В минувший уик-энд Михаэль Шумахер достойно отметил двадцатилетие своего дебюта в Формуле-1, совершив стремительный прорыв с последнего места на пятое. За этот немалый промежуток времени немец одержал множество выдающихся побед, многие из которых ещё свежи в памяти болельщиков всего мира. Но ни один пилот никогда не забудет свой первый успех, потому что восхождение на вершину начинается ещё в детстве. У Шумахера такие воспоминания связаны с Гран-при Бельгии. Сегодня мы предлагаем вам вернуться в Спа-Франкоршам на девятнадцать лет назад...
Флавио Бриаторе, рискнувший подписать Шумахера, попал в самую точку. Михаэль, проводивший свой первый полный сезон, сразу же заткнул за пояс опытного Мартина Брандла, своего партнёра по команде. И если в гонках неудачи Брандла ещё можно было списать на технические проблемы, то счёт в квалификациях говорит сам за себя – 11:0 в пользу Шумахера! В Бенеттоне были очень довольны своим молодым пилотом. Кроме того, в сезоне-92 команде удалось построить хороший болид, который позволял регулярно сражаться за подиум. Однако о чемпионском титуле тогда ещё речи не шло.
Всё дело в том, что Уильямс на шасси FW14B, которое и по сей день считается шедевром инженерной мысли, попросту не замечал соперников. В сочетании с моторами Рено это произвело убийственный эффект, так что в Бельгию Найджел Мэнселл приехал уже в ранге чемпиона мира. Трудно сказать, насколько велико было желание остальных гонщиков посоревноваться за второе место, но плотность в таблице свидетельствовала о жажде борьбы: Риккардо Патрезе (Уильямс) – 40 очков, Айртон Сенна (Макларен) – 34, Шумахер – 33.
В квалификации не обошлось без сюрпризов. Нет, на поуле по-прежнему красовался «Биг Найдж», выигравший пятничную сессию с колоссальным преимуществом в две секунды, но следом за ним расположился не Патрезе, как это обычно бывало, а Сенна, да ещё и Шумахер умудрился оттеснить итальянца на совсем уж непривычное 4-е место. Патрезе в своей последней попытке шёл с улучшением своего предыдущего времени и претендовал как минимум на второе место, но не справился с управлением и попал в аварию. Возможно, Риккардо рассчитывал улучшить свою позицию в субботу, но дождь помешал его планам. Гонщики в боксах не отсиживались, но всё это было не более чем тестами дождевых настроек перед гонкой.
Более того, Герхард Бергер ещё и разбил свой Макларен в Eau Rouge – что ж, воды там было действительно много. Таким образом, стартовое поле приняло следующий вид: 1. Найджел Мэнселл (Уильямс-Рено). 2. Айртон Сенна (Макларен-Хонда). 3. Михаэль Шумахер (Бенеттон-Форд). 4. Риккардо Патрезе (Уильямс-Рено). 5. Жан Алези (Феррари). 6. Герхард Бергер (Макларен-Хонда).
Воскресенье вновь выдалось пасмурным, но трасса была сухой, поэтому все гонщики приняли решение стартовать на сликах – рассчитывать на дождь и рисковать никто не захотел. Сенна выиграл старт у Мэнселла, Патрезе опередил Шумахера, а Бергер не смог сдвинуться с места. С эвакуацией его машины возникли сложности, так что первый круг пилоты заканчивали, проезжая в непосредственной близости от неподвижного Макларена. Возникла достаточно опасная ситуация, и можно не сомневаться, что в наше время в подобном случае была бы выпущена машина безопасности.
Сенна был явно медленнее остальных пилотов (в особенности это касается двух Уильямсов) и ко второму кругу собрал за собой шесть болидов. Дальше Айртон сопротивляться не мог и дал дорогу Мэнселлу и Патрезе, а над автодромом в это время начался дождь. Быстрее всех сориентировались Мэнселл и Алези, которые тут же перешли на дождевую резину, лидером стал Патрезе, а в Сенну теперь упёрлись Шумахер и Брандл. В Бенеттоне тоже недолго думали и пригласили своих гонщиков в боксы, но выехали они всё-таки за Мэнселлом. Более того, теневым лидером гонки оказался Алези, воспользовавшийся традиционной нерасторопностью механиков Уильямса на пит-стопах. Патрезе после своей остановки влился в середину этой группы, а Мэнселл принялся атаковать теперь уже Алези. Француз держался достойно, но в La Source между двумя пилотами произошёл контакт в результате попытки гонщика Феррари перекрыть траекторию преследователю.
Мэнселл поехал дальше, а Алези сошёл, но винить он в этом может только самого себя. В общем, произошло примерно то же самое, что между Хэмилтоном и Кобаяси, только на гораздо меньшей скорости.
А что же Сенна? А Сенна всё это время ехал на сликах на первой позиции в гордом одиночестве, надеясь, что дождь вскоре прекратится, и желая выиграть таким образом у соперников лишний пит-стоп. Когда же стало ясно, что погода пока что не думает улучшаться, было уже поздно. В дождевом режиме пары Уильямсов и Бенеттонов вскоре догнали Айртона, и Мэнселл без серьёзных затруднений вышел в лидеры. Сражение Сенны с Патрезе было куда более жёстким, но и здесь великому бразильцу в конце концов пришлось сдаться. Когда же мимо него проехали и Шумахер с Брандлом, Сенна не выдержал и перешёл всё-таки на дождевой комплект, но гонка, как ни крути, была уже проиграна тактически.
Итак, Шумахер вышел на третье место, а впереди в некотором отдалении ехали два Уильямса. Казалось, ничто не сможет помешать Мэнселлу победить в Спа. Найджел очень хотел выиграть девятую гонку в сезоне и побить рекорд, принадлежавший Айртону Сенне. События развивались уже не так стремительно: Патрезе подпустил к себе Шумахера, да и Брандл не отставал, но никто не предпринимал попыток атаковать; Мэнселл же спокойно ехал в десяти секундах впереди. Резина на Бенеттоне Шумахера износилась быстрее, чем у его оппонентов, и в одном моменте Михаэль чуть было не вылетел в гравий, но, к счастью, всё закончилось небольшим проездом по траве.
Стало ясно, что Шумахеру нужно заезжать в боксы. Дождь к этому времени прекратился, трасса постепенно высыхала, и было принято абсолютно правильное решение вернуться на слики. Время круга значительно улучшилось, поэтому Брандл тут же последовал примеру своего партнёра по команде, а в Уильямсе снова допустили ошибку, на сей раз тактическую. Мэнселл переобулся чуть позже, чем это было необходимо, но и этого было достаточно, чтобы отдать первую позицию Шумахеру – британец выехал в пяти секундах позади. Казалось, это явление временное, ведь все знали, кто из них двоих имеет более мощный болид.
Но удивительным образом расстояние между Шумахером и Мэнселлом не только не сокращалось – оно увеличивалось! Шумахер уже вошёл во вкус и не собирался уступать кому бы то ни было, пусть даже чемпиону мира. Ближе к концу гонки у Мэнселла возникли проблемы с выхлопом, после чего вопрос о победителе был снят. Найджел в итоге так и финишировал вторым, на подиум поднялся также и Патрезе, а зачётную шестёрку дополнили Брандл, Сенна и Мика Хаккинен (Лотус-Форд).
Второй своей победы Шумахеру пришлось ожидать больше года. А впереди у него была блестящая карьера, во время которой была полностью переписана таблица рекордов Формулы-1.