Бесконечный поиск

03 марта 2011, 11:11
| Артем Киселев, iSport.ua
iSport.ua анализирует влияние технического регламента Формулы-1 на зрелищность гонок.
Бесконечный поиск iSport.ua анализирует влияние технического регламента Формулы-1 на зрелищность гонок.
daylife.com
Изменения технических требований к автомобилям Формулы-1 всегда воспринимались неоднозначно. Кто-то ворчал, что они обходятся слишком дорого, другие говорили, что в них нет никакого смысла, а третьи молча смотрели на это со стороны и погружались в раздумья, но все, так или иначе, вынуждены были приспосабливаться, осознавая, что именно в переменах кроется тот самый завораживающий и манящий инженерный поиск. Сегодня мы попытаемся разобраться, ради чего чиновники от автоспорта меняют облик Формулы-1 и к чему это, в конце концов, приводит.

По большому счету, задач у FIA всегда было три – безопасность, технологический прогресс и зрелищность. С первой Макс Мосли, за что ему огромная благодарность, за годы своего президентства справился блестяще, а дальше начинаются проблемы, потому что зрелищность и технологии следуют друг за другом неразрывно, и кардинальные перемены в техническом регламенте только усложняют ситуацию. Не верьте тем, кто говорит, что у аутсайдеров появляется шанс приблизиться к лидерам. Бороться за победу всегда будут те, кто не ограничен в финансовых возможностях. Именно поэтому Макс Мосли так яростно боролся за жесткое ограничение бюджета, и именно поэтому он встретил бескомпромиссное сопротивление со стороны той же Ferrari.

Руководители некоторых команд так заигрались в политику, что постепенно вычеркнули из своего лексикона слово «спорт», все чаще называя Формулу-1 бизнесом. Но будет ли этот «бизнес» успешен, если на трассах доминирует одна, от силы де команды? Нет! Болельщик приходит на трибуну и устраивается у экрана телевизора, чтобы увидеть борьбу. Причем, его, как правило, не увлекает сражение за позиции в глубине пелотона. Значит, важнейшей из задач для FIA была и будет зрелищность, для сотворения которой нужны примерно равные по характеристикам автомобили.

Согласитесь, не слишком приятно было наблюдать, как несколько лет подряд алая Ferrari Михаэля Шумахера со старта уходила вперед, не оставляя соперникам ни малейшего шанса. Технический регламент в тот момент был до определенной степени стабилен. В него вносились лишь мелкие корректировки, а в случае появления того или иного смелого инженерного решения, оно почти мгновенно ставилось вне закона. Кризис назрел, как никогда. Осознавая возможные его последствия, FIA всерьез взялась за дело.

В 2006 году Формула-1 переходит на 2,4-литровые V8, а ровно через 12 месяцев вступает в силу так называемая «заморозка» регламента на двигатели и ограничение оборотов коленчатого вала на отметке 19 000. Тогда же стартует и программа по сокращению количества тестов, вводится унифицированный электронный блок управления двигателем, ожесточаются штрафы за замену силовых агрегатов и коробок передач, под запретом оказываются все электронные помощники, вроде трекшн-контроля, а год 2009-й и вовсе принес чемпионату мира едва ли не самые существенные изменения в обоих регламентах за несколько предшествующих десятилетий.

Меняется практически все. После 11 лет в чемпионат наконец-то возвращаются настоящие гоночные шины – слики, внедряется система рекуперации кинетической энергии (KERS), количество оборотов коленвала двигателя снижается до 18 000, тестов практически не остается, но что еще важнее – существенно снижается уровень аэродинамической эффективности автомобилей Формулы-1, то бишь, под запретом оказываются всевозможные вспомогательные элементы. Переднее антикрыло, при этом, становится ниже и шире, на нем появляется 6-позиционный подвижный элемент, а задний диффузор меняет габариты, дабы уменьшить свое влияние на возмущение воздушных потоков.

От гегемонии Ferrari к тому времени давно не осталось и следа. На время ушел из спорта и Михаэль Шумахер, свято место которого тут же заняли новые герои, молодые и отчаянные. Много всего произошло, но вывод напрашивается лишь один – гонки действительно наполнились событиями. Значит, перемены пошли Формуле-1 на пользу, даже при том, что далеко не все нововведения сработали так, как должны были. Например, от KERS ожидали большего, но система принесла массу пробоем даже богатым командам, а бедным оказалась попросту не по карману. Управляемый элемент переднего антикрыла вообще не дал никакого эффекта, но это подтолкнуло FIA к новым экспериментам с задним антикрылом. Выходит, прав был Мосли, когда настаивал на ограничении бюджета при одновременном расширении творческого простора для инженеров. Мы получили ситуацию, когда на титул претендует не меньше трех команд, каждая из которых по-своему подходит к трактовке технического регламента.

