титул, и расстояние между ними было не настолько серьезным, чтобы говорить о выпадении Массы из чемпионской гонки.
Да, на Яс Марине Ред Булл, возможно, придется совершить нечто подобное. Но! В том-то и отличие, что это последний этап, и эта самая победа, которая будет означать для Марка чемпионский титул, Себастьяну принесет всего лишь повторение прошлогоднего результата – второе итоговое место.
Мне кажется, что уступить дорогу партнеру, который борется за титул – в этом нет ничего зазорного. Вспомните, как выиграл титул Кими Райкконен. Ведь его же на последнем этапе пропустил (давайте называть вещи своими именами) Фелипе Масса. И разве у кого-то этот маневр вызвал негативные эмоции? Для болельщиков со стажем напомню, как пропускал на Хересе-97 Жака Вильнева его партнер по Уильямсу Хайнц-Харальд Френтцен. Да что там говорить, когда-то сам Шумахер (двукратный чемпион мира, на секундочку!) пропускал Ирвина, который, в отличие от Красного Барона, боролся за чемпионство.
Да, я хочу напомнить: при финише Феттель-Уэббер-Алонсо немец фактически, формально, да как угодно – но не будет бороться за титул! Его финиш станет просто-напросто очередной победой, коих уже и у него, и у Ред Булл достаточно. Так есть ли смысл упорствовать? Да если в начале сезона именно ты считался главным претендентом на титул, а в итоге его получит из твоих, в общем-то, рук (и это на самом деле главная проблема Уэббера, которая ляжет жирным пятном на «золотую медаль» образца 2010-го; ведь едва ли не первая реакция будет – да ему просто отдали этот титул…) партнер, которого особо всерьез и не рассматривали как конкурента.
Увы. Формула-1 – это не спорт самых быстрых. Побеждает в гонках тот, кто доедет до финиша и сделает это первым. Можно быть быстрее всех, но завершить гонку в отбойнике или полосе безопасности. И если Феттелю фактически перечеркнул шансы на титул бразильский сход по причине сгоревшего мотора – это не мистика и не случайность. Это значит, что кто-то недоработал – то ли команда, не подготовившая болид, то ли гонщик, его неправильно эксплуатировавший.
И еще один момент честности. Если Алонсо выиграет чемпионат только благодаря тому, что РБР не пойдут на такое решение – то это будет означать, что фраза «Фернандо быстрее тебя» имеет право на существование. И это куда хуже, чем пропуск партнера в последней гонке. По вышеизложенным причинам. Не знаю, как вам, но для меня командная тактика на последнем этапе, когда один из партнеров имеет шансы на титул (а второй, по сути, не имеет ничего) – это куда честнее, чем отбирать победу в середине сезона.
Феррари так толком и не наказали за две серии позорного Шпильберга (2001-2002). Не наказали и за Хоккенхайм-2010. Если верховная формулическая власть не смогла это сделать, то это не значит, что наказания не должно быть. Поэтому, по моему мнению, в высшей степени справедливо будет, если Алонсо не станет чемпионом – пусть даже и благодаря командной тактике РБР. Возможно, тогда они усвоят, что обман и хитрость не приносят результата, ведь в такие игры могут сыграть не только они.
В математике есть такое известное правило умножения – минус на минус дает плюс. А минус на плюс – минус. Это как раз о нашем случае: если на негативный эпизод Феррари наложить такое же действие Ред Булл, то в итоге чемпионат выиграет та команда, которая и должна была это сделать. А если на итальянский минус РБР ответит плюсом (честной борьбой), то получится, что чемпионат завершится победой именно той команды, которая позволила себе откровенное жульничество.
Каждый в этой ситуации сделает свой выбор. Я лишь напомню, что подобный выбор стоял и перед героями известного советского телефильма Место встречи изменить нельзя. Решение Жеглова, которое очень сходно с моим предложением «минус на минус», привело к тому, что вор оказался в тюрьме. К плюсу, в конце концов.
Аргумент «Против» №2. Честно
Д.Л. Помножить минус на минус - интересный вариант. Соглашусь с предыдущим предположением, что это в какой-то степени остудит пыл Феррари. Другими словами - просто поставят на место. К тому же, и в самой Феррари совсем недавно применяли тактику рокировки пилотов. "Красным" таки не хватит тех самых хоккенхаймовских семи очков. Обидно, досадно... Но как это изменит ситуацию в Формуле-1? Да никак. В дальнейшем каждый трезвый человек будет понимать, что в любом случае будет применена командная тактика. Скоро ФИА будет рассматривать этот вопрос детально, но что они могут сделать? Запретят на этот раз в радио-эфире говорить имя напарника по команде? Все равно скрытые посылы можно будет придумать в любом случае. Вплоть до "над Парижем светит Солнце", или применять азбуку Морзе...
