Гонка на Сильверстоуне была богатой на события, но когда через пять лет меня спросят об этом Гран-при, сначала я вспомню противостояние Феттеля и Алонсо, потом уже невероятный прорыв Валттери Боттаса, а уже после него домашнюю победу Льюиса Хэмилтона и сход с дистанции лидера чемпионата Нико Росберга.
Фернандо и Себастьян показали всем, что именно они сейчас есть наиболее высококлассными гонщиками, поскольку умеют главное – гоняться за гранью. В какой-то момент заезда их машины оказались в непосредственной близости на трассе, понимая, что условия практически равны, и все зависит от них, они начали жать на газ с особой настойчивостью. Практически потому, что была небольшая разница – на машине немца был комплект чуть более свежих шин.
Феттель как раз покидал боксы на 33 круге, когда в зеркалах заднего вида появилась алая Феррари испанца. Стоит отметить, что такое стало возможно из-за плохого выбора тактики на гонку в исполнении Ред Булла для своего чемпиона. Под красными флагами болид номер один переобули на более жесткий тип резины, а отрезок, проведенный на нем, был слишком коротким – всего восемь кругов. До конца гонки на одном комплекте медиума доехать было невозможно, поэтому Себастьян Феттель пошел на дополнительный пит-стоп. В Феррари же сделали все наоборот: в паузе поменяли резину на среднюю, и, соответственно, провели два длинных отрезка с использованием шин с серым ободком. Алонсо прорвался с конца, а Феттель потерял пару позиций.
Поскольку прогреть резину на Сильверстоуне не очень просто, небольшое преимущество в скорости имел именно Фернандо Алонсо, который ехал на своих шинах с 25 круга и успел вывести их в оптимальную рабочую температуру. Это и привело к первому выдающемуся обгону между этими пилотами. Фернандо провел атаку в повороте Copse, как позже заявил он сам, вряд ли такое ему когда-то удастся повторить. Скорость была 293 км/ч (в повороте!), передача – седьмая. И все это бок о бок с машиной соперника. Адреналин у испанца в тот момент просто зашкаливал.
Отъехать от соперника у Фернандо тоже не получилось, а через 10 кругов преследования, ближе к концу этапа, лучше скорость была у Себастьяна. Ведь его резина была не так изношена. Алонсо подолгу пытался защищать свою возлюбленную пятую строчку, но немец очень яростно давил на него. Себастьян долго и тщательно готовил атаку, и нашел для нее лучшее место – связка поворотов Brooklands, Luffield и Woodcote.
Начал чемпион свою атаку по внешней, но выход вышел не идеальным, и Алонсо удалось отстоять "лидерство". После этого, в затяжном Лаффилде Фернандо ушел чуть шире, и уже Феттель был на внутренней траектории. Дальше все оставалось за техникой и мастерством. Несмотря на то, что Алонсо в середине поворота оставался чуть впереди, Себастьяну, чтобы обойти соперника, нужно было просто ехать рядом с ним. Это привело к тому, что гонщики на протяжении всей длинной прямой ехали опять-таки колесо в колесо, после чего перед вышеупомянутым Копсом Алонсо пришлось сбросить скорость, ведь Себастьян был "внутри", любое другое действие могло привести к ненужному столкновению. Выглядело это очень впечатляюще.
После этого Феттель словно улетел на крыльях Ред Булла, но догнать Дженсона Баттона не сумел. Уж слишком сильно оторвался британец от "сладкой" парочки, которая долго выясняла свои отношения. Нельзя сказать, что они все выяснили до конца, и Фернандо Алонсо пал в честном бою. Нет, он сделал в сложившейся ситуации все, что мог, пусть, формально, и упустил позицию. Да и когда шинные расклады были на его стороне, он также впечатляюще прошел Себастьяна Феттеля.
Прочитав написанное выше, можно сделать вполне логичный вывод, что гонщики – настоящие герои, которые показали всем, что являются мастерами наивысшего класса. Они очень смело преследовали друг друга по очереди, а обгоны совершали поистине героические. Но есть одно но! Радиоэфир. Некоторые вырезки в общении Алонсо и Феттеля с их гоночными инженерами Стеллой и Рокленом соответственно:
38 круг. Алонсо: Правила выезда за трассу для всех?
