3 марта 2002 года дебютант Формулы-1 Марк Уэббер в своей первой гонке в главном гоночном классе завоевал пятое место. То были первые очки для вечного аутсайдера пелотона, итальянской команды Минарди, со времен Нюрбургринга-99. После подвига Марка (стартовавшего с 18-й позиции!) творение Джанкарло Минарди фактически приезжало в очках только один раз – в 2004-м на Старой Кирпичнице венг Жолт Баумгартнер замкнул зачетную восьмерку. (Был еще скандальный Гран-при США-2005, но считать те очки заработанными…)
Но знаковым тот этап стал не только для уже не существующей команды. Марк Уэббер, представитель экзотической с кадровой точки зрения Австралии (несмотря на двух чемпионов мира – сэра Джона Артура «Джека» Бребхема и Алана Стенли Джонса), стартовал просто блестяще. На более чем скромном болиде в первой же гонке финишировать в шестерке – это дорогого стоит.
Но то пятое место одновременно словно заколдовало Марка. Уэббер менял болиды и команды (Минарди – Ягуар – Уильямс – Ред Булл), поднимаясь по карьерной лестнице. Но на родной трассе в Мельбурне выше этого самого пятого места так и не поднялся. В 2005-м его Уильямс отстал от финишировавшего четвертым Ред Булла, управляемого Дэвидом Култхардом, менее чем на секунду. Но это было только повторением уже достигнутого. В последние годы, когда Уэббер получил в свои руки болид, позволяющий бороться даже за чемпионский титул, казалось, что уж как минимум домашний подиум никуда от австралийца никуда не денется. Но…
Забавно, но старт чемпионата-2011 стал словно продолжением финиша сезона-2010. Феттель снова выиграл и оказался во главе зачета пилотов (кстати, это первый раз, когда Себ лидирует по ходу чемпионата – в 2010-м он вышел на первое место уже по окончании последнего этапа сезона). Хэмилтон, от которого ничего особенного не ждали, приехал на втором месте. Виталий Петров опять приехал впереди Феррари Фернандо Алонсо. Аутсайдеры чемпионата, Лотус, Вирджин и Хиспания, вели борьбу между собой, не вмешиваясь в разборки старожилов.
И Марк Уэббер. Да, в этот раз австралиец боролся отнюдь не за звание чемпиона мира – а только лишь за победу в стартовом Гран-при. А это, как ни крути, всего лишь 25 очков, как и на любом другом этапе (Даже несмотря на то, что в последней пятилетке нулевых годов 21 века только однажды победитель старта не выиграл весь чемпионат – Алонсо в 2010-м.) Но это поражение стало поистине знаковым.
В Ред Булл нет формального разделения на первого и второго пилота. По сути, нет и фактического – несмотря на все те мелкие нюансы и фразы самого Уэббера по ходу прошлого сезона. Конечно, Феттель как воспитанник молодежной программы Ред Булл Джуниор имел некоторое лобби в команде – но сказать, что это сильно повлияло на расстановку сил в команде Кристиана Хорнера, нельзя. Во всяком случае, с положением Баррикелло в Феррари австрийский этап карьеры Уэббера сравнить нельзя.
Но два года Марк регулярно оказывался слабее своего более молодого (и, соответственно, не столь опытного) партнера по команде. В прошлом сезоне это стоило австралийцу чемпионского титула. В 34 года (именно столько стукнуло Уэбберу по ходу чемпионата-2010) это воспринимается куда болезненней. Ведь с каждым сезоном шансов на чемпионскую корону становится все меньше и меньше. Формула-1 заметно помолодела, нынешние чемпионы – Хэмилтон, Феттель – моложе австралийца на целое десятилетие. У них впереди еще по сути вся карьера в Формуле-1. Тогда как для Уэббера каждый неудачный (а как еще можно воспринять третье место в 2010-м, если Марк до последнего сохранял вполне реальные шансы на титул?) сезон вполне может стать последним.
Наверняка Уэббер это понимает. Но, как и во время решающей прошлогодней схватки, проигрывает своему партнеру. Проигрывает просто катастрофически – 0,866 секунды на квалификации поистине стали настоящим шоком. Ведь гонщики пилотировали одинаковые болиды, сделанные одной командой, и даже КЕРС они использовали (точнее, не использовали) одинаково!
Возможно, дело не только и не столько в машине? Ведь, возвращаясь к началу этой статьи, Марк на лучшей машине чемпионата так и не превзошел результат более чем скромной Минарди. Конечно, это всего лишь один этап чемпионата (в котором может случиться все, что угодно; в конце концов, Шумахер тоже выигрывал не все Гран-при и не все страны). Но, с другой стороны, он для Уэббера особенный, домашний – значит, и настрой, желание выиграть должны придать гонщику дополнительных сил. Должны – но не придают…
Кто-то из великих верно заметил – гонки не выигрываются в первом повороте. А чемпионаты (продолжая логический ряд) – на первом этапе. Но этот этап был для Уэббера больше чем просто гонкой. Это был шанс продемонстрировать, что он ничуть не хуже новоиспеченного чемпиона мира. Марк этот шанс упустил. Значит ли это, что он уже проиграл чемпионат? Отнюдь. Но психологически Феттель уже впереди – и это не может не сказаться на борьбе внутри Ред Булла…