Итак, мы начинаем. «Т-образный перекресток» - это не живой диалог (увы, передать атмосферу дискуссии на ТВ сухими строчками невозможно, и мы не будем пытаться это сделать), но в то же самое время и не какой-то набор аксиом или утверждений. Вашему вниманию предлагается несколько мнений относительно какой-то проблемы – и, поверьте, мы сами не знаем, какое из них правильное. И есть ли это самое «правильное». Как может не быть в этом самом Т-образном перекрестке главной дороги из трех, где все пути равноценны, все варианты равновозможны.
Именно поэтому мы и не указываем авторство отдельных пунктов. (В конце концов, каждый из нас необязательно придерживается «своей» точки зрения) Именно поэтому мы не делаем никаких окончательных выводов – а предлагаем сделать их вам, сделать самостоятельно.
Первый вопрос, который мы предлагаем вашему вниманию – нужны или не нужны в современной Формуле-1 новички. И если нужны, то какие именно – как сейчас или сразу с серьезной финансовой подпиткой. Итак…
1. Лучше уж третьи машины для «старичков», чем борьба на грани 107%
Формула-1 всегда была передовым спортом с точки зрения технологий. Не зря же именно сюда производители готовы были вложить много миллионов долларов. Успехи были разными, но отрицательного опыта никто не добился - какие-никакие, но новые технологии развития были изучены.
Если отталкиваться от этого – то почему бы не доверить развитие техники гигантам автоспорта? Не только финансовым, но и умственным. Ведь именно они перед началом нового сезона могут нас обрадовать какой-то разработкой, и после этого соперники в панике будут копировать решение. И вот та самая дополнительная машина на трассе создаст дополнительные условия для умственного труда.
Сейчас команды и пилоты получают крошечный тестовый период. Прежде всего, это февраль, где конкуренты получают около 15-ти дней, чтобы довести машину до ума. Посреди сезонов таких дней нет и вовсе, а на практиках пилоты ограничены комплектами шин - нужно успеть все за максимально короткий срок.
Ввиду этого третья машина будет чуть ли не идеальным вариантом для команд. Более того, эта возможность позволит чувствовать себя более комфортно на рынке пилотов. Даже в Ред Булл, которая по сути имеет две команды, недостатка кадров может и не быть - у них уже есть на подходе несколько сильных гонщиков, которые могут заполнить брешь.
У Феррари и Макларен также есть программы молодых пилотов, но сейчас для них просто нет места. Вот есть Жуль Бьянки и Гари Паффет, которые вскоре должны оказаться в Формуле, но куда их посадить? И если Макларен уже демонстрировал, что он може с ходу посадить молодого пилота в кокпит главной команды, но Феррари обходилось без этого. Т.е. они вынуждены искать место для того же Бьянки в другой команде, но ведь там также не все в порядке с наличием мест...
Для таких команд третья машина будет спасением для молодых пилотов, а для остальных возможностью закрыть некоторые финансовые вопросы. Уже в этом году можно было обойтись без неприятных ситуация - Лиуцци и Хюлькенберг были выставлены из команды по финансовым причинам. Это хорошие пилоты, но деньги также нужны - третья машина избавила бы от этих хлопот.
А сколько же пилотов оказались на грани попадания в Формулу - не сосчитать. Так что такой ход позволит не только сохранить сильных пилотов в Формуле, но и даст надежду молодежи, что в Формулу можно попасть не только за деньги. По крайней мере, не за огромные деньги.
2. Неофиты не дают Королевским гонкам разбросаться деньгами
Конечно, спорить с тем, что дебютный сезон для тройки новичков – Лотус, Вирджин и Хиспания – оказался неудачным, бессмысленно. Но стоит ли оценивать их включение в чемпионат только в одной плоскости?
