Энергия просто существует, меняя формы своего бытия. То есть если где-то пропадает, в другом месте обязательно появляется. Именно к такому сравнению меня привела новость о том, что Росс Браун покинул Формулу-1. Ведь если приходит одна легенда (Рон Деннис), значит другая легенда должна уйти. Браун решил не спорить с законами физики, а спокойно уехал рыбачить, оставив по себе великую историю.
Пересказывать её особого смысла нет, для этого есть специализированные сайты. Наша задача — дать представление о масштабах, воспеть и освежить в памяти.
На Википедии о Россе есть такая строчка: "Росса Брауна считают одним из двух самых выдающихся технических инженеров Формулы-1 последних двух десятилетий". Вторым — или первым — таким инженером является Эдриан Ньюи, человек, который в автоспортивных кругах в особом представлении не нуждается. А их противостояние длиною более чем в двадцать лет олицетворяет целую эру в развитии Формулы-1.
И вот один из её создателей завершил карьеру. Действительно, 2014 год — переломный момент в истории больших призов.
За последние двадцать лет команды, в которых работали Браун и Ньюи, выиграли 16 чемпионатов на двоих. Один подарил миру RB7, а второй Михаэля Шумахера, так что их вклад переоценить невозможно. Но всё-таки Росс был лучше Эдриана. С точки зрения инженерии у Ньюи конкурентов нет. Но не всё решает прижимная сила. Нужно иметь харизму и организаторские способности. Это имел Браун. Россу удалось пройти путь от гайковёрта до руководителя, Эдриан же предпочел просто строить машины. Особенно показательным был 2009 год.
Тогда изменился регламент, и команды оказались в равных условиях. Ньюи принялся работать над машиной, а Браун выкупил остатки компании Хонда за 1 доллар и создал собственную команду, которая менее чем через месяц после создания сделала первый дубль в своей небольшой истории. Потом по ходу сезона стало ясно, что по-настоящему быстрые машины только у Брауна и Ньюи. Они лучше других умели приспосабливаться к переменам и искать быстрые пути решения возникших проблем.
В 2009-м команда Браун выиграла Кубок конструкторов, а её пилот Дженсон Баттон стал чемпионом мира. Именно этот успех лучше всего характеризует Росса как личность, как руководителя и как конструктора. Если раньше его заслуги делили Жан Тодт и Шумахер, то теперь он опровергнул любые сомнительные мысли в вопросе о его роли в Формуле-1. Он стоял на вершине один. Да и сам Росс считает тот успех наиболее значимым в своей карьере: "Совершенно неожиданным оказался успех Brawn GP, когда мы выиграли титул, несмотря на все сложности. Команда была очень близка к закрытию, но нам удалось сохранить её и выиграть титул. Это был особый момент. Мы не знали, как назвать команду. У нас было несколько вариантов, но они меня не устраивали. Один из них — Pure Racing, но он никому не нравился. Предложение назвать команду Brawn GP стало большой честью для меня".
Но перед этим были Уильямс, Бенеттон, Феррари и Хонда. Изначально Браун работал простым инженером в новой на тот момент — конец семидесятых — команде Уильямс. После долгих лет проектирования машин и углублений в суть королевских гонок Росс сделал перерыв в своей карьере только для того, чтобы потом вернуться и победить. Второе его пришествие связано с итальянским миллионером Флавио Бриаторе, которому удалось сделать отличную команду вместе с Брауном и молодым Шумахером. Первый обеспечил быстрый болид, а второй — умелое управление этим болидом. Два чемпионских звания и один Кубок конструкторов не заставили себя долго ждать. Громкие успехи не могли остаться незамеченными. Феррари моментально отреагировала на ситуацию и пригласила к себе молодого чемпиона. Росс присоединился к Скудерии спустя год.
Шумахер и Браун понимали друг друга с полуслова. Когда между инженером и гонщиком взаимопонимание на таком уровне, они способны достигать действительно выдающихся результатов. Но не всё пришло мгновенно. Ньюи и его Макларены успешно вставляли палки в колеса. На выстраивание системы по добыванию побед Брауну понадобилось четыре года. После этого оркестр заиграл великолепно. Квартет Тодт — Шумахер — Браун — Бёрн называли командой мечты. Жан занимался общими вопросами организации, Бёрн конструировал автомобили, Шумахер управлял агрегатом, а Браун был связующим звеном между всеми частями команды. Росс добился того, чтобы вся машина собиралась в Маранелло, чего не было раньше, так как бывший технический директор Джон Барнард предпочитал работать в Великобритании. Из-за этого у команды частенько не хватало времени на настройку связи между мотором и шасси.
После этого Феррари выиграла пять чемпионских титулов и шесть командных трофеев. После того как Шумахер впервые объявил об окончании гоночной карьеры, Браун тоже принял решение отдохнуть от гонок, и квартет развалился. В 2008-м Росса пригласили в терпевшую крушение Хонду. Спасти по ходу её не удалось, но изменить со временем — вполне.
Позже команда Браун превратилась в заводской Мерседес, с которой особых успехов достичь не удалось, даже несмотря на возвращение Шуми. Двигатели не могли конкурировать с агрегатами Феррари и Рено. А прижимная сила на Ред Буллах Эдриана Ньюи и вовсе не оставляла соперникам никаких шансов.
Браун очень точно выбрал момент, когда с Формулой будет попрощаться легче всего, — момент смены регламента. Он уходит, оставляя команде большой запас ресурсов для дальнейшей борьбы, оставляя хороших гонщиков и талантливых руководителей, избегая будущих упреков в свой адрес со стороны "доброжелателей".
Росс Браун — настоящая легенда Формулы-1. Его уход не стал большой сенсацией, но с точки зрения баланса энергии он был обязателен. Страшно представить, что было бы, если бы Росс пришёл в Макларен. Наверное, снова произошёл бы Большой взрыв, Вселенная переродилась… А так всё остаётся на своих местах. Большое энергетическое равновесие.