Миром правят деньги. Это может и не точное утверждение, но как минимум оно близко к реальности. Возникает лишь один вопрос: чем правят очень большие деньги? 50 лет назад, когда на берегах Объединенных Арабских Эмиратов еще не была найдена нефть, население Абу-Даби составляло 40 тысяч жителей, которые занимались верблюдоводством, рыболовством и выращиванием фиников. В 1958 году жизнь в ОАЭ полностью изменилась - была найдена горючая черная смесь. Но начало бурному развитию было положено только после освобождения от британской колонизации в 1971 году. Не прошло и тридцати лет, а штаты Дубаи и Абу-Даби вели войну на самые изысканные постройки. Несмотря на то, что под штатом Дубаи находится в десять раз меньше запасов нефти, чем под Абу-Даби, мы до прошлого года видели равную борьбу многомиллиардных проектов. Если в этих штатах что-то и строилось, то это было только самое дорогое, лучшее и большое. Но в прошлом году по Дубаи ударил кризис. Хотя в это сложно поверить, но проект самого высокого здания на планете "Бурж Дубаи" пришлось приостановить. А в штате Абу-Даби на падение финансовых индексов в сентябре 2008 года никак не отреагировали...
Одним из проектов в Абу-Даби стал искусственный осторов Яс. Компания Aldar Properties вложила в остров 40 миллиардов долларов. В проект были включены все виды развлекательных заведений: аквапарк, развлекательный центр "Феррари", тематический парк Уорнер Бразерс, поле для гольфа, гостиницы, магазины, виллы. Конечно же, все имело приставку "самое-самое". Например, американские горки будут самыми быстрыми в мире, развлекательный центр самым большим в мире, гостиницы самыми необыкновенными.
Вся изысканность Ближнего Востока не обошла стороной и трек "Яс Марина" - морская петля Яс. В регионе Персидского залива у проектантов было два конкурента: трек в Сахире (Бахрейн), где проходят гонки Формулы-1, и трек в Лосале (Катар), где проходят гонки Moto GP. Но как показало время, трек Абу-Даби обошел своих конкурентов по всем показателям.
Первый раз Формула-1 коснулась Абу-Даби 3 февраля 2007 года. Тогда в столице ОАЭ прошел грандиозный по масштабам фестиваль Формулы-1. Тогда собралось рекордное количество гостей, имеющих отношение к королевским гонкам. В тот же день было дано объявление о том, что Абу-Даби будет принимать Гран-при Формулы-1 с 2009 по 2016, как минимум. Официальным спонсором соревнования стала местная авиакомпания "Etihad Airways" . Проектантом трассы стал по уже неизменной традиции Герман Тильке. Тильке в 2006 году изначально брался за скромный проект трассы, для проведения местных соревнований. Но через год планы города изменились и архитектор принялся за проект постройки трассы для проведения Гран-при.
В октябре 2008 года был заложен первый камень "Яс Марины", а через год был сдан в эксплуатацию новый "самый-самый" проект в Абу-Даби. В комплексе с автодромом были построены школа вождения, центр гонок на скорость, трасса для картинга. В зрительских интересах было сделано две вещи. Первой их них стала конфигурация трассы. Герман Тильке подарил две длинных прямых (длина одной из них составляет 1173 метра, что всего лишь на 2 метра меньше, чем длинна прямой на автодроме в Шанхае), что дает возможность увидеть много обгонов по ходу гонки. Из-за наличия двух длинных прямых, гонщикам прийдется искать баланс между настройками на быструю и медленную часть трассы. Также достопримечательностью трассы стал выезд из пит-лейн, проложенный у туннеле. Эта особенность станет дополнительный испытанием для пилотов, поскольку туннель начинается после линии ограничения скорости.
Вторым сюрпризом для зрителей стали трибуны. Места для зрителей поделены на два класса: VIP и VVIP. Если с минимальным уровнем VIP многое понятно - в Абу-Даби не воспринимаются простые вещи,- то места VVIP получили оригинальный вид. Первой такой "трибуной" станет отель Яс, напоминающий по своей форме кита,- кольцо автодрома ныряет под хвостовую часть гостиницы. В вечернее время отель начинает переливаться множеством цветом и это станет великолепным зрелищем для телезрителей. Вторая VVIP-трибуна - солнечная башня, расположенная рядом с первым поворотом. С нее Его Высочество шейх Калиф Бин Заед Аль Нахьян будет наблюдать за стартом и финишем гонки.
Этой роскошью Абу-Даби утер нос пустынному автодрому в Бахрейне. Казалось, что хотя бы Катар со своей ночной гонкой в Moto GP сможет навязать борьбу Абу-Даби, но был найден козырный туз и на эту составляющую. В Абу-Даби нас ждет первая гонка, которая начнется днем, а закончится после захода солнца. Для этого трек был оборудован искусственным освещением. Конечно же, освещение стало самым лучшим из всех постоянных треков в мире.
Трек был открыт 7 октября 2009 года, когда Бруно Сенна провел первые тестовые заезды. Теперь нам впервые в истории предстоит увидеть вечернюю гонку в Формуле-1.
Только цифры:
это один из трех автодромов в нынешней Формуле-1, по которому гонщики будут двигаться против часовой стрелки;
длина круга - 5554 метра;
количество поворотов - 21 (12 левых и 9 правых);
количество кругов - 55.
Дмитрий Левчук, iSport.ua