Ни для кого не секрет, что Формула-1 – как и любой другой живой организм – растет, изменяется, прогрессирует (или наоборот, регрессирует). В 60-х в Королевских гонках были возможны такие вещи, которых сейчас вы просто не увидите. Скажем, легендарный Черный Джек Брэбхем выиграл свой третий чемпионский титул на собственном болиде. Даже представить себе в 2000-х настолько частную команду – и то сложно. Не говоря уже о ее реальном существовании. Да что далеко ходить за примерами, команда Джанкарло Минарди пережила не один сезон – пока не столкнулась с финансовой гонкой. А еще была легендарная конюшня Кена Тиррелла…
Да, есть в пелотоне несколько команд, которые могут себе позволить – более того, они собственно и являются инициаторами – серьезное увеличение бюджетов. Но кроме этой тройки (давайте не будем ходить вокруг да около и назовем вещи своими именами – Феррари, Ред Булл, Макларен) есть и остальные команды. А вот им эта «гонка вооружений» не нужна совершенно.
И речь не только о вчерашних новичках. Скажем, легендарная команда Фрэнка Уильямса, бывшая одним из символов 80-90-х, сейчас ведет более чем скромное существование. Уильямсу пришлось даже пойти на разрыв с ФОТА, дабы остаться в Формуле-1. А богатые Тойота, Хонда, БМВ без зазрения совести закрыли свои формулические программы.
Вопрос экономии, урезания бюджетов, конечно же, не является абсолютным благом. Но в то же самое время он хотя бы как-то регулирует финансовый вал, способный накрыть Формулу-1 с головой. И – самое главное – он дает скромным командам шанс проявить себя на таком уровне. Могла ли, скажем, мечтать Россия о своей команде в Формуле-1, не будь этих (да, искусственных, да, в чем-то несправедливых) ограничений? Вряд ли. А теперь это – реальность. И очевидный толчок для дальнейшего развития. Значит, оно того уже стоило.
И не надо думать, что если Феррари и Ред Булл ограничить в финансах, то Формула-1 станет скучнее. На трассах гоняются и побеждают не мешки с деньгами, а живые люди и виртуозные творения инженеров. Росс Браун в 2009-м прекрасно продемонстрировал, что не в деньгах счастье. А, значит, новичкам быть – и неважно, что они не обладают сумасшедшими бюджетами. Главное – это гоночный дух, а его ни за какие деньги не купишь.
3. Свежая кровь Формуле-1 нужна – но дозировано и регламентировано
Что бы там не говорили, а Макс Мосли в роли президента ФИА был очень мудрым и дальновидным человеком. Он видел то, на что отказывались обращать внимание другие, и я с самого начала был сторонником его идеи ограничить бюджеты команд. Время идет, и лишний раз доказывает правоту британца. Из спорта ушли почти все автогиганты. Поговаривали, правда, что Хонда думает о возвращении, но после недавних событий в Японии даже предполагать такое развитие событий было бы ошибкой. В этой связи, приток в Формулу-1 новых участников пришелся как нельзя кстати.
Как выглядел бы спорт сейчас, если бы Макс сломался под натиском Феррари и ФОТА? У нас было бы всего девять команд, и их не стало бы больше как минимум до 2013 года, а то и до 2010-го. Чемпионат покинули бы такие гонщики, как Ярно Трулли, Хейкки Ковалайнен, Тимо Глок и Витантонио Лиуцци. Мы не увидели бы первый автомобиль Формулы-1, разработанный исключительно средствами вычислительной гидродинамики. Не стали бы свидетелями полета Марка Уэббера в Валенсии. Не следили бы за спором Тони Фернандеса и Ричарда Бренсона. Не обсуждали бы возможное возвращение Жака Вильнева. В Форс Индия и Заубер не произошли бы кадровые перестановки и этот список можно продолжать сколько угодно. Иными словами, мы бы лишились части Формулы-1.
С другой стороны, мы получили ситуацию, где две из трех новых команд пока не могут отнести к своим заслугам стремительный прогресс. Им не хватает денег. Лишь Lotus в этой связке стоит особняком и строит долгосрочные планы. Похоже, FIA стоило ввести не только максимальный, но и минимальный порог бюджета. Тогда, возможно, на место той же ХРТ в чемпионат пришла бы команда, за плечами которой есть мощные спонсоры и хоть какое-то наследие в автомобильном спорте. Команда, которой руководят толковые специалисты. Я намекаю на Продрайв и Дэвида Ричардса. Есть ощущение, что опытный британец сумел бы выстроить свою команду так, чтобы она не отставала, а боролась. Пусть даже только в середине пелотона, но боролась. Именно так дебютировали в свое время Джордан и Стюарт, и именно такие команды нужны Формуле-1.