Полное название - Sahara Force India F1 Team
Двигатель - Mercedes
Пилоты - Адриан Сутиль (9-е место, 42 очка), Пол ди Реста (13-е место, 27 очков)
Лучший результат в сезоне - 6-е место (3 раза)
В начале марта Форс Индия не имела ни малейшего представления о том, в каком положении относительно других команд она находится и кого, собственно говоря, можно считать прямыми конкурентами. Результаты на тестах редко дают однозначные ответы (можно ведь и темнить), но мощный двигатель Mercedes давал надежду на регулярные попадания в десятку лучших, а если повезёт - то и в шестёрку. Однако в первой половине сезона успехи были не такими уж частыми: Адриан Сутиль и Пол ди Реста по разу сумели попасть в финальный сегмент квалификации, а в гонках заслуживает быть отмеченным лишь подъём Сутиля в Монако с 14-й на 7-ю позицию. Новичок ди Реста пока ещё только привыкал к новым для себя скоростям, используя весь свой недолгий опыт тест-пилота, ну а проблемы Сутиля носили далеко не только гоночный характер: приснопамятный конфликт в шанхайском ночном клубе и связанные с ним разбирательства не давали Адриану всецело отдаться любимому делу.
Однако после корректировок регламента, о которых мы ещё не раз вспомним, дела у Форс Индии пошли на лад. Запрет на изменение картографии двигателя в промежуток между квалификацией и гонкой притормозил "индийские" болиды меньше других, благодаря чему Сутиль стал завсегдатаем Q3 и добыл немало очков; да и ди Реста не сильно отставал от напарника и однажды пробился в топ-шестёрку (случилось это в Сингапуре). Продлись сезон на этап дольше, Форс Индия имела бы все шансы опередить Рено в Кубке конструкторов, благо Сенна и Петров в последних гонках больше сражались со своими болидами, чем с соперниками... Но и без этого Виджай Маллья может быть доволен выступлением своей команды. Конечно, перед чемпионатом не очень хорошо поступили с Витантонио Лиуцци, разорвав с ним действующий контракт, однако ди Реста достойно справился с ролью второго пилота, ну а Сутиль оказался одним из тех немногих гонщиков, занявших в личном зачёте максимально возможное для себя место (наряду с Феттелем, Баттоном и, наверное, Баррикелло).
Причины удач/неудач
Похоже, Форс Индия движется в правильном направлении: на протяжении четырёх сезонов существования под этим названием команда постепенно поднимается в зачёте Кубка конструкторов. Как это часто бывает, здесь не обошлось без скрытого присутствия "большой" команды, коей в данном случае является Макларен. Техническое партнёрство с сильными мира сего ещё никому не вредило, а при наличии светлых голов в штабе всегда есть шанс выжать из него как можно больше. К счастью, Форс Индия не последовала прошлогоднему примеру Вёрджин и не дошла до такого кощунства, как полный отказ от моделирования и тестирования болида в реальных условиях, так что программные средства, использующие математический аппарат CFD (вычислительной гидродинамики), оказались разумным дополнением к традиционным методам проектирования машины.
Теперь о пилотах. Адриан Сутиль пять лет своей карьеры провёл в одной команде (в его дебютный сезон она называлась "Спайкер" и была явным аутсайдером) и вполне созрел для перехода в более сильную команду, особенно если взглянуть на то, как страдает в Феррари Фелипе Масса. Несмотря на это, быстрых гонщиков всегда было больше, чем по-настоящему конкурентоспособных команд, поэтому неудивительно, что некоторые горячие головы высказывают крамольные мысли о введении третьих болидов... Форс Индия в том числе благодаря Сутилю сумела далеко оторваться от Заубера и Торо Россо, ну а ди Ресте уже ничего не оставалось, кроме как учиться у напарника, попытаться угнаться за ним и набирать очки в меру своих способностей. Сутиль предан почти что родной команде, правда, эта преданность здесь несколько специфическая: более приемлемых вариантов продолжения карьеры у Адриана нет...
Перспектива
Как и в случае с Торо Россо, на момент написания статьи состав пилотов на сезон-2012 - тайна, покрытая мраком. Официально ещё никто ничего не объявлял, но ди Реста, вероятно, останется в команде, тогда как на другую вакансию примерно с равными шансами претендуют Сутиль и Нико Хюлькенберг (если не обращать внимания на различные экзотические варианты). Если подпишут последнего, ди Реста имеет шанс оказаться первым номером в команде, что автоматически возложит на него дополнительную ответственность, а готов ли он к ней - тот ещё вопрос. Вряд ли шотландец заслужил плохих слов за прошедший чемпионат, но к премьеру обычно предъявляются иные требования, и сравнивать достижения Пола в этом случае будут с результатами Сутиля.
А в финансовом плане поводов для беспокойства у Форс Индии нет. Два месяца назад инвестиционная компания Sahara India Pariwar за 100 миллионов долларов выкупила долю в команде (42,5%), что и было отражено в изменении её официального названия. Как видим, индусы действительно заинтересованы в Формуле-1, однако пойти по проторенной дорожке им оказалось проще, чем найти одного способного гонщика из миллиарда жителей...