До 2010 года представительсто России - как и всего постсоветского пространства - в Формуле-1 было крайне слабым. В начале 90-х это была команда Life с советским флагом на борту, а через полтора десятилетия команда Мидлэнд с триколором и тест-пилотом Романом Русиновым напомнила о существовании наших соседей. Но все это были цветочки, а вот ягодки появились далеко не сразу.
Виталий Петров долго шел к своему дебюту в Формуле-1, и это легко объясняется. Во-первых, у него не было картинговой подготовки - это то, с чего нынешние чемпионы начинают свой длинный путь в возрасте 8-ми лет! Второе выходит из первого - обучение в более серьезных сериях затягивалось. Необходимо было время, чтобы уловить все тонкости вождения болидом. Сейчас все гонщики отмечают, что картинг очень важен, поскольку он учит вести борьбу колесо в колесо, а обгоны там являются искусством. Не было этого у россиянина, вот и пришлось застрять до 25 лет в младших сериях.
К счастью, это не такой уж и большой возраст для дебюта. Да, некоторые в эти годы становились чемпионами мира, ну и что с того - одно дело, когда возле твоего дома куча картинговых центров, а другое... В общем, приблизительно понятно. Перед Формулой-1 Петров провел четыре сезона в GP2, и это как раз подтверждает, что Виталию нужно время. Он таки пробрался на второе место в своем чемпионате и такой результат дал основания полагать, что дебют состоится.
Межсезонье выдалось жарким и Виталий Петров был одним из последних, кто получил свое место в команде. Оксана Косаченко, его менеджер, провела серьезные переговоры с Эриком Булье и удалось найти точки соприкосновения. Да, сразу же заговорили о деньгах, но это было от нечего делать, поскольку за деньги дебютируют практически все - разница лишь в количестве и форме подачи.
Увы, но и в этом году Виталию Петрову пришлось больше учиться, чем хватать очки. Перед ним поставили цель - набрать 25% очков от Роберта Кубицы. Не сумел он этого сделать, но и до этого было понятно, что не это будет главным критерием. Виталию никто не обещал место в составе, если бы он набрал, скажем, 30% - просто был поставлен некий ориентир. Главные выводы нудно делать о его работы в целом. Очки, конечно, вещь серьезная, но...
Неприятности у Виталия начались еще до старта сезона. Зимних тестов было и так мало, у тут еще и дождь в Хересе пошел - основной план работ был перечеркнут. Можно говорить о том, что условия были для всех равны и все в таком духе. Это верно, но лишь в общих чертах - вновь приходится вспоминать о длительном процессе обучения именно у Виталия. Увы, но так было на протяжении всего сезона.
Сначала была поломка подвески в Сахире - Виталию пришлось досрочно закончить гонку. По этому поводу шутили много - Лада и ее проблемы с техникой, - но нашему герою было не легче. Не удалось закончить и следующие две гонки: в Австралии он вылетел, а в Малайзии его подвела коробка передач. Но не только отсутствие очков пугало. Для Виталия был очень важен гоночный опыт, а его не наблюдалось - сход это не то, чему можно было возрадоваться в такой ситуации. Чуть позже Виталий сам говорил, что из-за таких финишей, очень сложно было учиться правильно работать с резиной и экономить топливо.
К счастью, судьба смиловалась над ним в Китае, где он провел просто потрясающую гонку. На влажной трассе было намного легче "довезти" резину к финишу, и Виталий показал практически все, на что он был способен. Особенно хочется выделить дуэль с Михаэлем Шумахером. Немец может искать тысячи оправданий, но россиянин провел действительно классный обгон. Показалось, что вот-вот начнется восхождение, но...
После Китая была Испания и неприятная ошибка на практике. Перед заездами прошел дождь, и поребрики стали мокрыми - на один из них и нарвался Виталий. Увы, но машина буквально улетела в зону безопасности, а потом грохнулась о стену - все европейские новинки были уничтожены.
Такие наезды на мокрые участки трассы стали настоящей бедой для выборгской ракеты. На протяжении всего сезона таких случаев было минимум четыре - ошибки напоминали друг друга как две капли воды. Самая обидная из них была допущена в квалификации на Гран-при Бельгии - Виталий решил проверить поребрик на наличие воы и в самый неподходящий момент перегазовал и машину развернуло. Если бы это произошло один-два раза за сезон, то объяснить можно было бы, но такого рода ошибок было слишком много. Возможно, это тот самый опыт, которого и не хватало Петрову.
Другой проблемой для пилота Рено стали квалификационные заезды. Если Роберта Кубицу еще до начала квалификации можно было определить в Топ-10, то россиянин за такое право отчаянно боролся. К сожалению, далеко не всегда это ему удавалось. К 13-15 местам на стартовой решетке довольно быстро все привыкли. Бывали исключения, но не такие частые, чтобы о них говорить всерьез.
Есть ли свет в конце туннеля? Пока сложно расценивать его езду в Абу-Даби. Безусловно, это было одно из красивейших его выступлений. Многое удалось Виталию в те два часа. В том числе и сберечь резину, которую поставил на первом круге гонки. К тому же, он все время сдерживал одного из претендентов на чемпионский титул, что заставило его вести не идеальную езду - были ошибки в поворотах, но не критические. Это дает предпосылки полагать, что сезон был проведен не зря. Конечно же, всегда хочется большего, но... Виталий все же стал лучшим новичком сезона, если не брать в расчет Шумахера:). Можно говорить, что техника у Хюлькенберга была похуже, но не стоит забывать о той самой скорости адаптации. Возможно, Виталий просто долго запрягает, а в 2014 году приедет на свой родной этап в ранге лидера чемпионата мира...