- Джеки, вы выиграли три чемпионских титула и 27 гонок, стояли у истоков команды, которая сейчас называется Red Bull Racing. Что бы вы назвали своим главным автоспортивным достижением в жизни?
Думаю, это мой вклад в изменение стандартов безопасности Формулы 1. В мое время гонки были очень опасными – любой, кто выступал на протяжении хотя бы пяти лет, имел два шанса из трёх погибнуть в аварии. Вероятность выжить составляла всего 33%, а самое нелепое – все видели эту ситуацию, но никто не хотел хоть что-то сделать, чтобы её изменить.
Я возглавил кампанию за безопасность, продолжая при этом выступления в гран-при. Это была невероятно сложная работа, которая многим не нравилась. Думаю, для меня именно она стала самым важным достижением в гонках.
- Сейчас принято считать, что молодому пилоту ни за что не оказаться в Формуле 1 без серьезной спонсорской поддержки. Какой была ситуация в ваше время?
У меня не было денег. Я верю в то, что если у кого-то есть по-настоящему серьёзный талант, то его заметят. Когда я стартовал на машине того богача-энтузиаста, о котором уже рассказывал, на меня обратили внимание в шотландской команде Ecurie Ecosse и пригласили выступать за них. Я не платил за это денег.
Затем Кен Тиррел заметил мои способности, когда я уже был пилотом Ecurie Ecosse. Позже я гонялся за Кена в Формуле 3 и попал в поле зрения BRM. Так, шаг за шагом, я очень быстро оказался в Формуле 1. При этом на занятия гонками за всю жизнь я не потратил и сотни долларов.
- Какой период за всю историю Формулы-1 нравится вам больше всего?
Думаю, тот, когда я сам выступал – тогда в паддоке царил потрясающий дух товарищества. Грэм Хилл, Джим Кларк, Йохен Риндт, Франсуа Север, Брюс Макларен, Джек Брэбэм – мы были настоящими друзьями, часто проводили выходные вместе, наши семьи были хорошо знакомы, и это очень здорово. В то же время, на трассе мы оставались серьезными соперниками.
Часто то время называют "старыми добрыми днями", но они вовсе не были добрыми. На самом деле, тот период можно охарактеризовать, как очень неприятный для Формулы 1. Джимми погиб в аварии, Йохен Риндт разбился, Пирс Каридж, Франсуа Север… Я потерял многих друзей – если посчитать, 57 человек, с которыми мы были достаточно близки, чтобы назвать их моими друзьями. И все они ушли из жизни.
То время осталось далеко позади – сейчас другая жизнь, куда более удобная и комфортная. И нынешние гонщики из молодого поколения просто не знают, как себя вести, если что-то подобное повторится. Прошло уже 17 лет, 4 месяца и 10 дней с момента, когда в последний раз во время Гран При погиб пилот Формулы 1. Сейчас научились хорошо управлять рисками. Ради этого стоило начинать движение за повышение безопасности, вовлекать в него новых людей.
Так что "старые добрые дни" на самом деле были очень плохими. Но с точки зрения дружбы и человеческих отношений это время можно действительно назвать прекрасным. Сейчас спортивная "начинка" Формулы 1 лучше, чем когда-либо прежде. Я могу лишь аплодировать руководству чемпионата и по-прежнему люблю этот спорт.
- Кто из пилотов, если принять во внимание подход к гонкам и характер, напоминает вам самого себя сорокалетней давности?
- Думаю, что в первую очередь нужно назвать Алена Проста. После него, пожалуй, Себастьяна Феттеля и – быть может – Дженсона Баттона.
Пилот должен стремиться к победам. В конечном счете, не столь важно, что именно вы делаете. Вы можете отлично пилотировать машину и совершать в жизни хорошие поступки. Но если вам не удается побеждать – значит, лавры достаются другим. Признаюсь, даже если прямо сейчас вы дадите мне 100 миллионов Евро, я не смогу сказать, сколько раз за карьеру финишировал вторым. Мне это просто неинтересно – поскольку не играет никакой роли. А число своих побед я помню всегда.
- Кого бы вы назвали самым харизматичным человеком в Формуле 1?
- Когда-то давно таким был Хуан-Мануэль Фанхио. Потом – Джим Кларк и Айртон Сенна. Айртон был ярким пилотом. Речь не об успехе – Прост добился большего, выиграв четыре титула против трёх у Сенны. Но Айртон смог завладеть вниманием всей Бразилии, а потом и других стран. С точки зрения харизмы важно именно это.