39 круг. Алонсо: Правила выезда!
39 круг. Стелла: Понял. Правила выезда для всех, включая идущую позади тебя машину (Феттель).
42 круг. Феттель: ...и снова. Правило выезда, Алонсо. Он выехал снова.
42 круг. Роклен: Понял. Используй заряд, Используй дополнительную мощность раньше, или кнопку обгона. Либо одно, либо другое.
43 круг. Феттель: Он не оставил места! Я мог легко сделать прокол!
43 круг. Роклен: Понял. Оставайся спокойным. Ты быстрее по чистой скорости.
44 круг. Стелла: Мы отправили запрос дирекции по поводу нарушений правила выезда за пределы трассы.
45 круг. Феттель: И еще раз.
45 круг. Роклен: Понял.
46 круг. Феттель: И еще раз…
48 круг. Феттель: Он сделал тоже самое снова! Ему нельзя так делать! Если бы я не сменил траекторию, он бы выдавил меня с трека.
48 круг. Роклен: Хорошая работа. Так, Себастьян, пять кругов до конца. Баттон впереди. 39.0.
49 круг. Алонсо: Он использовал DRS вплоть до выезда за пределы трассы в последнем повороте! Он использовал DRS начиная с поворота 5 (Aintree) и заканчивая поворотом 9 (Copse)! Что еще мне нужно сделать?
49 круг. Стелла: Я все понял. Я все понял.
49 круг. Алонсо: И он обязан вернуть позицию сейчас же! Сейчас же. Если нет, то пять секунд сверху после окончания гонки. Мне нужно вернуть позицию сейчас же…
После гонки. Хорнер: Твой обгон Алонсо… Я скажу тебе… Нужно иметь большие шары, чтобы идти с ним колесо в колеса в Вудкоте. Это был обгон гонки, обгон гонки.
Во время длительных преследований соперника и немец, и испанец не прекращали засорять радиоэфир жалобами на оппонентов, и просьбами к своим командам каким-то образом повлиять на ситуацию. Неправы были оба, поскольку оба выглядели глупыми, да и оба правила нарушали, выезжая всеми четырьмя колесами за пределы трассы.
Руководитель команды Ред Булл Кристиан Хорнер довольно странно прокомментировал произошедшее: "Ребята очень энергично сражались друг с другом, мы увидели великолепную гонку. Проблема же заключается в том, что ФИА вообще ввела все эти ограничения на соблюдение границ трассы. Себ и Фернандо оба являются настоящими профессионалами, поэтому они оба указывали на ошибки соперника.
Думаю, было бы неправильно штрафовать ребят за срезки. Фернандо стабильно выигрывал в 9-м и 18-м повороте, что сразу отмечал Себастьян, который, в свою очередь, делал все возможное, чтобы обогнать соперника. Мы сказали Чарли Уайтингу о действиях Фернандо, а в Феррари, я уверен, сделали то же самое в отношении Себастьяна. Так что перед стюардами и ФИА нужно снять шляпу за то, что они позволили гонщикам сражаться и провести такую гонку".
То есть Кристиан считает, что срезать повороты иногда можно, и сильно это не влияет на ход гонки, а ФИА зря ввели эти правила, но также он сам признается в том, что действительно обращался к руководству гонки по просьбе своего пилота. Поскольку считает, что в Феррари делали то же самое.
А вод третье лицо, то есть Ники Лауда, откровенно назвал Себастьяна "обиженным ребенком", который, выказывая недовольство, вел себя неподобающим образом. И ни о каком профессионализме тут речь не идет.
По этому поводу внутри возникает странное чувство – когнитивный диссонанс. Произошло впечатляющее событие, а однозначной оценки дать ему нельзя. Сопливые какие-то получаются герои, неполноценные. Не должен человек, который ездит в Формуле-1, плакаться своему инженеру по ходу гонки о том, что его соперник где-то немного нарушил правила. Хотя, это далеко не первые случаи подобного контраста. Сенна, Прост и Мэнселл тоже не всегда молчали, когда видели несправедливость. Просто тогда это не выносилось на широкую публику как сейчас.
Использованы фото Getty Images