И все же, важнейшей из наук в современной Формуле-1 остается аэродинамика. Именно в ней кроется основная причина успеха или неудачи. Вспомните, как два года назад Brawn GP умудрилась выиграть чемпионат за счет одного лишь превосходного двойного диффузора, а в прошлом году мы стали свидетелями ажиотажа вокруг системы нижнего выхлопа Red Bull, еще больше повышавшего эффективность диффузора, и оригинального воздуховода, предложенного командой McLaren. Практика показывает, что тот, кто не боится экспериментов, выходит победителем, но если ситуацию не держать под контролем, она может стать неуправляемой, поэтому в 2011 году нас ждут очередные перемены и новые эксперименты.

Любопытно, что после стольких изменений регламента, опробованные когда-то, но позабытые решения находят применение в современных автомобилях. Тот же нижний выхлоп отнюдь не является идеей Эдриана Ньюи и его подчиненных. Еще в начале 1980-х нечто подобное использовалось на автомобилях Renault, в середине 1980-х Фрэнк Дерни установил похожую систему на Williams Найджела Мэнселла, а с 1985 года она была широко распро¬странена в Формуле-1, пока не исчезла в середине 1990-х. Ньюи довел несовершенную когда-то систему до ума, и даже после запрета двойных диффузоров она продолжит жить и развиваться. Взгляните на Renault R31 и ее передний (!) выхлоп…

Другие примеры реинкарнации можно заметить в конструкциях Toro Rosso STR6 и McLaren MP4-26.
В первом варианте речь идет о приподнятых боковых понтонах, создающих дополнительный воздушный канал, как на Ferrari образца 1992 года, а во втором случае сами боковые понтоны выполнены в L-образной форме - ранее, пусть и не так смело, инженеры Benetton и Ferrari экспериментировали с подобными схемами на моделях B195 и F310 соответственно.

Можно сколько угодно спорить о правоте принятия того или иного решения, но факт остается фактом – развитие технического регламента Формулы-1 в последние годы как нельзя лучше влияет на обострение борьбы на трассе. Борьбы, победителями в которой оказываются те, кто не испугался и прошел естественный отбор, ведь прав был Стивен Книг, когда писал, что человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. О тех, кто строит такие «ветряные мельницы», мы с Вами поговорим в следующий раз.
Комментарии
Отобразить: лучшие | последние | первые
vmylenko, iSport.ua
vmylenko
10 марта, 09:15
nebajduzhyj
10 марта, 01:10

І це, я вважаю, величезна удача російської журналістики. Інакше зараз би ми читали щоденні газети товщиною в щомісячні журнали. Про щомісячні журнали взагалі мовчу - виходили б відразу в твердій обкладинці.
nebajduzhyj, iSport.ua
nebajduzhyj
10 марта, 01:10
SergioF1
Лєв ваш Ніколаєвіч Толстой не був, я ізвіняюсь за грубость, журналістом. :)
SergioF1, iSport.ua
SergioF1
09 марта, 17:53
To nebajduzhyj. Это ж разьве длинные предложения? Ты, наверное, в школе Льва Николаевича Толстого не читал :-)
Hemoul, iSport.ua
Hemoul
09 марта, 16:39
Артем, я, конечно, сильно извиняюсь, но где же тут анализ техрегламента? Вы тут привели известные истины, которые соотнесли с регламентом прошлых времен. А где же анализ нынешнего регламента? Где ожидание зрелищности от тех или иных нововведений этого года?
nebajduzhyj, iSport.ua
nebajduzhyj
05 марта, 22:24
в прошлом году мы стали свидетелями ажиотажа вокруг системы нижнего выхлопа Red Bull, еще больше повышавшего эффективность диффузора
------------------

Шото я не помню такого ажіотажу. Ну, згадувалось про це кілька разів... Але цього явно не достатньо, щоб називати це ажіотажем. Тим більше не достатньо, щоб ставити в один ряд з ажіотажем щодо подвійного дифузора Брауна і "дірками в боліді" МакЛаренів.
nebajduzhyj, iSport.ua
nebajduzhyj
05 марта, 22:17
А автор не вкурсі, шо довгі речення негативно впливають на читабельність тексту?
kotshynona, iSport.ua
kotshynona
03 марта, 12:00
Ну теперь будет кого почитать и на этом портале.
З.Ы. Книга прошлого года просто супер. Не пишите новости - пишите аналитику.
Добавить комментарий

Для участия в обсуждении пожалуйста войдите используя учётную запись iSport.ua или Football.ua. Если у вас ещё нет аккаунта — создайте его, это не займёт много времени.

