3 июня 2011 года! Запомните этот день, он может стать историческим для Формулы-1. Решение, которое в пятницу принял Всемирный совет по автоспорту FIA, одобрив возвращение в календарь чемпионата Гран-при Бахрейна, отмененного ранее из-за волнений и беспорядков в стране, сулит большие проблемы, не побоюсь этого слова, глобального масштаба для спорта.
Все разговоры о том, что гонка в Бахрейне поможет объединить людей – чушь, за которой прячутся коммерческие интересы Берни Экклстоуна лично, фонда CVC Capital Partners, и FIA. Все вышеперечисленные имеют тесные бизнес-связи и частичную финансовую зависимость от правящих в Бахрейне шейхов. Это не тайна и не секрет.
Для самой страны, проведение Гран-при Формулы-1 может стать спасательным кругом, который покажет мировому сообществу, что все проблемы решены, что королевство существует и движется к демократии. Но только глупцы не поймут, что за такой полупрозрачной ширмой скрывается обман и попытка ввести общество в заблуждение. Те, у кого есть знакомые, коллеги или родственники, живущие в Бахрейне, отлично знают, что беспорядки и произвол власти в стране не ослаб. Недовольных и протестующих по-прежнему разгоняют с площадей слезоточивым газом и резиновыми пулями. В Бахрейне нет и не будет демократии до тех пор, пока страной правят те, кто правит ею сейчас.
Это большая политика и большой нефтяной бизнес, но нас интересует Формула-1. Приняв положительное решение по Бахрейну, Всемирный совет по автоспорту собственноручно нанес удар по репутации чемпионата мира, как независимого события. Отныне общество вправе ассоциировать Формулу-1 с политической заангажированностью. Интересы бизнеса и власти поставлены выше спортивных, и это подтверждается тем, что член правящей в Бахрейне королевской семьи является одним из членов Всемирного совета, который, несмотря на свою заинтересованность, принимал участие в голосовании.
Любопытно, что FIA давала обещание принять во внимание позиции команд-участниц чемпионата, которые в большинстве своем были категорически против проведения Гран-при Бахрейна в этом году. По многим причинам – от проблем с логистикой до физической усталости сотрудников и нежелания спонсоров ассоциировать себя со страной, где права человека не ставятся ни во что. Теперь командам и FOTA, в которую входят все, кроме HRT, предстоит принять непростое решение – ехать в Бахрейн или бойкотировать гонку. Причем, второй вариант был бы самым предпочтительным для FIA. Дескать, мы были согласны, но команды отказались. Это позволило бы Федерации сохранить лицо спорта и не потерять партнеров из Бахрейна.
Выходит, это проверка на состоятельность FOTA, но тут возникают проблемы. Единство ассоциации может быть разрушено все из-за тех же бахрейнских инвестиционных фондов, владеющих долями акций в McLaren, Mercedes GP, Ferrari, а теперь присматривающихся и к Red Bull. Есть и более сложные схемы. Например, часть спонсоров, через третьи компании, в той или иной степени являются инвестиционными активами шейхов. Это не лежит на поверхности, но это можно проследить, внимательно изучив документы. Другими словами, некоторые команды окажутся под серьезным давлением и будут вынуждены ехать в Бахрейн.
Если это произойдет, всех нас ждут волнительные дни. Никто не знает, как будут развиваться события. Местные активисты уже заявили о своих намерениях пробраться на трассу с плакатами и лозунгами, но даст ли им полиция осуществить свои планы? Не даст, а значит, потасовки гарантированы, и это самый благоприятный сценарий. Не приведи Господь, если дело дойдет до терактов…
Я призываю команды, болельщиков и журналистов бойкотировать Гран-при Бахрейна. Только так мы сможем спасти имидж Формулы-1 от той ошибки, которую в пятницу, 3 июня 2011 года, совершил Всемирный совет по автоспорту.