Полтора десятилетия назад боссы автоспорта и Формулы-1, ошеломленные гибелью лучшего гонщика современности, начали борьбу за безопасность Больших призов. Эта борьба увенчалась успехом, но появился побочный эффект. Гонки поскучнели, из них ушла интрига. Интрига в борьбе на трассе - ибо в общем зачете в последние годы было очень и очень интересно.
Поэтому руководство автоспорта повернуло русло своей кипучей деятельности в другую, практически противоположную сторону - начало искать возможности эту интригу, связанную прежде всего с обгонами, в гонки вернуть.
В связи с этим в Формуле-1 стали появляться различные нововведения, попутно выполняющие и другие функции - предоставляющая преимущество в скорости система рекуперации КЕРС (развитие идеи гибридных автомобилей), отмена дозаправок по ходу гонки, которая должна была вернуть борьбу из боксов на трассу (экономия командных бюджетов). Но эти и другие - как, например, подвижные элементы переднего антикрыла - идеи в целом потерпели поражение.
Но борьба за интригу продолжается. В 2011-м Формулу-1 ждет очередная новинка - вместо переднего антикрыла подвижные элементы теперь будут на антикрыле заднем. Это, по мнению авторов идеи, предоставит атакующему пилоту приличное преимущество, позволяющее провести обгон.
Подобные элементы аэродинамики ранее были внедрены в других гоночных сериях, и это обернулось настоящим фарсом - ведь для победы достаточно было отправиться на последний круг вторым, затем спокойно объехать лидера и финишировать первым. Это самое крыло Хэндфорда в серии Инди оказалось настолько убийственным для гонок, что его вскоре отменили.
В Формуле-1 еще до начала использования этого элемента решили ограничить его использование. Сделано это было простым способом. Пилоты смогут менять положение подвижной части заднего антикрыла только в специально отведенном месте - сейчас это финишный 600-метровый отрезок стартовой прямой. Возможно, после серии предсезонных тестов длину отрезка изменят в сторону уменьшения. Это будет сделано, если тесты покажут, что 600 метров - слишком большая дистанция для обгоняющего.
Кроме того, для использования новинки необходимо, чтобы дистанция между болидами не превышала одну секунду. Для этого на асфальте даже отметят эту самую дистанцию на вьезде в "600-метровку". И только тогда и там можно будет совершать этот самый "обгон с помощью подвижного заднего антикрыла".
Инициаторов этого нововведения можно понять. Обгонов в современной Формуле-1 немного, поэтому приходится идти на всяческие ухищрения. Но всякий раз планы оказываются бессильными перед жестокой реальностью. Нет, я нисколечки не сомневаюсь в том, что заднее антикрыло принесет в гонки долгожданные обгоны - но такие ли обгоны нужны Формуле-1?
Конечно, сейчас можно только гадать. Но есть небеспочвенные опасения, что новая система выхолостит само понятие обгона. Ведь теперь достаточно будет сократить отставание от впереди идущего болида до менее чем секундного, дождаться начала "участка обгонов" - и пожалуйста, дело в шляпе. Соответственно, обороняющимся надо будет просто обеспечивать более чем секундный отрыв перед искомой 600-метровкой. А на остальной трассе? Вот там, боюсь, мы и дальше будем наблюдать едущие друг за другом болиды, которые будут всего лишь решать вопрос "одной секунды".
Как видим, все вроде бы сделано в интересах зрителей. Во-первых, должно увеличиться количество обгонов, во-вторых, обгоны будут проходить прямо перед главной трибуной (здесь, конечно, совпадение - просто потому, что имеется удобная для нововведения прямая старт-финиш). Но...
Но это напоминает, извините, карточно-талонную систему. Получил определенное количество, отоварил в положенные дни - и радуйся жизни. А в остальное время - извините, подвиньтесь. Боюсь, что именно так и получится в Формуле-1. Гонщики будут целый круг ждать возможности отоварить этот самый "талон на обгон", а телезрители в это время могут спокойно сходить на кухню за чаем или пивом. Все равно ведь ничего не пропустят - время прохождения заветной прямой приблизительно известно. Очень удобно, кстати. Можно даже рекламу пускать во время "остальной" трассы.
Вот только будут ли такие обгоны "на автомате" интересными? Увидим в первых же гонках. Ждать осталось недолго.