Когда из уст гонщиков или руководителей команд Формулы-1 мы слышим реплики о невозможности делать прогнозы по результатам предсезонных тестов, мы раз за разом укрепляемся в вере, что так оно и есть. Кто из нас верит в то, что Toro Rosso может быть быстрее Ferrari? Нет, все это бесполезные цифры, не имеющие никакого отношения к реальности, ведь мы не знаем, кто сколько топлива залил в баки своих машин, какой тип шин использовал и вообще, не нарушал ли регламент, намеренно облегчив автомобиль, чтобы привлечь внимание спонсоров. Так думают многие, и, в принципе, они правы, но… Что если капнуть глубже? Что если забыть о тех таблицах, которые мы видим в лентах новостей, и вооружиться данными покруговой статистики? Умение читать между строк – вот ключ к разгадке!
Две первые тестовые сессии в Валенсии и Хересе дают не много пищи для размышлений. Команды только-только начали знакомиться со своими новыми автомобилями, причем, не все и не сразу, поэтому оставим их в покое и обратим свой взор на Барселону. На трассу в Каталонии участники 62-го чемпионата мира приехали с достаточным количеством информации для понимания сложившейся ситуации и собственного в ней положения.
В этом году предугадать расстановку сил как никогда сложно. Уж слишком много факторов влияет на время прохождения круга. К тому же, у каждой из команд есть внутренние проблемы. В McLaren, например, построили настолько радикальный автомобиль, что так и не смогли заставить его проехать полную дистанцию гонки. MP4-26 ломался неустанно и методично. Естественно, ни гонщикам, ни инженерам в такой ситуации не до рекордов. За все четыре предсезонные тестовые сессии команда намотала 4718 км. Меньше проехали только Virgin, Team Lotus и HRT.
С другой стороны, технические неисправности преследовали и другие команды, но это не помешало им преодолеть пять, шесть, а то и около семи тысяч километров, как в случае Ferrari. В Мельбурн они отправятся с гораздо более легким сердцем, чем McLaren, не опасаясь, что техника даст сбой в любой момент.
Надежность – важный элемент успеха, но далеко не единственный. Не будем забывать, что в Формулу-1 вернулась KERS. Для большинства из тех, кто ее использует, система стала новым опытом, приобретение которого требует времени, равно как и привыкание к управляемому элементу заднего антикрыла, но есть еще один фактор – фактор Pirelli, который превосходит по своей значимости все, что мы упомянули выше. Ничто в 2011 году не повлияет на скорость так сильно, как итальянские шины.
Спросите любого инженера Формулы-1, и он без лукавства ответит, что 80% времени на предсезонных тестах уделялось работе с шинами и их взаимодействию с шасси и гонщиками. При этом каждая команда работала по собственной программе. Отсюда и сюрпризы в результатах, ведь в тот момент, как Sauber и Toro Rosso занимались воспроизведением условий квалификации, Ferrari и Red Bull анализировали свою эффективность на длинных сериях кругов. Относительно длинных, поскольку вряд ли кто-то сможет сохранить даже жесткую смесь Pirelli в рабочем состоянии более чем 20 кругов. В Барселоне это лишь однажды удалось Team Lotus.
Судя по цифрам, которыми мы располагаем, расстановка сил в квалификации и гонке будет выглядеть несколько по-разному. В субботу, например, пилоты Red Bull должны быть быстрее Ferrari, зато в воскресенье Фернандо Алонсо и Фелипе Масса будут выглядеть лучше действующего чемпиона и его партнера по команде. Шасси Скудерии чуть бережнее относится к шинам, давая гонщикам возможность проходить круги немного быстрее.
Позади явных фаворитов – Renault, Mercedes GP и Williams, но в этой тройке только «Серебряные стрелы» могут похвастать равномерным отставанием от лидеров, как в квалификации, так и в гонке. Renault быстра на одном круге, но уступает на длинных сериях, причем, не только Mercedes GP и Williams, но и Sauber. Швейцарцы, в свою очередь, не будут блистать по субботам, а если вернуться к Williams, то инновационная FW33 по-прежнему остается загадкой. С одной стороны, у команды часто возникали проблемы, а с другой, время от времени Рубенсу Баррикелло удавалось проходить круги в отличном темпе. Если команде удастся закрепить эту тенденцию, она вполне сможет бороться за четвертое место в Кубке Конструкторов.
Приятным сюрпризом тестов стала Toro Rosso. В Фаэнце явно добились прогресса по всем направлениям. Во всяком случае, в начале сезона STR6 обещает выглядеть более быстрой, чем McLaren MP4-26, чего нельзя сказать о Force India. Похоже, кадровые перестановки и судебные дрязги сказались на проекте нового автомобиля, к характеристикам которого подбирается Team Lotus T128 Майка Гаскойна. Среди новичком прошлого сезона эта команда – явный лидер, поскольку прогресс Virgin минимален, а оценить новый болид HRT мы сможем только в Мельбурне.
Для большей наглядности мы подготовили таблицу примерной расстановки сил, составленную на основе анализа покруговой статистики двух тестовых сессий в Барселоне:
Квалификация
|
Гонка
|
Red Bull, Ferrari
|
Ferrari, Red Bull
|
Renault, Mercedes GP, Williams
|
Mercedes GP, Williams
|
Toro Rosso
|
Sauber
|
McLaren
|
Renault
|
Sauber, Force India
|
Toro Rosso
|
Team Lotus
|
McLaren
|
Virgin
|
Force India
|
HRT
|
Team Lotus
|
|
Virgin
|
|
HRT
|
В итоге мы имеем более или менее ясную картину на первые несколько гонок, и она может сохраниться до тех пор, пока не начнется европейская часть сезона. К ней большинство команд подготовит серьезные обновления, что в разной степени повлияет на расстановку сил. Впрочем, уже в Австралии она может не совсем соответствовать тому, что мы предположили сегодня. За две недели, даже в отсутствии активности на трассе, инженеры Формулы-1 способны на многое. Кроме того, в Мельбурне будет теплее, чем в зимней Испании, и никто не знает, как поведут себя шины. Сомневаться не приходится только в том, что нас ждет увлекательное зрелище, триумфаторов которого сейчас не сможет назвать никто.
Напоследок хотелось бы отметить, что в нынешнем году автомобили Формулы-1 стали медленнее, чем в 2010-м. Для сравнения, свой поул в Барселоне Марк Уэббер завоевал с результатом 1:19.995. Прошлогодние тесты на той же трассе закончились с лучшим временем 1:20.472, показанным Льюисом Хэмилтоном, а в этом году рекорд записал на свой счет Михаэль Шумахер - 1:21.268. Произошло это в предпоследний день, когда команда из Брэкли установила на W02 большой пакет обновлений. Red Bull и Ferrari, тем временем, не торопились раскрывать свои карты. Чья сильнее – узнаем менее чем через две недели.