Знаете, очень хочется посмотреть на подиум Феттель - Уэббер - Алонсо. Что это будет означать, понятно - командный приказ не будет отдан. У тут дело не в экономии ста тысяч долларов - все гораздо интереснее. Как же будет праздновать эту "победу" Фернандо Алонсо? Все разговоры о том, что Формула-1 является командным видом спорта , будут просто смыты одним цунами. Имя этой стихии - Ред Булл. Конечно, на Марка Уэббера будет жалко смотреть, поскольку для него это один из последних шансов стать чемпионом.
Он провел интересный сезон, но был в тени своих конкурентов. У кого-то ломалась техника, кто-то выпал из первой половины сезона, кто-то начал ломать дрова в конце чемпионата. Австралиец все это время ехал стабильно и его ошибка в Корее - исключение, которое может стоить ему титула. Ну а кто не ошибался? Так что этот "аргумент" в пользу Уэббера заносить не будем. И тут он снова хочет поблажки - напарник, который по ходу уик-энда может быть в очередной раз быстрее его, должен его пропустить. Марк может возразить: "да он же 10 очков у меня в Турции забрал!", но при этом он не вспомнит, что Себ потерял в том эпизоде 18 очков. И сейчас бы именно немцу хватало чистой победы в Абу-Даби, а про Алонсо никто бы и не вспомнил!
Также Ред Булл может на весь мир опозорить Феррари! Конечно же, все будут ждать рокировки. Будут ждать долго и таки не дождутся - первым линию пересечет Себастьян Феттель. Это будет победа личной борьбы. Миру будет показано, что за личные результаты нужно бороться самому, а не унижать коллег по команде. Да, Дженсон Баттон передаст эстафетную палочку испанцу, но... О Нандо ли будут говорить в понедельник. Очень боюсь, что нет. Будут вспоминать о том, что Алонсо стал чемпионом лишь потому, что в годовщину серьезнейшей аварии (вспомните, холодный пот пробирал - очень тревожно было за бразильца) Массы, того попросили подарить победу Нандо.
А Ред Булл останется в плюсе. В отличии от Феррари, это не заводская команда, которая выплачивает топ-пилотам много миллионов долларов. Это некий филиал империи Дитриха Матешитца - Хорнер и Марко (кто из них главный-то?) могут и не выступить в качестве управляющего звена. В этом есть правда рынка - чем больше о тебе пишут, тем лучше. Ред Булл Рейсинг будет выставлен в белом цвете и к ним потянутся болельщики. Конечно, "красные" останутся на своих местах, но и они будут вспоминать о тактике австрийской команды.
И единственным минусом этого варианта является то, что Уэббер не станет чемпионом. Важно ли для команды? Будь в его ситуации Феттель, то здесь и глазом никто не моргал. Найти вариант, чтобы Марк не пропустил Себа - очень сложно было бы. И именно в этом вся суть. Думаю, Марк это подозревает. Ситуации в Турции и Сильверстоуне четко говорят о том, кто первый номер в команде. Хорнер придумал класснейшую отмазку, будто бы предпочтение отдается тому, кто выше в таблице. После этих слов он будет обязан быть последовательным, но при большом желании можно перевести стрелки на Марко или Матешитца. Чего уж там, мир Формулы-1 совсем не идеален...
А пусть всё случится вот так!
Мы изложили все основные точки зрения, основные аргументы на проблему выбора Ред Булл на последнем Гран-при. Все они, и проуэбберовские, и профеттелевские, имеют право на существование. Однозначной истины нет и быть не может. И мы вместе с вами примем любое решение Кристиана Хорнера.
Но очень может быть, что никакой командной тактики и не придется применять. Да, мы и том, что Уэббер может просто оказаться быстрее Феттеля в субботу, а также удачливее в воскресенье. Но и не только об этом. Может случиться так, что Себастьян, видя Алонсо на третьей позиции и понимая всю бесплодность своих усилий, сделает поистине широкий и благородный жест в адрес Марка – и пропустит его к чемпионскому титулу. Поверьте, в мире Формулы-1, серьезно и практически бесповоротно измененной явлением под названием «Феррари имени Михаэля Шумахера» такие вещи стоят очень дорогого.
Мне (В.М.) вспомнился Гран-при Австралии 1998-го года, когда Дэвид Култхард, узнав, что Мика Хаккинен из-за командной ошибки уступил ему свое законное (по течению гонки) первое место, сам, без подсказок из боксов принял решение восстановить справедливость – и пропустил партнера на его позицию. А Рон Деннис, великий босс великой команды, сказал после окончания той гонки – я горд за своих пилотов.
Я очень хочу, чтобы 14 ноября, в 19.00 по местному времени, Кристиан Хорнер, стоя с чемпионским кубком в руках (да пусть даже и без кубка, к чему эти формальности – с чемпионским настроением!) мог с полным правом повторить эти слова. «Я горд за своих пилотов». А кто из них в итоге окажется чемпионом мира, это не так уж и важно.