НОВОСТИ РАЗДЕЛА
все новости iSport.ua - новости
ГОЛОСОВАНИЕ
все опросы
Кого бы вы назвали лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен?
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмилтон
Ники Лауда
Льюис Хэмилтон
Джим Кларк
Джеки Стюарт
Ален Прост
Хуан Мануэль Фанхио
Михаэль Шумахер
Айртон Сенна

 
 

Формула-1. Календарь-2016

Дата Гран-при
20 марта Австралия, Мельбурн
3 апреля Бахрейн, Сахир
17 апреля Китай, Шанхай
1 мая Россия, Сочи
15 мая Испания, Барселона
29 мая Монако, Монте-Карло
12 июня Канада, Монреаль
19 июня Европа, Баку
3 июля Австрия, Шпильберг
10 июля Великобритания, Сильверстоун
24 июля Венгрия, Будапешт
31 июля Германия, Хоккенхайм
28 августа Бельгия, СПА
4 сентября Италия, Монца
18 сентября Сингапур, Сингапур
2 октября Малайзия, Сепанг
9 октября Япония, Сузука
23 октября США, Остин
30 октября Мексика, Мехико
13 ноября Бразилия, Сан-Паулу
27 ноября Абу-Даби, Яс-Марина
 
 
 
 

 
 

Формула-1. Кубок конструкторов

Команда Очки
1. Мерседес 114
2. Феррари 61
3. Ред Булл 57
4. Уильямс 29
5. Хаас 18
6. Торо Россо 17
7. Форс Индия 6
8. Макларен 1
9. Рено 0
10. Заубер 0
9. Манор 0
 
 
 
 
 

 
 

Формула-1. Личный зачёт

tr>
Гонщик Очки
1. Нико Росберг 75
2. Льюис Хэмилтон 39
3. Даниэль Риккардо 36
4. Себастьян Феттель 33
5. Кими Райкконен 28
6. Фелипе Масса 22
7. Даниил Квят 21
8. Ромен Грожан 18
9. Макс Ферстаппен 13
10. Валттери Боттас 7
11. Нико Хюлькенберг 6
12. Карлос Сайнс 4
13. Стоффель Вандорн 1
14. Кевин Магнуссен 0
15. Джолион Палмер 0
16. Маркус Эрикссон 0
17. Серхио Перес 0
18. Паскаль Верляйн 0
19. Фелипе Наср 0
20. Дженсон Баттон 0
21. Рио Харьянто 0
20. Фернандо Алонсо 0
22. Эстебан Гутьеррес 0
 
 


ФУТБОЛТаблоУкраинаЕвропаПрочиеЛЧЛЕСборная УкраиныЕВРО-2012БАСКЕТБОЛТаблоЧМ-2014УкраинаНБАЕвропаМирЕврокубкиЕвробаскетЖенщиныNCAA + школыХОККЕЙТаблоУкраинаНХЛКХЛЕвропаАВТО/МОТОФормула-1РаллиМотоспортПрочиеИстория автоспортаТЕННИСНовостиРейтинг ATPРейтинг WTAКалендарь (муж)Календарь (жен)БОКС+MMAНовости боксаКалендарь боёвНовости ММАКалендарь боёв ММАЗИМНИЕНовостиДРУГИЕВелоспортВодныеВолейболГандболГимнастикаИгровыеЛегкая атлетикаОлимпизмСиловыеФутзалШахматыЭкстримПрочиеОЛИМПИАДА-2014НовостиРасписание и результатыРейтинг странНаши в Сочи

© 2009-2015 ООО «ИД УМХ». Все права защищены.
iSport.ua - оперативные и объективные новости спорта.

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ИД УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ИД УМХ» − запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на iSport.ua обязательна.

RSS-ленты: главноевсе новости | футбол | баскетбол | хоккей | авто/мото | теннис | бокс+MMA | другие

Игры: Фентези Футбол

Сервисы: Деньги с карты на карту

Отдел продаж Digital рекламы: reklama@umh.com.ua; Тел: +38 (044) 207-33-05, +38 (044) 207-97-00

Новости Футбола | Новости Украины | Автоновости | КП в Украине | Газета «Команда»

i.ua Rambler's Top100